Очень часто твердыни, препятствующие нам в молитве, связаны с нашим собственным эгоизмом, эгоцентризмом. Хочу привести на эту тему слова одного цадика:
«Разъясняя слова Писания “Я же стоял между Господом и между вами” (см. Второзаконие 5:5), рабби Михл из Злочева сказал: “Я стоит между Господом и нами”».
Дело в том, что оригинальный еврейский текст можно прочитать не только как «Я стоял между Господом и нами», но и как «Я стоит между Господом и нами».
«Когда человек говорит “я” и концентрируется на этом, то оскорбляет этим словом Творца, воздвигая стену между собой и Богом. Но кто жертвует своим “я”, того ничто не отделяет от Творца. О таком человеке сказано: “Я принадлежу Другу моему и ко мне обращено желание Его”. Ибо если я отдаю своё “я” Другу, то Его любовь охватывает меня и убирает то, что отделяло от Него».
Мне кажется, это очень толковое библейское, даже где-то (хоть и неявно) новозаветное наблюдение. Скажу, что мне часто в молитве, в поклонении, в какой-то духовной войне именно это мешало. Я молюсь, я действую против каких-то твердынь, пытаюсь скинуть какую-то гору, молюсь против каких-то сил тьмы, а передо мной — моё «я». Я во всём как бы думаю о себе, о том, что мне, что меня, что ко мне, а что от меня, как я, я, я... Я вспоминаю, кто мне что сказал, как меня приняли, а, может быть, кто-то отверг и прочее.
А что с этим делать? Если даже этот цадик понимал, то мы точно знаем, что делать. Нам нужно использовать Божью веру. Не надо паниковать: «Я ничего не могу с этим сделать! Боже!» Конечно я ничего не могу с этим сделать. Но Господь же сделал! Он же распял моё эго на голгофском кресте. Он же справился там со всем этим мотлохом, со всем клубком моих гордостей, тщеславий, саможалости, обид, всех моих мыслей-перемыслей, всех моих чувств, чувствований, моих ложных смирений, моей постоянной концентрации на себе моём. Он же со всем этим разобрался!
Имейте веру Божью, возьмитесь за неё, и скажите: «Ты, поганое старое эго, ты уже мёртвое! Тебя Господь разорвал Своими ранами. Я не твой должник!» В Римлянам 8:12 сказано: «Вы уже не должники плоти, чтобы жить по плоти» (см. Римлянам 8:12). А что такое жить по плоти? Это думать по плоти, переживать по плоти, действовать по плоти. Но мы уже не должники этого.
Это реальное основание нашей Божьей веры! И когда мы это принимаем и не начинаем соответственным образом паниковать и приходить в ужас от своих тупиков, а просто начинаем от этого смеяться, потому что это ложь, — тогда это марево начинает рассеиваться. Я не хочу сказать, что оно исчезнет в одну секунду, но оно будет рассеиваться постепенно. И ясный свет Господний будет направлять нас в самом себе, этот свет будет становиться нашим путём, нашей новой дорогой.
Борис Грисенко, раввин КЕМО
Последнее: 26.07. Спасибо!