Некоторые любят то, что узнают о Боге больше, чем Самого Бога.
Библия предостерегает нас об опасностях, приходящих с нашим знанием о Боге, особенно для богословски подкованных и убежденных. «Нельзя служить и Богу, и богословию». Хорошее богословие – это лишь средство почитания и поклонения Богу, иначе оно бесполезно.
Не превратилось ли ваше увлечение богословием в идолослужение? Не попали ли вы в ситуацию, когда, по иронии судьбы, ваши знания о Боге удалили вас от Всевышнего, а не приблизили к Нему? Чтобы попытаться найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам задать себе еще девять.
1. Приближает ли ваше богословие к Богу?
Помогают ли ваши знания о Боге углубляться в молитве? Самая верная проверка нашего богословия – выяснить, производит ли оно более близкие отношения с Богом. Никто не мог рассказать Иисусу что-нибудь новое о Боге, но Он, тем не менее, не отлынивал от молитвы. Более того, Он настойчиво и усердно находил время, чтобы провести со Своим Небесным Отцом (Ев. от Марка 1:35).
Тим Келлер говорит:
«Верный способ проверить свое духовное состояние, по словам Иисуса, посмотреть на свою личную молитвенную жизнь. Многие люди молятся, когда этого требуют культурные и социальные обязательства, а еще они молятся, когда в их жизни появляются трудности. Однако, те, кто поддерживает настоящие, невыдуманные отношения с Богом Отцом, испытывают внутреннее желание молиться, даже когда нет никаких внешних катализаторов для этого» (Prayer (Молитва)).
2. Побуждает ли богословие к благовестию?
Помогает ли ваше богословие с радостью ответить на призыв «идти и научить все народы»? Знание о Боге и Его Слове должно «отяготить» вас мыслями о мире вокруг нас, чтобы окружающий мир увидел, познал и полюбил истину, которую познали и полюбили мы. В каждой изученной главе, в каждом заученном наизусть стихе, в каждой понятой доктрине должен быть импульс идти и свидетельствовать о Христе.
Именно об этом молится Иисус:
«Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ев. от Иоанна 17:7-8,18,23).
Весь смысл нашего знания чего-нибудь о Боге лишь в том, чтобы и мир тоже Его познал. Подталкивает ли ваше богословие к миссии, к благовестию там, где Господь поместил вас в этом мире?
3. Освобождает ли ваше богословие для жертвенной любви к ближним?
Получается ли так, что с новыми знаниями о Богу вы начинаете еще больше служить и любить ближних? Хорошее богословие убирает барьеры между христианами (1 Кор. 1:10). Оно не строит стены. Уходит вражда (Еф. 2:14), ее вытесняет купленная кровью любовь. Любовь, которая свидетельствует, что мы принадлежим Христу (Ин. 13:35).
Иоанн пишет:
«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7-8).
4. Подогревает ли ваше богословие желание учиться?
Приводит ли большее знание о Боге к желанию знать Его еще больше? Одним из признаков ущербного богословия является убеждение, что ошибки быть не может. Но нет, глубокое, твердое, прочное и укоренённое богословие приводит к молитве: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18).
Человек, истинно знающий Бога, никогда не может насытиться. Ведь богословие – это изучение бесконечной Личности, необъятного Бога, который никогда не перестает или устает. Именно поэтому богословие – не просто путешествие и занятие на всю жизнь, оно – на всю оставшуюся вечность.
Цените ли вы истину настолько, что радостно будете принимать исправление? Не радуетесь ли вы каждому шансу, когда неправильные моменты в вашем богословии могут быть подкорректированы? Если вы знаете Единого, Истинного, Живого Бога, вы не можете позволить себе не узнавать больше о Нем. У хорошего богословия всегда есть, куда расти.
5. Приводит ли ваше богословие к смирению?
Помогают ли знания о Боге полагаться на Его благодать все больше и больше? Пожалуй, апостол Павел знал нашего Бога досконально, глубоко и лично, как никто другой на этой земле. Но его знания не надмили его ни на йоту, он стал смиренным, но непримиримым борцом с гордыней. Павел смело заявляет: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10).
