«Ной был непорочный в роде своём» — это похвала или поругание?

«Ной был непорочный в роде своём» — это похвала или поругание?

В шестой главе книги Бытие мы читаем о Ное следующие слова:

«...Ной был человек праведный и непорочный в роде своём; Ной ходил пред Богом» (Бытие 6:9).

Такую оценку, которую получил Ной в Писании, мало кто ещё получал. Во-первых, сказано, что он был «цадик», то есть праведник. И мы рассматриваем его праведность в его отношении к окружающим людям. Во-вторых, сказано, что он был непорочен, или буквально «тамим», что означает «быть цельным, без ущерба, быть собранным воедино». Это внутреннее состояние души человека. Он цельная личность, он осознаёт, кто он есть, и кто есть Бог. И наконец третья характеристика: «Он ходил с Богом».

Но в этом стихе есть короткая фраза «непорочный в роде своём», которая стала предметом разных дискуссий в еврейской среде. Люди спорили, что она означает. Похвала это для Ноя или поругание? Люди задавали себе этот вопрос: «А что, собственно говоря, означает фраза “быть праведным в своём поколении, в своём роде”?» Некоторые считали, что среди развращённого поколения он был достаточно неплох, но в другие времена видных праведников, таких как Авраам, Ной бы не был праведником. Есть и другие, которые говорят, что это всё же похвала для Ноя.

Я думаю, что Писание не давало бы такой высокой оценки личности Ноя, если бы он действительно не был выдающимся человеком. Мы видим, что он обрёл благодать от Бога. И из Послания к Евреям мы знаем важную удивительную деталь: Ной был верующий человек, не просто знающий о наличии Бога, а вручивший Богу свою жизнь, доверяющий Богу. Потому что быть верующим — это не просто знать, что есть Бог, даже не просто верить, молиться или что-то ещё. Но Ной обрёл благодать перед Богом, он был «иш цадик», человек праведный, а это означает влияние, поступки, дела. Он был цельной личностью. И всё это, я верю, истекало из того, что он ходил с Богом.

В еврейской традиции большинство людей считают его больше «праведником в шубе», то есть что он был праведен для себя. Я не думаю, что это правда. Приводятся разные аргументы, что Ной просто жил, но не был достаточно хорош. Мне лично непонятно, почему так говорят, ведь Писание говорит обратное. Стоит помнить, что еврейская традиция, еврейская религиозная мысль далеко не всегда даёт адекватную оценку тому, что говорится в Писании, и быть внимательным и осторожным, пользуясь традиционными еврейскими комментариями.

Давайте же посмотрим, какую оценку Ною даёт Новый Завет:

«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навёл потоп на мир нечестивых» (2 Петра 2:4-5).

Писание говорит, что Ной был проповедником правды или праведности. Он был праведен, и он делился праведностью. То есть цадик (праведник) — это тот, который в делах, в жизни, в примере, во всём воплощает праведность. Писание называет Ноя глашатаем, проповедником праведности. И его дела, его жизнь, его цельность, которую мы видим, по крайней мере, в начале этой истории, весьма высоко ценятся Богом.

Мы все знаем, что с Ноем произойдёт после потопа, после того, как он выпьет вина. Но вот что интересно! Писание и Дух Святой не концентрируют нас на том, что Ной оступился. В Новом Завете, в 11-й главе Послания к Евреям мы читаем, что Ной поверил Богу и верою начал строить ковчег, когда ещё ничего не было видно, и своими делами он проповедовал. Даже его дела праведности по сути осудили этот мир. То есть в итоге, в конце Библии, в Новом Завете Писание не говорит, что Ной споткнулся, напился, уснул нагой и так далее. Но Писание утверждает, что он был проповедником праведности, он был человеком веры. Очень важно видеть эту динамику и Божье отношение к Ною — праведнику, который оступился, но которого Бог всё равно поднимает.

Автор — Шимон Поздырка, раввин мессианской общины «Бней Брит Хадаша», Кишинёв / ШомерТВ

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!