Читая Нагорную Проповедь, мы понимаем, что аудитория, к которой обращался Иешуа, это были евреи. И Иешуа, обращаясь именно к еврейскому народу, говорит им о том, что они соль земли и свет мира. Давайте поразмышляем над второй метафорой:
«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Матфея 5:14).
Что значит «свет мира»? Свет — это жизнь. Свет — это то место, где вообще возможна жизнь, потому что там, где тьма, жизни быть не может. Иешуа говорит о том, что вы свет для этого мира, вы его освещаете, вы даёте этому миру видеть, что добро, а что зло. Если еврей перестанет быть неким критерием добра и зла, света и тьмы, то он как та соль — перестаёт солить.
«Не может укрыться город, стоящий на верху горы». То есть Иешуа как бы говорит: «Вы не сможете скрыть своё еврейство. Чем больше вы захотите ассимилироваться, тем больше проблем на вас сможет свалиться. Поэтому не прячьтесь, начинайте светить людям своей верой, своими отношениями с Богом Израиля, и тогда вы будете настоящими евреями». И обратите внимание на следующий стих:
«И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Матфея 5:15).
В синодальном тексте написано «свечу», но это не совсем верный перевод. Здесь используется греческое слово λύχνος/лихнос, что означает «светильник». Свечей в те времена ещё не было. Были глиняные кувшинчики, которые заполнялись оливковым маслом, туда вставлялся фитиль, он поджигался, и таким образом он долго горел. Для того, чтобы потушить такой светильник, его накрывали сверху чуть большим сосудом, и без подачи кислорода этот светильник просто угасал.
Иешуа говорит, что нет смысла накрывать светильник, если вы его зажгли. Это нелогично, ведь светильник зажигают не для того, чтобы его тут же потушить. А Бог зажёг еврейский народ и сказал: «Вы свет мира». И Иешуа говорит: «Я пришёл не для того, чтобы еврейский народ перестал быть светом или солью». Как раз наоборот, Машиах пришёл для того, чтобы евреи стали светом и солью для этого мира, а не для того, чтобы накрыть этот светильник сосудом. И Иешуа говорит о том, что они город, стоящий на верху горы, то есть что Израиль всегда будет в центре внимания у всех народов. «Вы живёте на горе, на возвышенности. Лица всех людей так или иначе будут направлены на вас. Вы не сможете скрыться». Посмотрите любые новости — обязательно Израиль в центре внимания.
Но это ещё не всё, что сокрыто в 15-м стихе. Некоторые толкователи, и не только еврейские, видят в нём ещё кое-что интересное. Например, в Лингвистическом ключе Роджерса, в комментарии к параллельному месту из Евангелия от Марка 4:21, написано, что это слово лихнос/«светильник» имеет определённый артикль, что указывает на определённый светильник. И этот словарь говорит о том, что, возможно, речь идёт именно о Ханукальном светильнике.
Принимая во внимание такой взгляд на светильник, мы вспоминаем, как празднуется Ханука. Чтобы «правильно» праздновать Хануку, евреи брали светильник и ставили его на видное место — либо на окно, либо у дверей дома, чтобы все видели. А что видели? Что здесь живёт еврей, который радуется, празднует дату очищения жертвенника. То есть тот еврей, который принимает жертвенник как центральный атрибут взаимоотношений с Господом.
Ханука — это освящение жертвенника. История с кувшином масла не найдена нигде, кроме произведений Рамбама. А Рамбам — это аж 12-е столетие. Я не очень доверяю Рамбаму, потому что в древних источниках нигде нет истории о найденном кувшине с маслом — ни в книгах Маккавейских, ни даже в Талмуде. Но 1 и 2 Маккавейские книги повествуют о том, что Ханука — это праздник освящения жертвенника. И еврей, который празднует Хануку, который ставит этот светильник на окнах или на входе в дом, показывает, что для него жертвенник является центром его взаимоотношений с Господом.
Если же мы в таком контексте понимаем выражение Иешуа, то получается, что Иешуа намекает на следующее: если для вас жертва и жертвенник не являются центром взаимоотношений с Господом, вы перестаёте быть еврейским народом.
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матфея 5:16).
Это и есть настоящая Ханука: пусть ваш свет светит перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела. Не столько важен светильник, сколько вы сами как светильники, как те шамаши, которые должны зажигать друг друга, чтобы светить неевреям, не знающим Господа.
Автор — Валентин Хефец, раввин Хмельницкой еврейской мессианской общины «Менора» / ШомерТВ
Последнее: 26.07. Спасибо!