Все, что я есть и что я знаю – все это по благодати Божьей. Все, что я достигну в этой жизни и служении – всего лишь еще одно проявление Его власти, а не моей. Снова Павел, богослов из богословов пишет: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15).
6. Влияет ли ваше богословие на то, что вы цените и ставите в приоритет?
Зная о Боге больше, преклоняете ли вы колени в поклонении, признавая Бога своим величайшим сокровищем? Иисус в одной из своих притч нарисовал нам картину ситуации, когда сердце человека действительно познало Бога: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то» (Ев. от Матфея 13:44).
Размещает ли ваше богословие все ваши сокровища на небесах, а не в доме или в работе или в интернете, где эти сокровища обитали ранее? Будет ли для вас радостной мысль оставить все земное ради извечного Бога? Чем больше мы узнаем этого Бога, тем меньше мы держимся за земные сокровища, тем больше возлагаем наши мечты, наши сердца, наши устремления на Него.
7. Приводит ли ваше богословие к милосердию?
Зная о Боге все больше и больше, разрывается ли ваше сердце, глядя на нуждающихся и потерянных? Сердце, спасенное Евангелием, должно продолжить труд спасения других. Иисус, «будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9). Именно поэтому мы радостно прибегаем туда, где есть нужда, чтобы отдать все, что дано нам (2 Кор. 8:2-4).
Когда апостолы услышали Евангелие Павла, они не стали корректировать его доктрину оправдания, они просто попросили его не забывать бедных (Гал. 2:10). И это значит, что служение нуждающимся и нищим (духовно, физически и всем остальным) – дорого сердцу Божьему и важно для распространения Евангелия. Те, кто знают Бога, с радостью жертвуют нуждающемуся.
8. А ваше богословие Христоцентрично?
Бог, которого мы встречаем в Библии (и во всем нашем богословии) – это Слово, которое «стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Все, что Бог говорил до Иисуса через пророков, Он говорил об Иисусе (Лк. 24:27, Ин. 5:39-40), чтобы приготовить мир к познанию Сына и любви к Нему. И все, что Бог говорил до Иисуса, в Иисусе Он повторил еще раз, но более понятно, четко и обширно (Евр. 1:2-4). Иисус – образ невидимого Бога, в нем обитает вся полнота Бога (Кол. 1:15, 19). Знать Бога – это то же самое, что знать Иисуса Христа.
Все хорошее, истинное богословие можно свести лишь к Иисусу Христу и Его кресту (1 Кор. 2:1-2). Если распятый Христос не стоит в центре всего, что вы верите о Боге, ваше богословие утратило свою сбалансированность, свой якорь, свой смысл. Нет, говорим мы вместе с апостолом Павлом: «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14).
9. Питает ли ваше богословие стремление к святости?
Побуждают ли ваши знания о Боге к стремлению быть похожим на Него? Это самоубийственно – отлучить свои знания о Всевышнем от желания походить на Христа. Для таких лицемеров Иисус произнес жесткие слова: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк. 7:6). Любовь ко греху – признак такого богословия (1 Фес. 4:5).
У хорошего богословия есть богословие против греха. «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11). Бог дал Себя нам, открыл Себя через свое Слово, чтобы сделать из нас новое творение по Своему подобию. Возрастая в святости, наш свет сияет во тьме, открывая Его славу тем, кто может и должен её увидеть (Мф. 5:16).
Петр пишет:
«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петра 1:3-4).
Смиренная, полная надежд молитва тех, кто знает Бога, по-настоящему, радостно, истинно знает Его, такая молитва взывает: «Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем. Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее» (Пс. 118:34-35).
Маршалл Сигал / hristiane.ru
Последнее: 01.01. Спасибо!
Дорогой Маршалл,в пятой главе откровения стихи с 1 по 5, вам не двумысленно сказано о тайне запечатанной книге. В десятой главе откровения в стихах с 8 по 11,говориться — съешь книгу и в устах твоих она будет сладка как мёд, но когда съешь её то горько станет во чреве твоём.Ибо познав истину вы ни только сможете пророчествовать о народах и племенах и языках и царях многих, это то что называется сладким но и будете знать как и чем всё закончится,это то что называется горьким.Съешь книгу, открой тайну Библии,познай истину и тогда ты сможешь повести за собой народы.