Послание к Евреям написано спустя более 30 лет после распятия и воскресения Иешуа, и из текста послания видно, что в аудитории, к которой адресовано данное письмо, начались сугубо еврейские колебания. Почему еврейские? Потому что коринфяне, ефесяне, галаты или римляне не могли переживать о Храме и о том, что они не приносят жертвы. И автор показывает, что им не подсунули какую-то усечённую форму вероисповедания, и что, отойдя от этой модели поклонения Богу (с Храмом и жертвоприношениями), они не ошиблись. Он говорит о том, что то, что мы имеем сейчас, и является тем настоящим, небесным, вечным и даёт настоящие результаты, в отличие от храмового служения, у которого не было результата вообще (где под результатом мы понимаем освобождение от власти греха). (Более подробно в первой части разбора Послания к Евреям — «Михаил Самсонов: Послание к Евреям и природа Мессии Иешуа».)
И одна из таких апологетических линий, защищающая настоящее Нового Завета, — это пояснение того, что ранние герои Библии были в великолепных отношениях с Богом ещё до того, как появился народ Израиля, Храм и всё, что там происходило. Тем самым автор послания даёт понять, что взаимоотношения с Богом — которые проявлялись во всём: в чудесах, в великих переменах внутри, в исполнении обетований Всевышнего, в умении слышать Бога, в усиливающемся посвящении, — что, как мы знаем, может происходить в человеке лишь по причине союза с Духом Святым, — всё это было у тех, кто жил задолго до Храма и священства из рода Аарона. В конце 10-й главы автор говорит:
«Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души» (Евр. 10:38-39)
Иными словами, для настоящей праведности (а это, можно сказать, единственное, что Бог учитывает, когда принимает в друзья кого-то или не принимает) достаточно веры.
Сегодня существует масса теорий о том, что нам нужно вернуть многое из того, что удалено из служения (в отношении одежды, питания и т. д.), иначе мы не будем святы перед Богом, вернуть что-то литургическое ритуальное, иначе будет неполнота. А в то время говорили ещё и о жертвах в Храме. И сейчас эти разговоры становятся всё громче. Многие, не понимая разницы между Ветхим и Новым заветами, считают, что всё то, что было раньше в Храме, должно быть и сейчас. Но, согласно мнению автора Послания к Евреям, ты не можешь надеяться на Иешуа на все 100 процентов, если считаешь, что, не сделав что-то ритуальное, ты как бы недоделал. Как сказано ранее, в Евр. 9:8: «Ещё не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния». Те, кто надеются на Храм, считают жертву Иешуа не вполне достаточной.
Храм был видимым, он напоминал о Боге и, в ряде случаев, даже отвлекал на себя внимание. Если ты продвигаешься за Богом, ты постепенно уходишь от детского уровня видимых прообразов к такому уровню, где ты можешь находиться в присутствии Бога, даже если для этого нет специальных дополнительных предметов.
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1)
В 11-й главе на примере разных библейских героев показано, что именно Бог расценивает как веру. И такая вера и жизнь по вере противопоставляется всему тому, за что, наверное, ратовали те евреи, которым было адресовано данное Послание. Рассмотрим некоторые из приведённых примеров.
Признание существования Бога и принесение Ему жертв?
«Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин...» (Евр. 11:4)
Заметьте, никто из двух братьев не был атеистом. Каин также принёс жертву Богу, проявив тем самым веру в Бога. Но Бог это не считает верой. Как же так? Каин признаёт факт существования Бога и понимает, что Ему нужно приносить жертвы, угождать Ему. Но здесь написано, что вера была только у Авеля. Значит, вера — это не просто признание реальности Бога, пожертвования и поклонение. И вся эта глава показывает нам, что вера — это не признание существования Бога, а доверие всему тому, что в нашу жизнь приходит от Бога, доверие, которое испытывается временем.
