Недельная глава Торы — Хаей Сара (23:1-25:18)
Смерть и похороны Сары.
Что можно сказать — Сара умирает в чужой земле, в Ханаане, в городе что ныне Хеврон, в который и пришел Авраам.
Так, стоп, как пришел? А почему, собственно говоря, он туда пришел и что она делала в Хевроне?
Нужно сказать, что у семитских женщин не было такого обычая — отправиться в путешествие без мужа. Читая Тору, мы видим, что в общем Авраам и Сара всегда путешествовали вместе, со времени когда они вышли из Ура.
В Уре и какое-то время в Хоране, они вели оседлый образ жизни, а затем Авраам вел жизнь кочевника.
Но тут что-то необычное, Авраам скитался дни многие в стране Филистимской (21:34), затем Авраам отправляется на гору Мориа, и после тех событий идет и поселяется в Бэер-Шеве. И написано, что жил Авраам в Бэер-Шеве. Бэер-Шева это уже не странствование — это уже жизнь в городе, и рядом с ним жены его, Сары, не наблюдаем — по каким-то обстоятельствам Сара умирает в Хевроне.
Если взять и посмотреть по карте, еще больше возникает вопросов. Дело в том, что если идти из страны Филистимской в Хеврон, то получится, что когда Авраам возвращался с горы Мориа, имея намерение поселиться в Бэер-Шеве, то он прошел мимо Хеврона.
При этом очевидно, что известие о смерти Сары огорчило Авраама и он пошел рыдать по своей умершей.
Судя по всему, между их расставанием в земле Филистимской и этими событиями прошло не очень много времени.
Здесь именно то место, в котором мы можем проверить свое представление о том, сколько лет было Ицхаку, когда его отец повел на гору Мориа. Многие представляют, что это был юноша, до 20-ти лет, некоторые думают, что может быть нескольким больше 20-ти лет.
Но если между этими событиями действительно прошло немного времени, то следовательно мы можем определить возраст Ицхака. Когда умерла Сара ему было 36-37 лет.
Думаю, что для многих эта картина выглядела не совсем так, и многим казалось, что Ицхак был несколько младше.
Итак. Авраам приходит скорбеть, плакать по своей жене.
И вот что он просит у местных жителей — продать ему землю. Столько лет странствий, и Авраам был не бедным человеком, но он не имеет земли, и просит приобрести ее для того, чтобы похоронить свою жену.
В дальнейшем мы увидим, что его сын Ицхак, ненадолго поселившись в Гераре, сразу завладеет множеством пахотных полей. Авраам был уважаемым человеком и не имел земли, он был действительно странником в земле, которая была ему обещана Творцом.
Евр.11:9,10 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
Но для умершей он хочет приобрести землю. Он просит продать землю, но сыны Хета готовы просто дать Аврааму любую землю, даром. Как сейчас принято — хотят «благословить» Авраама, но Авраам не хочет принимать такое «благословение», он хочет приобрести эту землю за полную цену, серебром.
Потом в свое время Давид скажет ту же фразу:
1Пар.21:24 И сказал царь Давид Орне: нет, я хочу купить у тебя за настоящую цену, ибо не стану я приносить твоей собственности Господу, и не буду приносить во всесожжение [взятого] даром.
То, что мы приносим от себя Господу, то что важно для нас — за это мы должны платить цену, это не должно доставаться нам даром.
Авраам не хочет, чтобы место для погребения жены ему досталось даром, он платит полную цену, которую объявили ему.
Объявили, как бы между прочим, что стоит эта земля для меня и тебя 400 сикелей серебра.
С одной стороны — как бы и немного, но с другой стороны, в то время стоимость труда одного человека в год составляла приблизительно 6-8 сикелей. 400 сикелей эта плата 50-60 работников за год.
Авраам, услышав цену, отвесил серебро и купил землю.
Казалось бы, это не важные вещи, нас бы могло больше интересовать, что Сара делала в Хевроне одна без Авраама, а также когда и почему она туда пришла? Но Тора не открывает нам этого, зато весьма подробно описывает, как Авраам покупает землю и за какие деньги.
Думаю, здесь сокрыт один очень интересный принцип — нельзя от чужих принимать подарки, насколько бы это нам не было бы нужно, и на сколько ценными не были бы эти подарки. Чужие подарки потом дорого могут нам стоить. Стоит брать пример с Авраама и платить полную цену за то, что нам необходимо.
Авраам в некоторых вопросах проявлял принципиальность. Чтобы царь Содома не бросил тень на победу,которую Всевышний даровал Аврааму, он не пожелал взять даже ремня от обуви (другими словами — шнурков) — такая мелочь, но когда дело касается принципа, в учет идут даже шнурки. (14 глава)
Думаю, вот на что хотел обратить наше внимание Творец в этой недельной главе, поместив этот рассказ в Тору.
С уважением, Дмитрий Ю.
Последнее: 26.07. Спасибо!
Хотелось бы еще добавить что в этой же глава говориться о смерти и погребении Авраама (причем он погребен там же где и Сара, там же будут похоронены и Исаак и Реввека и Яков со своими женами).
Причем хочу заметит что в Быт 25:1-4 говорится что у Авраама были еще сыновья, кроме Исаака и Измаила, от наложницы. Но надо отметить в 25:5-6 « И отдал Авраам все, что было у него, Исааку, а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную.» Я думаю что сам Авраам считал Исаака истинным своим сыном, своим потомком Затем в 11 стихе мы видим : « По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои.» Здесь мы видим то что было сказано Всевышним ранее исполняется Быт.21:12 "ибо в Исааке наречется тебе семя; ".
В Новом Завете Исаак называется так же единородным Евр 11:17 "Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, " но мы видим что у него были еще сыновья, как же так получается ? А думаю что ответ связан с Саррой, у Сарры это точно был единственный сын и она была первой еврейкой, которая была послушна мужу(раз пошла за ним из Ура и Харрана) ОН ей дает новой Имя (Быт 17:15) и тут же говорит что от нее и от Авраама будет сын с которым ОН поставит завет Быт 17:21 "Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год. "
И на последок Рим 9:6-9 "Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. "