Недельная глава Торы — Пкудей — «Мои указания»
Мне пришлось перечитывать этот отрывок писания неоднократно, и понимая важность написанного, я пытался быть адекватным к прочитанному.
2 Тим3:16-17 говорит нам «все писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен»
Эту главу Торы можно разделить на несколько интересных уроков:
- А). Отчет за даяния - священный шекель и ½ шекеля
- Б). Шатер свидетельства — скиния откровения
- В). Священнические одежды — вид первосвященника
Возьму тему одежд и вид священника.
Как и все в Мишкане (скинии Моисея), так и в первом Храме, каждая деталь их одежды имела обычное, “земное”, и Небесное предназначение.
(Евр. 5:4) — « и никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон»
Одежда служителя Храма состояла из четырех частей: длинный белый льняной хитон, под ним — “нижнее белье”, особый пояс и головной убор. Первосвященник носил одежду из восьми частей: кроме перечисленных, он надевал еще накидку голубого (небесного) цвета, к ней рабочий хитон “рабочего большого фартука", нагрудную пластину из толстой ткани, головной убор, а к головному убору крепилась пластина из золота на которой было начертано «СВЯТЫНЯ ГОСПОДУ». Нагрудная пластина и есть та деталь, которая называется хошен.
Само слово происходит от корня хаш — чувствовать. И в самом деле, хошен выполнял функции напоминания для священника, когда он служил пред Господом, чувствуя свою ответственность за весь народ Евр.5:1-6 (не даром его надевали на грудь — ближе к сердцу).
Хошен (наперсник) делали из очень толстой ткани (по толщине — как свитер грубой вязки). Сделанный из этой ткани прямоугольник, размером — 50 на 25 см, складывали пополам, и получалось нечто, наподобие папки. Хошен подвешивался к накидке Первосвященника кручеными веревками, прикрепленными с одной стороны к двум верхним углам хошена, с другой — к лентам, которые шли через плечи со спины первосвященника. Эти ленты через спину соединяли боковые края “передника”.
Внешний слой ткани хошена в четыре ряда (в каждом ряду — по три) вплетались 12 металлических гнезда. И в каждое был вложен драгоценный камень. На камнях были высечены имена родоначальников колен Израиля. Необходимо отметить, что действие хошена (и всего остального, что связано с Храмом) осуществлялось только во времена Мишкана (переносного Храма), построенного Моисеем и в эпоху Первого Храма. Во времена Второго Храма (с 4-го века до н.э. по 1-й век — 420 лет) ни одежды коэна, ни составные части Храма этих функций не выполняли. Царей не выбирали через хошен (урим и туммим, которые были в связке с наперсником) и прошений пред священником не вопрошали, как это делал Давид и народ.
Что мы называем еврейским народом?
а) Евреи суть общество людей, связанных особым Заветом с Б-гом Авраама
б) Любой человек, решающий присоединиться к этому Завету, сразу становится общим с еврейским народом, и это действовало как в ТАНАХЕ, так и Новом Завете Еф.2:12-13
в) Сын или дочь еврейских родителей — еврей(ка).
В третьем пункте мы, более или менее, совпадаем с другими народами. Но этот пункт определяет народность. Сын, рожденный у королевской семьи будет принцем, сын врача в большем случае станет врачом, сын военного — также как отец. Таким образом, возможно продуктивнее будет рассматривать еврейский народ (кегилат Исраэль — общность Израиля) не как народ в европейском смысле, а как «царством СВЯЩЕННИКОВ» Исх19:6 (Что, кстати, близко к верной фразе «еврей — это профессия»).
И так вернемся к теме ХОШЕН
И сделай хошен правосудия искусной работы, соответственно нагрудному одеянию сделай его: золотой, голубой и багряной тканью, и шелком алым и льном пронизанным сделаешь ты его...(Исход 28:15)
Что такое хошен? Я не имею в виду значение слова, хотя и оно заслуживает внимания: русский синодальный перевод называет его «наперсник» (т.е. нагрудник), а значение ивритского слова неясна: может это схоже больше на арабский «быть красивым, здоровым»
И сделай хошен правосудия — говорит каждому из нас Тора; и это означает настройку самого себя на общение с Единым спасителем человеков и на умение слышать в себе Его истинный голос и не бояться.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Наперсник (ивр. хошен) — четырёхугольный нагрудник (пектораль) в облачении первосвященника с 12 различными драгоценными камнями, образующими четыре ряда по три камня в каждом, на которых были выгравированы названия двенадцати колен Израилевых. Наперсник прикреплялся к ефоду золотыми цепочками и шнуром голубого цвета (Исх.28:13-29; 39:13-30).
На нагруднике или внутри него помещались урим и туммим (Исх.28:30), при помощи которых первосвященник от имени народа или царя вопрошал Бога (Чис.27:21). Первосвященник должен был носить имена колен сынов Израилевых на наперснике, у своего сердца для постоянного памятования о них пред Господом (Исх.28:29-30).
Он назывался также «наперсник судный» (Исх.28:15), быть может и потому, что его носил на своей груди первосвященник, такое высокое лицо, которое должно было служить источником правды и суда, и решения которого по Божественному вдохновению всегда должны быть ясны, справедливы и обязательны для иудеев.
Драгоценные камни Рядом: рубин, топаз, изумруд, — это первый ряд. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз. Третий ряд: яхонт, агат иаметист. Четвёртый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнёздах должны быть вставлены они. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.
