Недельная глава Торы — Тиса

Недельная глава Торы — Тиса

Исход 30:11-34:35

Это одна из самых драматичных глав Торы, так много событий происходит за короткий срок, описываемый тут. Да простят меня за мои размышления все учителя и проповедники.

Давайте освежим в памяти основные события:

  • Завершение постановлений о строительстве Мишкана — Скинии, рецепт мира  для помазания всего переносного Храма и вещей, людей, и смесь для воскурения на малом жертвеннике.
  • Призвание Бицалеля и Аолиава для выполнения работ по строительству Мишкана.
  • Прояснение роли Шаббата  для Израиля.
  • Грех золотого тельца, гнев Бога, ревность Левитов и  смерь трех тысяч евреев.
  • Моше отделяет свой шатер от общего стана и у него появляется своя собственная скиния собрания — собрания его с Богом. Мы видим невероятную близость общения Моше и Всевышнего, простоту и искренность. Как результат этих отношений — откровение о том, что Всевышний — благой и многомилостивый, человеколюбивый, прощающий вину и грехи. Слава Бога проявилась ради одного человека невероятно сильно и глубоко.  Бог обновляет свой завет. И в конце мы видим сияющего от славы Божьей Моше.

Каждый из этих фрагментов достоин отдельного рассмотрения и нашего полного внимания. Тысячи лет эти легендарные примеры вдохновляли проповедников  и учителей, становились примерами для подражания или наоборот — для предостережения.  И мне кажется, что мне не стоит устраивать банальный разбор в стиле — “посмотрите, дети, какие они плохие, нельзя так делать”. Любой читающий эту главу и сам понимает, что так нельзя. А что ж делать? Как тогда нам комментировать эту главу? И вот что я еще подумал — а должны ли мы все комментировать? Имеем ли мы право пытаться все объяснить и поставить свой человеческий штамп — “ЗАЧОТ! Молодец Моше, левиты, Бог тоже у нас Молодец, негодяи  израильтяне, но впрочем, им уже все равно, так им и надо!”

Откровенно говоря, я не обладаю писательским даром, и мне не хватает слов, чтобы описать то, что я чувствую, читая Тиса.

Часто, помню, я завидовал Моше — как близко он с Богом был. До сего дня в моем разуме не вмещается простая мысль:

Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем.  (Исх.33:9)

И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан;  (Исх.33:11)

 

Просто попытаемся представить себе — Бог приходил, видимо, ради общения с одним человеком. Бог посещал так, что все вокруг видели. И лицом к лицу, сердечно и по-дружески они разговаривали... Как тут не завидовать?

А какой между ними разговор:

И сказал Моше Господу: вот, Ты говоришь мне: “веди народ сей”, а не известил меня, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: “Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих”,

Теперь же, если нашел я благоволение в очах Твоих, то молю: дай мне знать пути Твои, дабы я знал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и смотри: люди эти — народ Твой.

И сказал Он: Сам Я пойду, дабы успокоить тебя. (Исх.33:12-14)

Господь Сам пойдет посреди Израиля, чтобы успокоить сердце своего слуги.

Для того, чтобы четче понять глубину этих отношений и все, что открывается во второй части Тиса, нужно вспомнить, каким образом все  началось — Моше ушел на Хорив, чтобы получить от Отца заповеди для жизни. В это время народ устал от ожидания и пошел известным  путем — сделал идола, назвал его самим Богом и во всю веселился. Читая о том, как Аарон помог им в изготовлении тельца, так и хочется закричать: “Обернитесь назад, 40 дней до того вы трепетали перед Богом, клялись в верности, что вы делаете сейчас?!”.  А потом... Такая боль и гнев обманутого Возлюбленного...

А теперь оставь меня, и возгорится гнев Мой на них, и Я истреблю их, и сделаю тебя народом великим. (Исх.32:10)

Сам же не появлюсь в среде твоей, так как ты народ жестоковыйный, чтобы не уничтожить Мне тебя в пути. Как услышал народ зловестие это, они восскорбели, и никто не возложил на себя украшений своих. Ибо сказал Господь Моше: скажи сынам Исраэйлевым: вы народ жестоковыйный; пошел бы Я на одно мгновение среди тебя, Я бы уничтожил тебя; а теперь сними с себя украшения свои, а Я буду знать, что делать Мне с тобою. (Исх.33:3-5).