Доверие и стабильное хождение с Богом
«Верою Ной, получив откровение о том, что ещё не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере». (Евр. 11:7)
Бог говорит Ноаху строить ковчег, потому что на мир придёт Божий суд, то есть, делать абсолютно глупое дело с точки зрения всех окружающих. Подумайте только об уровне инструментов и о том, что он делает дело, которому нет применения в течение всех этих 120 лет! Почему? Потому что он доверяет Богу. Сказал Бог строить — я и строю. Выглядит глупо? Да, я уже был высмеян неоднократно, я уже сто раз перегорел в своей гордости внутри, стесняясь, закрывая уши от тех, кто называет меня дураком, я стал равнодушен ко всему этому. Я неравнодушен только к тому, что мне дал делать Бог. И что было наградой Ноаху? Он получил спасение, прихватив ещё и членов своей семьи.
Мне сказал Бог служить, и я служу, я пою песни, например, в группе прославления, я стараюсь делать это качественно, сконцентрировавшись на Боге и отдавая Ему все эти слова и аккорды. Я это делаю вначале с радостью, а потом проходит время, и у меня уже нет такой «тяги». А вот у Ноаха «тяга» продолжалась, пока он дело не доделал. Это и есть доверие. Доверие может быть зачтено Богом как вера, и следовательно, как твоя праведность — в том случае, если это проверено временем. Пример Ноаха — это пример стабильного хождения с Богом. Если бы на 119-ом году он бросил свои орудия труда и не доделал этот ковчег, он бы тоже погиб.
Готовность проходить сложности
«Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошёл, не зная, куда идёт». (Евр. 11:8)
Мало ли, что это был за голос. А, может, показалось? Не той травы я в салат себе накрошил, и какие-то пришли мне странные идеи идти на заведомый риск, бросать родню, идти в область рассеяния чужих племён, враждебных нашему. И тем не менее, он услышал и поверил, и выражением его веры являлось не то, что он сказал «аминь», а то, что он пошёл. Мы хотим научиться слышать голос Бога. И бывает так, что человек считает критерием того, что что-то от Бога, то, что ему это удобно. А то, что неудобно, считает, что это не от Бога. Но мы видим на примере Ноаха и Авраама, что они определённо делали то, что было неудобно.
Если быть честными, то у многих из нас были такие мысли, что если что-то сложно, то это не от Бога. А здесь мы видим, что было страшно сложно, но имея Божью веру, они всё это преодолевали верой и достигли необыкновенных результатов. На основании этой главы и многих других мест Писания я сделал для себя открытие, что настоящее великое непременно как бы поднимается из-за горизонта в твоей жизни, если ты соглашаешься проходить сложности. А если ты избегаешь сложностей, ты до великого никогда не дойдёшь.
Открытость для новых откровений и заданий
«Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог». (Евр. 11:9-10)
Как понять то, что он обитал на обетованной земле, как на чужой? Это значит, что он оставался открытым для Бога. Он даже не строил себе крепости по обыкновению того времени, чтобы оборонять свой дом и территорию, чтобы в случае, если Господь призовёт, не жалко было двигаться дальше. Почему он так делал? Потому что он мог предположить: я могу понадобиться Богу в каком-то другом месте. И я должен быть готов не привязываться к чему бы то ни было. Если этот Бог, который так обо мне заботится, вдруг решит что-то ещё предложить мне, я должен быть свободен для этого нового откровения. И от нас Бог ожидает того же — чтобы мы были свободны к новому откровению.
Если наша вера сейчас не такова, если мы сами за собой знаем, что материальное серьёзно может притормаживать нас в вопросе духовного развития, если какие-то наше старые черты характера, обиды и прочее могут удерживать нас от Бога, то мы видим, что нам есть куда расти, хотя бы на примере рассказа об одном лишь Аврааме. Но оно же того стоит!
