Недельная глава Торы — Лэх лэха

Недельная глава Торы — Лэх лэха

(Бытие 12:1-17:27)

Шалом хаверим! Мир вам, друзья.

Наш недельный раздел для изучения находится в Берешит — Бытие 12:1-17:27  и называется «ЛэхЛэха». Это ключевые слова сказанные Богом Авраму.

1 И СКАЗАЛ БОГ АВРАМУ: «УXОДИ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ, С РОДИНЫ ТВОЕЙ, ОТ СЕМЬИ ОТЦА ТВОЕГО — В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я УКАЖУ ТЕБЕ.
2 И СДЕЛАЮ ТЕБЯ ВЕЛИКИМ НАРОДОМ, И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ, И ВОЗВЕЛИЧУ ИМЯ ТВОЕ, И ТЫ сам БУДЕШЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ.
3 И БЛАГОСЛОВЛЮ БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИX ТЕБЯ, А КЛЯНУЩЕГО ТЕБЯ — ПРОКЛЯНУ, И именем ТВОИМ будут БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ ВСЕ ПЛЕМЕНА на ЗЕМЛЕ».
(БРЕЙШИТ.12:1-3)

Начало обращения Бога к Авраму — «уходи» или «иди» или «уйди»  буквально звучит как «Лэх лэха» и означает «Иди к себе».  К этой фразе я вернусь позже.

Сейчас же хотелось бы чуть больше о самой книге  «Бэрешит» — ну, как всем понятно, эта книга первая в Священном для Иудеев, Христиан и, конечно же, нас, Мессианских евреев, Писании. Название переводится как «В начале», по первым словам первой главы. И иногда эту книгу называют книгой Начал. Она описывает нам не только космогонию, рождение всего нашего мира. Эта книга рассказывает и об отдельных судьбах людей. Мы увидим тут и зарождение мира, и возникновение человечества и проблему греха, первые шаги человека с Богом, атаку врага и обещание победы над ним. В этой книге наше начало, ключевые откровения, для понимания Воли Бога и Его плана для Мира. Фокус повествования то сосредоточен на вселенских масштабах, то резко сужается на отдельных людях. Для Бога важно и то и другое. Ему важны все части этой картины и разные ракурсы. И думаю, что нам  нужно учиться видеть мир так же, как Он — и картину в целом, и в отдельных деталях. Я имею в виду, что не стоит увлекаться только тем, чтобы рассматривать свою жизнь как центр вселенной, и упускать из виду, что кроме нас драгоценных, у Него еще есть немножечко больше — целый мир. Не стоит также стремиться смотреть только на глобальные процессы, происходящие в наше время, забывая, что великое и большое состоит из малых частичек  наших жизней. Бог учитывает и то, и другое. Мы же будем у Него учиться.

И вот таким образом мы подходим к главе Лех Леха. После Творения и Потопа, расселения людей на Земле, вдруг библейское повествование приходит к личности пожилого халдея — Аврама из Ур Касдим (Ура Халдейского). Кем он был, как жил и мыслил? Есть множество вопросов о том, кто стал впоследствии отцом всех верующих (Рим. 4:16).

В книге Деяний евангелист Стефан говорит:

«2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
(Деян. 7:2)»

Бог проговорил Авраму, еще когда он жил на самом Юге Месопотамии в городе Ур. И с этого все началось. Один пожилой человек стал эпицентром Божественной работы. Много написано о тех словах, что услышал Аврам от Бога, и я не пройду мимо них тоже. Тон, в котором говорит Создатель с ним — тон срочности. Это категоричный приказ, с исполнением которого не стоит затягивать. Это не просто приказ Бога — уйди отсюда. Как я в начале написал, точным будет перевод «иди к себе». Странная фраза, означающая глубокие внутренние перемены.  Понятно  из контекста, что Бог заповедовал физически покинуть эту землю, иначе и внутренняя работа в сердце Аврама не произошла бы. Аврам не имел точного названия города или местности, куда именно идти. Иди, говорит Бог. А целью являешься ты сам.  Конечно, духовная эволюция  Аврама — не единственная цель Бога, но она крайне важна, для достижения всех остальных:

2 И СДЕЛАЮ ТЕБЯ ВЕЛИКИМ НАРОДОМ, И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ, И ВОЗВЕЛИЧУ ИМЯ ТВОЕ, И ТЫ сам БУДЕШЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ.
3 И БЛАГОСЛОВЛЮ БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИX ТЕБЯ, А КЛЯНУЩЕГО ТЕБЯ — ПРОКЛЯНУ, И именем ТВОИМ будут БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ ВСЕ ПЛЕМЕНА на ЗЕМЛЕ".
(БРЕЙШИТ 12:2,3)

В наше время так много призывов познать себя, раскрыть свой потенциал, научиться верить себе и жить в гармонии с собой, полюбить себя. И такие лозунги можно теперь обнаружить не только на книжных раскладках с оккультной литературой, но и в современных христианских книгах и в проповедях. И вроде бы так похоже на Божий призыв... но, это далеко не одно и тоже. А в чем же разница? В мир Аврама пришел Тот, кто стал центром откровения и познания, а сам Человек — инструмент Всевышнего, для выполнения Его воли на земле. Да будет воля Твоя. А в оккультизме, язычестве человек — центр мира, а бог или мистические силы — инструмент для достижения своих желаний... да будет воля моя... Задолго до покаяния, я «по самые уши» жил в восточном мистицизме и язычестве и все эти практики твердили — ты бог! Ты будешь иметь, что захочешь, просто посвяти себя нам...  Дикая смесь гуманизма и лести. Хочу предупредить наших читателей — не поддавайтесь этим льстивым словам, пусть даже приправленным библейскими цитатами.

