Пророк Иеремия прожил очень сложную жизнь. Он был призвал Богом в юном возрасте — скорее всего, в подростковом — но Господь запретил ему жениться и иметь детей. Он был отвержен. Ненавидим. Избиваем. Заключён в тюрьму. Подвергался издевательствам. Был ложно обвинён. Брошен умирать. И в течение сорока лет он никогда не изменял своего послания, провозглашая суд и погибель, если его народ не покается.
Но иногда всё становилось слишком напряжённым. Давление было слишком велико, жало отвержения слишком болезненным, ужасное послание слишком тяжёлым. И в такие времена даже Иеремия ломался, не изменяя своё послание, но говоря Господу, что он больше не может. «Мне больше не нужно пророчествовать!»
Это произошло в 20-й главе книги Иеремии после того, как он был посажен в колоду, а затем произнёс послание для человека, который это с ним сделал. Он пожалел о том, что родился. Он попытался подавить в себе это послание, но не смог. Оно было как огонь в его костях.
Это произошло в 15-й главе книги Иеремии, когда он произнёс ещё одно мучительное слово о смерти, опустошении и скорби. «Горе мне!» — провозглашает он. Он действительно перенёс многое.
И это произошло в 12-й главе Иеремии после того, как от него отвернулась его собственная семья и близкие хотели предать его смерти (см. Иеремия 11:18-23). Пришло время пожаловаться Богу, и мы читаем эту жалобу, начиная с Иеремии 12:1.
Резкие слова Иеремии к Богу
К сожалению, многие наши английские переводы (как и русские — прим. пер.) лишены остроты, и говорят что-то вроде: «Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии» (Иеремия 12:1). На самом деле оригинал на иврите звучит так: «Я знаю, что Ты всегда окажешься прав, если я подам Тебе жалобу, тем не менее, я собираюсь предъявить Тебе обвинения (или вынести суждение, приговор)» (дословный перевод). Это резкие слова!
В частности, Иеремия ставит под вопрос то, как Господь управляет Своим миром, говоря:
«...Почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далёк от сердца их. А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце моё, каково оно к Тебе. Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения. Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях — сохнуть? скот и птицы гибнут за нечестие жителей её, ибо они говорят: “Он не увидит, что с нами будет”» (Иеремия 12:1-4).
Бог отвечает
И как же отвечает Господь? Как наш милостивый Небесный Отец относится к Своему страдающему верному сыну? Он упрекает его! По сути, он говорит Ему: «Иеремия, если тебе так трудно что-то делать в твоём маленьком родном городе Анафофе, как ты собираешься делать это в таком большом городе, как Иерусалим? Если небольшое давление твоей семьи заставляет тебя задумываться о том, как Я управляю миром, что ты будешь делать, когда будет сложнее?» Или, используя более привычную нам фразу: «Иеремия, будь мужиком!».
Господь сказал ему: «Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?» (Иеремия 12:5) И это было как раз то, что нужно было Иеремии. Он укрепился и продолжил Божью миссию. «Больше никаких жалоб, Господи! Я понимаю, что это больше меня».
Безусловно, Господь также утешил его, по сути, сказав в следующих стихах: «Иеремия, Я понимаю. Моя собственная семья также отвернулась от Меня, и Я должен предать их суду». Но не это первое сказал ему Бог. Вместо этого, Он отверг жалобу пророка и вернул его к реальности.
Это именно то, что нужно некоторым из нас. Нам нужно вернуться в реальность. Мы нуждаемся в Божественном пинке для наших чувств. Мы нуждаемся в святом призыве к пробуждению.
На протяжении всей истории мы выживали и преодолевали
Для многих из нас сейчас всё может быть плохо, а для некоторых — очень плохо или даже ужасно, невыносимо. Я не приуменьшаю боль, пандемию, кризис или всеобщее безумие. Смерть — это смерть. Потрясение — это потрясение. Сейчас действительно беспрецедентные времена. Но, с другой стороны, не такие они и беспрецедентные. На протяжении всей истории мы переживали ад в этом мире, и на протяжении всей истории мы выживали. Более того, на протяжении всей истории мы побеждали.
Говоря словами Павла:
«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание. Но всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Римлянам 8:35-37).
Понимаете, о чём говорит Павел? Нас заколают, как овец (цитата из Псалма 43:23), из-за Евангелия. Мы переживаем скорбь, тесноту, гонения, голод, наготу, опасность, меч. Мы проходим ужасные времена страданий, лишений и боли, но ничто из этого не может отделить нас от любви Мессии. Благодаря Ему мы больше, чем победители. От этого мне хочется восклицать!
На протяжении всей истории Божий народ испытывал сложности разного рода, будь то гонения за веру или жизненные трудности. И на протяжении всей истории нас сопровождала Его благодать, позволяя Его силе раскрываться в нашей слабости. Сегодня нет недостатка в Его силе и благодати.
Будьте сильными в Нём
Итак, Бог говорит к слабым: «Будьте сильными в Господе!» (см. Иоиля 3:10; Ефесянам 6:10). Возможно, вы слабы и немощны, но в Нём вы победитель. Итак, Дух говорит нам: «Не жалейте себя. Не устраивайте вечеринку саможалости. Не отождествляйте себя со своими проблемами. Вместо этого наденьте Божьи доспехи и будьте сильны в Нём. Вы больше, чем победители в Иисусе!»
Мой американский коллега в Австралии, культурный обозреватель Билл Мюлленберг, выразил эту мысль немного иначе. Он написал:
«Нет ничего лучше большого кризиса, чтобы продемонстрировать нам, из чего мы сделаны. И для христиан нет ничего лучше большого кризиса, чтобы показать нам, действительно ли у нас есть вера — есть ли у нас настоящая, спасительная вера. Исповедание веры — это очень легко. Настоящая вера, которая поддерживает нас в трудные времена, — это совершенно другое».
Но эта настоящая вера лежит в основе нашего бытия в Иисусе. Повторюсь, в Нём мы победители.
Настало время нам быть сильными. Пришло время нашей закалки. Пришло нам время подняться.
Иногда Он избавляет нас от кризиса. Иногда Он проходит с нами через кризис. Иногда Он приглашает нас в наш небесный дом посреди кризиса. Но Он всегда рядом с нами. И иногда Он действует необычно, за пределами нашего понимания. Он может сделать это прямо сегодня, здесь и сейчас. Он остаётся Тем же всегда.
Наша вера — это победа
Большинству из нас сегодня не так и плохо, хотя некоторые переживают самые тяжёлые испытания в своей жизни. В любом случае, нам пора ухватиться за Божью благодать, благодать, которая словно поднимает нас над происходящим, благодать, которая укрепляет наши сердца и наш разум, благодать, с помощью которой мы побеждаем. «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1 Иоана 5:4).
Давайте жить в победе, прямо здесь и прямо сейчас. Евангелие было создано для трудных времён. Как и вы.
(Отрывок из книги Майкла Брауна When the World Stops: Words of Hope, Faith, and Wisdom in the Midst of Crisis / Когда мир останавливается: Слово надежды, веры и мудрости посреди кризиса.)
Автор — Майкл Браун / stream.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Полностью разделяю претензию уважаемого автора к переводам в том, что они... я бы сказал «политкорректны». Но в отношении Иер. 12:1 я в затруднении. Русского дословного не нашел, но нашел дословный (насколько понимаю) английский. И, насколько мне позволяет мой английский, переводы не далеко ушли от оригинала:
«Right wouldest Thou be, O LORD, were I to contend with Thee, yet will I reason with Thee...»