(Исх.28:17-21)
Перечень двенадцати камней упоминается и в Новом Завете, в книге «Откровение Иоанна Богослова» при описании стен Небесного Иерусалима. Это в основном те же камни, однако, в отличие от камней, украшавших наперсник первосвященника, здесь появляются вместо алмаза, карбункула, агата и оникса — хризолит, халцедон, сардоникс, хризопраз и иакинф (гиацинт):
Основания стены города были украшены всякими драгоценными камнями: основание яспис, сапфир, халкидон, смарагд, сардоникс, сердолик, хризолит, вирилл, топаз, хризопраз, гиацинт, аметист. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.
(Откр.21:19-21)
В Библии не упоминается их цвет, поэтому точное определение невозможно. Единственный источник, указывающий цвета украшавших эфод камней, — сравнительно поздний Мидраш Раба (Бамидбар Раба 2:7):
«…каждый имел знамя особого цвета, соответствовавшего цвету драгоценного камня на груди Аарона… Камнем Реувена был одем, и цвет его знамени был красным, и на нем была вышита мандрагора. Камнем Шим‘она был питда, и его знамя было зеленого (жёлтого) цвета… Камнем Леви был барекет, и его знамя было на треть белым, на треть черным и на треть красным… Камнем Иехуды был нофех, и цвет его знамени был подобен цвету неба… Камнем Иссахара был саппир, цвет его знамени был черным, как сурьма… Камнем Звулуна был яхалом, и цвет его знамени был белым… Камнем Дана был лешем, и цвет его знамени был похож на саппир… Камнем Гада был ахлама, и цвет его знамени был… пурпурным… Камнем Нафтали был шво, и цвет его знамени был… смесью белого и черного цветов… Камнем Ашера был таршиш, и цвет его знамени был подобен цвету драгоценного камня, каким женщины украшают себя… Камнем Иосифа был шохам, и цвет его знамени был угольно-черным… Камнем Биньямина быляшфе, и цвет его знамени был… смесью всех двенадцати цветов…»
Вышесказанное и перечисленное мной к толкованию недельной главы я хочу направить не для интересной иллюстрации наших знаний, а к особой цели нашего призвания как искупленных и возрожденных к живому упованию в Мессии народу, составляющих из евреев и неевреев. В большинстве случаев многие верующие не воспринимают 2 Петра 2:9 « но вы — РОД избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы ВОЗВЕЩАТЬ совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» как призыв священства, которые облачаются в одежды священства, на которые необходимо возложить наперсник «НАПОМИНАНИЯ» за народ. В число которых вы сими входите, чтобы входить в скинию свидетельства — я не ошибся «скиния свидетельства» так, как только там мы свидетельствуем нашим ходатайствам, что народ Израиля жив. И с ним все чтущие имя Иешуа царя еврейского народа. Если мы говорим, что мы Христовы и подражаем Ему, то и поступать должны как Он, не ища своего.
Евр.8:6 «но Сей коген ( Первосвященник) получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших условиях (обетованиях)»
Он ходатай за свой народ, составляющая которого есть единство спасенных евреев и спасенных из язычников, тем более мы все называющие себя детьми Авраама и Б-га должны обличаться в одежды священства, на которых написаны имена детей (детей Израиля), как делал это рав Шауль (Павел) в Рим.9:1-5
Это сильная мысль. Думаю, что если ее развить и показать, что часто в церкви люди думают о себе как о личности в отрыве от других… а вот первосвященник представлял весь народ, ассоциировал себя с народом. И наша задача, как священников ходатайствовать не только за себя, но и за народ, помнить, что мы часть народа.
С уважением, раввин ЕМО «Свет Мессии», В. Свионтэк
Последнее: 26.07. Спасибо!
Хотелось бы видеть ещё :Брейшит, Ноах, Лех-Леха, Ва-Иера...
Комментарии к недельным главам выставляются в порядке их очереди прочтения — со временем дойдем и до Брейшит :)
«И наша задача, как священников ходатайствовать не только за себя, но и за народ, помнить, что мы часть народа.» Вот это ДА, верно! Спасибо ребе В.Свионтэк!
И ко всему этому, хотелось бы обратить внимание на Шмот 38:24-29 где говорится сколько всего было принесено драгоценных металлов. Если перевести на современные меры исчисления то получается: золото — 995 кг, серебро — 685 кг, медь — 241 кг, и это они собрали где-то за несколько месяцев. Впечатляет! И если мы еще вспомним, что в какой-то момент Моше запретил им приносить для постройки Мишкана, то это еще более впечатляет.
И еще один факт меня заставил задуматься: написано что на хошене было 12 камней по числу колен, и тут у меня возник вопрос: какие именно туда вошли колена если по факту в дальнейшем в земле Израиля жило 13 колен: Симеона, Рувима, Иуды, Иссахара, Завулона, Ефрема, Манассии, Вениамина, Дана, Асира, Гада, Неффалима и Левия.Там были записаны колена который должный были получит земельный надел, тогда не входило колено Левия; или колена Ефрема и Манасси считалось за одно, как сыны Иосифа, хотя само понятие колена Иосифа встречается однажды и то в книге Откровения 7:8? Возможно ответ кроется в книге БЕМИДБАР(Числа) 1:1-15 где Господь просит «исчислить все общество сынов Израилевых по родам их» и в помощь Моше и Аарону выбирает для этого главу рода «... с вами должны быть из каждого колена по одному человеку, который в роде своем есть главный» и там не упоминается колено Левия.
У меня в статье «Ключ к камням хошена» несколько другое расположение камней. Думаю более приближенное к истине. С уважением М.Г.