Существуют разнообразные виды одаренности, говорит Павел. Многие имеют важное значение для церкви: лидерство, щедрость, дар предвидения, способность к преподаванию, общение, гостеприимство и так далее. Я никогда не испытывал какого-либо отрицательного отношения к щедрости. Хотя люди могут быть сами негостеприимными, они не исповедуют отрицательного отношения к гостеприимству или доброте.
Но я часто сталкивался с антиинтеллектуализмом.
Христиан-интеллектуалов много повсюду. Некоторые из них хорошо образованы и имеют университетские ученые степени. У многих других докторские степени получены в школе жизни. Я счастлив, что для многих из них я являюсь духовным наставником. Основывая церковь «для грешников, святых, и скептиков,» мы с самого начала указывали, что мы не собираемся заставлять людей сдавать мозги в камеру хранения у входа. Мы приветствуем вопросы и критические оценки.
У антиинтеллектуализма существует долгая и уродливая история в религиозной традиции. И хотя множество святых и богословов показывали, что вера и разум могут быть счастливыми партнерами и поддерживать друг друга, история и наш жизненный опыт показывают, что антиинтеллектуализм настойчиво и упрямо присутствует в церкви.
У многих умных христиан, с которыми мне довелось поговорить, есть истории о собственном Галилее или Обезьяньем процессе Скоупса, когда член семьи, учитель или пастор говорил им прекратить задавать критические вопросы о своей вере. Один из моих друзей детства рассказывает, что однажды он спросил своего учителя третьего класса в воскресной школе: «Если Адам и Ева были первыми людьми, сотворенными Богом, откуда взялись женщины, на которых женились Каин и Сиф?» И учитель сказал ему, что если он будет задавать такие вопросы, то они прямиком приведут его в ад.
Легко отрешиться от такого рода анекдотов, как примеров неудачного поведения нескольких фундаменталистов, но и в моих беседах с людьми, которым в прошлом церкви причинили боль, отвергли их или обожгли, я обнаружил, что подобные истории довольно часто встречаются по всему политическому и богословскому спектру. Непростые вопросы бросают вызов неуверенным в себе христианам, и те в ответ нападают на веру, мотивации, спасение души и этику любознательных христиан просто за то, что они осмеливаются заговорить. Такого рода антиинтеллектуализм навсегда отпугнул от церкви немалое число людей.
Очень важно называть антиинтеллектуализм именно тем, чем он является: личная тревожность. Это проблема психологическая, а не теологическая. У некоторых взрослых имеется проблемы признать перед детьми, что они чего-то не знают. У неуверенных лидеров могут возникнуть проблемы с признанием собственного невежества или сумятицы в мыслях. Некоторые из нас настолько амбициозны, что не способны смириться с тем, что не являются самым умным в комнате или центром внимания. Но когда невежество находит способы, чтобы оправдать себя посредством богословия, это вредит всем.
Одна христианка, с которой я знаком, рассказала мне о том, как ее религиозная традиция научила ее с подозрением относиться к своим инстинктивным чувствам и к своему рассудку. И то и другое, учили ее, искажены грехом. Только Святая Библия, Слово Божье, достаточно чиста, и ей можно полностью доверять. А особенно, одному конкретному узкому толкованию этого Слова.
Вздор.
В беседах со смышлеными верующими, я слышу о нескольких текстах, которыми пользуются для того, чтобы оправдать антиинтеллектуализм. Павел говорит, что смирение есть добродетель, и что христиане не должны думать о себе более, нежели должно думать, (Римлянам 12:3). Иисус говорит, что мы не должны стремиться повелевать другими, но служить им (Матфея 20: 25-28). Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. (Притчи 16:9), и Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых (1 Коринфянам 1:27). Интеллектуализм, который ценится «светским миром» может привести людей к гордыне, которую часто считают самым опасным из семи смертных грехов.
Усвоив подобные высказывания, многие умные христиане извиняются за то, что умны. Они скрывают свой свет под спудом и отрицают собственную одаренность, боясь, что если они публично проявят себя, как думающие люди, то им скажут, что они хвастаются, или прославляют себя вместо Бога, или что они думают, что они лучше, чем другие христиане. Они несут этот страх, хотя многие из них являются людьми наиболее скромными из всех кого я знаю, людьми, всем сердцем посвятившими себя служению. Они отмалчиваются в общем разговоре или при изучении Библии, потому что не хотят производить впечатление всезнаек, они не хотят доминировать в разговоре и не хотят задеть чье-нибудь самолюбие.
По собственному опыту знаю, что эти смышленые христиане также первыми готовы признать собственные ошибки. Свою жизнь они видят в постоянном движении по пути исследования и узнавания нового. Они умны, потому что признают, когда не правы, они делают ошибки и учатся на них. Они проявляют достаточную заботу, работая как над своим характером, так и над интеллектом.
В «Письмах Баламута», Клайв Льюис пишет, что смирение – это не о красивых людях, воображающих, что они уродливы, и не об умных людях, пытающихся поверить, что они дураки. Смирение в том, чтобы научится радоваться дарам всех людей, дару мира и самой жизни. Интеллектуальные христиане любят жизнь и хотят узнать о ней все возможное — и поделиться этой радостью с другими.
Конечно, и среди умных людей встречаются придурки. Я знаю некоторых умных христиан, которые в социальном плане не отдают себе отчета в собственных ошибках, когда, например, хоронят разговор под одеялом библейских или богословских мелочей. Можно иметь высокий IQ (интеллект) и низкий EQ (эмоциональный интеллект). И, конечно же, есть разница между умным и мудрым. Но я считаю, что, вообще говоря, умные люди в церкви говорят слишком мало — а не слишком много.
И в самом деле, когда Иисус говорит своим последователям, чтобы они не были, как соль, которая теряет свой вкус, греческое слово, переведенное как «теряют вкус,» может также иметь значение стать скучным или глупыми. Это место, где мы получаем слово «болван». Такая соль даже в навозную кучу не годится (От Луки 14:35). Другими словами, сообразительные верующие, не теряйте хватку — не становитесь дураками!
Не могу себе представить, чтобы Иисус сказал своим последователям, чтобы те не выступали против глупых идей или политики. Не думаю, что мы прославляем Бога, когда скрываем наши таланты, или когда мы затыкаем рот другим, или позволяем заставить их замолчать по антиинтеллектуальными причинам.
Иисус действительно советует христианам, когда следует промолчать: "Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они, обратившись, не растерзали вас» (Матфея 7:6). Как мне кажется, основная мысль здесь заключается в следующем: не тратьте свое время с людьми, которые не ценят того, что вы предлагаете. Вы можете предложить некоторым людям что-то чрезвычайно ценное, а заработаете только их гнев и презрение.
Я думаю, что Библия дает практические советы христианским интеллектуалам: Если вы обладаете даром знания или мудрости, не скрывайте свой свет. Но не тратьте впустую свое время, когда вас не ценят по достоинству, и не извиняйтесь за то, что вы умный. Вместо этого, найдите сообщество, где ваши дары оценят, и вы можете использовать свои таланты на благо царства Божия.
Автор — Дэйв Барнхарт / ministrymatters.com
Перевод — Наталия Наказнюк для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!