Главное обетование и главная цель
Когда-то я поверил, что если я буду молиться долго и упорно, то я получу просимое. Как мне говорили: «Молись, проси и ты обязательно это получишь — в этом и есть суть веры». А потом я прочитал 13-й стих Послания к Евреям, и он меня очень сильно разочаровал:
«Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле». (Евр. 11:13)
Каких обетований? Авраам, вроде бы, всё получил, что ожидал от Бога, но, видать, не получил «города, которого художник и строитель Бог», потому что его на земле получить невозможно. Друзья, самое главное из того, что мы можем получить от Бога — оно не в этой жизни точно. Они говорили о себе, что они странники и пришельцы на этой земле, потому что на этой земле нет конечной точки. Потому что жизнь на земле — это странствие, это путь в небеса. Ведь Иешуа вошёл со Своею кровью «в самое небо», в град Иерушалаим, и именно туда Он нас и приглашает, там конечная точка нашего маршрута. Путь туда у каждого из нас разный, с разными «оазисами» — Бог имеет много подарков для нас, но вопрос в нашем отношении к этим подаркам. Если среди целей человека нет «города, которого художник и строитель Бог», то в таком человеке настоящей Божьей веры и не было, потому что Божья вера помогает многого добиться в земной жизни, но она раскрывает небесные цели и делает их главными. Бог видел, что у Ноаха, Авеля и других небесная цель была главной. И только такой верой верующий может жить и выжить в этом мире.
«Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться». (Евр. 11:14-15)
Если у человека остаётся в мыслях как цель что-то земное, то он непременно к этому вернётся, упуская небесное. Жизнь тшувы (покаяния) — это жизнь ухода, удаления от всего того, что имеет отношение лишь к земной части нашей жизни. Я не имею в виду, что надо что-то бросить, продать, подарить, выбросить. Я говорю о том, что надо молить Господа, чтобы Он раскрывал нам небесное, чтобы это стало нашей главной целью, иначе земные цели затянут нас назад. Если бы Авраам, уходя из Ура, сидел бы и вспоминал у костра с папой и племянником то, какой шашлык был в Уре и какие праздники, если бы они так горевали и «накручивали» себе в голове Ур, то они бы в какой-то момент вернулись назад.
Какие прекрасные слова мы читаем дальше: «Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр. 11:16). Что бы ни делал Авраам — один раз с перепугу в Египет пошёл, и Сару отдал, и другие казусы — но Бог не стыдился его, потому что главное в Аврааме было не это, а то, что он стремился к Богу, к небесному, и ради этого был готов пожертвовать чем угодно, включая собственного сына Исаака. Вот кому Бог приготовил город — вечность, место рядом с Собой — тем, которые самым ценным считают быть с Господом в вечности.
Секрет сохранения веры
«И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих»... (Евр. 11:32-34)
Это то, о чём мы всегда молимся в своих молитвах и о чём просим: мы просим побед; мы просим крепости в сложных ситуациях, укрепление от немощей; мы просим, чтобы враг был неуспешен против нас. Бывает, мы молимся и не получаем, и в таком случае вера — это просто ждать. А противоположность такой вере — ропот и обида на Бога. И чтобы вера не высыпалась, как в песочных часах, надо вспоминать, что Господь делал в жизни вот этих героев, вспоминать свидетельства своих близких, свои личные истории, которых у каждого более, чем достаточно. И надо напоминать себе, что Бог всемогущий, любящий и управляет всем миром. Но дальше мы читаем:
«Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». (Евр. 11:32-34)
Как же так? У них была слабая вера? Они были в проклятии, наверное, как сейчас объяснили бы в примитивной школе основ духовного роста? Оказывается, нет! Речь идёт о героях веры. А как у них получалось терпеть и оставаться в вере? По одной причине: они увидели «город, которого художник и строитель Бог».
Это грело их сердца и помогало преодолеть испытания. Поэтому давайте молиться, чтобы и нам это открылось. Тогда все земные проблемы мы переживём, перетерпим, преодолеем и дойдём туда, куда ведёт нас Господь!
Автор — Михаил Самсонов, раввин мессианской общины «Зерем Хай», Ришон ле Цион, Израиль / ШомерТВ
Последнее: 26.07. Спасибо!