Возможно, кто-то неприятно впечатлен действиями левитов. Как Бог мог это сделать, допустить, ведь с позиции простого человека — ну да, плохо сделали люди, ну согрешили... так что ж, так сразу всех под нож?! — пусть те, кто хотят, остаются с таким удивлением. Ну и с отговоркой, что все это времена Ветхого Завета и к нам мало имеет отношения!

Меня же больше мучает другой вопрос — а как народ смог обратиться к идолам так скоро? Как можно было предать Его? Как не побояться плюнуть в лицо Того, Кто освободил, спас, такую мощь явил, победил даже не Его, а наших врагов! Как предать Того, Кто сам не предает, Кто есть сама верность?  И тревожные ноты звучат в душе — так как каждый из нас, время от времени, так поступает. Сколько людей и в наше время тянутся к золотым тельцам (и речь не только о деньгах или финансовых пирамидах, у каждого могут быть свои искушения), называя их Богом, не видя разницы и искренне веря, что они верны Ему! Но слава Ему, что в нашей жизни есть место и наказанию, когда мы можем отрезвиться и одуматься — кто мы? Куда вообще идем и к чему стремимся?  Как нужно нам порой отрезвление! Думаю, не имеем мы морального права превозносится над ними, древними евреями. Ведь если подумать, они не имели ничего из того, что Бог дал нам! Слово Божье в его полноте, рождение свыше, новозаветная благодать спасения, личное общение с каждым из нас... И мы при всех наших плюсах умудряемся оступаться, сомневаться, заигрываться в свои игры. Нам дано больше, чем нашим предкам и дальше по тексту.  Как же тут не озаботиться своим положением?

Но вот что потрясает меня во всей истории, так это Его реакция после того, когда Моше поговорил со своим Другом:

И сказал Он: Сам Я пойду, дабы успокоить тебя.

И сказал тот Ему: если не пойдешь Сам, то и не выводи нас отсюда.

Ибо по чему же узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? — ведь только, если пойдешь с нами, чем и отличены будем я и народ Твой от всякого народа, существующего на земле.

И сказал Господь Моше: и то, о чем ты говорил, Я сделаю; потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени.

И сказал тот: покажи мне славу Твою.

И сказал Он: Я проведу пред лицом твоим всеблагость Мою и провозглашу по имени: «Господь пред тобою!» и помилую, кого помиловать Мне, и пожалею, кого пожалеть Мне. (Исх.33:14-19)

И прошел Господь пред лицом его, и возгласил Господь: Господь Бог жалостливый и милосердный, долготерпеливый и великий в благодеянии и истине,

Сохраняющий милость для тысяч (родов), прощающий вину и преступление, и грех; но не оставляющий без наказания; взыскивающий за вину отцов и с детей и с внуков до третьего и до четвертого поколения. (Исх.34:6,7)

После всех людских оскорблений, предательства, Он снова принимает народ в свои объятия. Понятно, что мы можем говорить о силе тшувы. Я не хочу сейчас говорить о том, что делаем мы, но о том, что делает Он! Нам так нужно видеть не только гнев Бога, но и пользу наказания, и силу Его утешения и любви. В результате всех этих тяжелых событий, в конце Тиса, мы видим умиротворение, прощение, примирение Бога с народом.  Гроза прошла, дождь смыл грязь, и снова засияло Солнце правды, дует теплый ветер надежды.  Нам незаслуженно, без стыда, теперь можно поднять лицо к Нему, чтобы встретиться глазами,  и чтобы  покой и уверенность заполняли нас.

И вот еще о чем я думаю: когда они стояли под Хоривом, все было у них в порядке — еда есть, врагов нет, спокойное время, даже скучно как-то, ну и пошло от скуки...

Не опасно ли нам, придя к месту устроенности и комфорта, заскучать на своих скамейках в собраниях и общинах?

Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.

Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.  (1Кор.10:11,12)

А о чем думаете или что чувствуете вы, читая Тиса? Пишите тут в комментариях о своих переживаниях и мыслях. Будьте честны и искренне.  Правильные слова известны всем, но стоит ли писать про белочек?

Мир вам.

Шимон, раввин мессианской общины «Сыны Нового Завета», Кишинев.

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!