Путь праотца нашего Аврама я бы еще хотел проиллюстрировать словами ребе Шауля:

«...и найтись в Нем не со своею праведностью...» Фил. 3:9

Единственный путь «идти к себе», обрести себя — это стремиться найти Бога. Без Бога всякий человек потерян. Пусть даже он и думает, что нашел себя и приобрел все знания на земле... без Бога всяк потерян. Бог позвал Аврама идти от прошлого, его корней и истоков, земли, семьи и т.д., идти к себе, который находит себя в Нем. Таков поиск.

Как писал Клайв Люис в «Письмах к Малькольму»:

«Просто быть познанными Богом — значит относиться к категории вещей. Мы такие же объекты божественного знания, как червяки, капуста и туманности. Но когда мы реально осознаем это и всей волей стремимся быть познанными, то рассматриваем себя по отношению к Богу уже не как вещь, а как личность. Мы раскрылись, Богу ничто не мешает нас видеть, перемена происходит в нас самих. Пассивность сменяется активностью. Вместо того, чтобы просто быть познанными, мы сами открываем себя».

Народы, живущие сами по себе и для себя — просто объект знания Бога. Те же, кто подобно Авраму двинулся в путь к Богу, добровольно открылись Творцу, чтобы только в Нем найтись. Найтись для Него. Быть с Ним.

Думаю, что и Авраму было страшно покидать насиженные места, идти «туда, не знаю куда». Но суть всего в том, что он ушел не только от всего внешнего, материального, того что имел:

«ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ, С РОДИНЫ ТВОЕЙ, ОТ СЕМЬИ ОТЦА ТВОЕГО»

Он и от себя старого уходил, чтобы с Богом открыть себя нового.

Ту же самую мысль мы обнаруживаем в Новом Завете:

«25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
(Матф.16:25,26)»

Странная мысль — приобретение через потерю. Между потерей и обретением стоит — ради Меня — мотив, движущая причина. Так было во времена Аврама, так было во времена Иешуа, так есть и в наше время.

Возможно, кто-то подумает, как я могу предполагать, что Аврам боялся? А как же его легендарная вера? Разве он не верил могучей верой в обетования? Верил. Но он был и человеком.

Я хотел бы в нашем размышлении над Торой коснуться и вопроса веры Аврама.

Мы прекрасно помним слова Шауля, где он говорит об Авраме:

«19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
(Рим. 4:19-21)»

Но, с другой стороны, читаем в разделе Лех Леха:

«17 И ПАЛ АВРАГАМ НИЦ, И СМЕЯЛСЯ, ГОВОРЯ себе В СЕРДЦЕ СВОЕМ: «НЕУЖЕЛИ У СТОЛЕТНЕГО старца кто-то РОДИТСЯ? И САРА — неужели она В ДЕВЯНОСТО ЛЕТ РОДИТ?!»
18 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНОМУ АВРАГАМ: «XОТЬ ИШМАЭЛЬ ЖИЛ БЫ ПРЕД ТОБОЮ!..»
(БРЕЙШИТ 17:17,18)»

Не очень-то понятно, что происходит, особенно если учесть Рим. 4. Странно, Шауль подходит к вопросу веры праотца нашего. Он словно игнорирует ясные слова Торы о том, что тот смеялся над словами Всевышнего. Как же понять это?

Я думаю, что у отца нашего в плане веры точно есть чему поучиться, просто порою мы не видим веру в том смысле, в каком Аврам ею обладал. Нам привычно, что если у нас есть вера — мы получим, что необходимо нам сейчас и здесь. Но, думаю, каждому известно, что не всегда так происходит. Может, у нас нет веры? Может, ее мало? Бывает, конечно, но я не думаю, что Аврам страдал подобными сомнениями и вопросами. Он просто научился доверять Богу, что все в конце концов будет хорошо, независимо от обстоятельств, времени исполнения, его взгляда на это. Мы видим,  когда Бог молчит годами и не говорит со своим слугой.  Между 16 и 17 главами Бытие — 13 лет тишины. И обстоятельства жизни ухудшились — Аврам старик, без всяких перспектив к деторождению. Все будет хорошо. А как?!

Аврам не то, что бы верою стал на слово обетования и провозглашал: «Ты обещал, дай же мне сына!» Но, скорей, в отчаянии от 13-ти летней  тишины он просто знал, в Чьи руки нужно упасть от усталости ожидания, Чьи руки держат все на свете, Он не обманывает, даже если я вообще ничего не понимаю... Это ГЛУБОКОЕ ДОВЕРИЕ  и есть, на мой взгляд, вера Аврама. Это способность  вверить свою судьбу и все, кто он есть, Богу. А каким путем Он поведет и в какое время все случится — знает Бог.

Я хочу сказать, что, конечно же, нам нужна вера, которая открывает путь обетованиям в нашу  жизнь прямо сейчас. Но так же и доверие Ему там, где  «прямо сейчас» не работает.

Да расширится наша способность верить.

С уважением, Шимон, раввин мессианской общины г. Кишинев

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!