Шимон Поздырка: вера отца нашего Авраама

Шимон Поздырка: Вера отца нашего Авраама

Одна из моих любимых книг Библии — это книга Бытие, особенно её первые главы, в которой описаны первые шаги человечества. Я всегда с огромным трепетом относился к той картине мироздания, которую нам даёт Писание, и продолжаю вникать во все те понятия, которые оно нам предоставляет. В книге Бытие закладываются базовые принципы, законы, понятия. Мы видим в первых главах книги Бытие мужское и женское начало, поручение Бога плодиться и размножаться, наполнять землю, владычествовать над нею; мы видим многие вещи, такие как грех, страх; мы видим милость и любовь Бога.

И в недельной главе «Лех Леха» мы читаем историю нашего праотца Авраама:

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». (Быт. 12:1-3)

Я вырос в то время, когда много проповедовали именно на тему Авраама. И поскольку он отец веры, мы все смотрели на него, читали, например, Послание к Римлянам, где говорилось о том, что Авраам не поколебался в вере, и думали: «Каким образом Авраам мог так верить? Такие испытания выпали на его долю!». Мы читали и говорили: «Мы хотим подражать вере отца нашего Авраама».

Свой путь и внешнее влияние на нас

Бог говорит Аврааму: «Пойди из земли твоей». На иврите эта фраза звучит как «Лех леха» или «иди себе», или же «иди к себе». То есть, Бог призывает Авраама идти по Своему пути, по пути, который Он для него приготовил. Бог призывает Авраама оставить его дом, родство, землю. Почему? По одной простой причине: наше окружение на нас влияет. Даже на таких людей, как Авраам. Кто бы мы ни были, какими бы сильными, целостными людьми мы ни были, друзья, окружение, в котором мы живём, его ценности и мировоззрение подпитывают и пропитывают нас, влияют на наше мышление.

Бог говорит Аврааму: «Выйди оттуда, где ты получаешь влияние, выйди оттуда, где твои корни». Как это? Если я хочу идти за Богом, это значит, что мне нужно расстаться со своим прошлым. Мы должны покинуть известный нам образ жизни, мыслей, мировоззрение, а в некоторых случаях даже физически нужно оставить всё прошлое, что было когда-то с нами и у нас. Если человек находился в жёсткой зависимости, если у человека были неправильные отношения, то порой покаяние — это только первый шаг. Но за этим шагом важно сделать следующие шаги, то есть, подобно Аврааму, оставить тот образ жизни, мыслей, всё, что было у человека до его покаяния. Почему? Потому что старое обладает определённой силой и значимостью: пока разум человека не обновлён, это старое пытается его втянуть назад. Обновлённый же разум имеет в себе истину, откровение Божьего Слова, которое дарует силу противостоять искушениям. Но когда человек только приходит к Богу, подобно Аврааму, крайне важно выйти из старого. И я не говорю порвать отношения с семьёй, побить горшки, но определить те сферы жизни, те социальные связи, которые нас уведут назад.

Как войти в обетования Авраама

В Быт. 12:2-3 мы читаем обетования Аврааму. Я помню, как в начале моего духовного пути постоянно кто-то проповедовал или учил на тему 12 главы Бытие. Меня это страшно раздражало, в какой-то момент я уже просто устал: все говорили только о том, что «благословляющих благословлю, а проклинающих прокляну». Причём, с христианской стороны звучало, что Бог благословит тех, кто нас благословит, а с мессианской еврейской стороны — что тех, кто благословит нас. Все хотели быть причастными к этому обетованию. Но мы понимаем, что это обетование, во-первых, относится к Израилю, это отменить и изменить никоим образом нельзя. Но вместе с этим, если мы ходим путями нашего отца Авраама, мы понимаем, что Бог, богатый Своей милостью, даёт нам Свои различные благословения как часть пути, по которому мы идём. Но благословения — это не цель и смысл нашей жизни, это просто та территория, по которой мы проходим, когда идём путями праведности.

В третьем стихе есть важный момент: «И благословятся в тебе все племена земные». Один из переводов этой фразы: «И благословят себя в тебе все племена земные», или же: «Будут черпать из тебя все племена земные». То есть, благословение, которое приходит на земные племена, на семьи земли, приходит не автоматически, не просто потому, что «Я знаю моего Спасителя». Благословения определённого уровня действительно приходят в жизнь человека, когда мы знакомимся с Господом. Но есть особенное благословение, которое приходит в жизнь человека или в жизнь целых народов, собраний, общин, когда те начинают благословлять Израиль как Израиль, как потомков Авраама, носителей обетования.

Важно понять, что благословение, которое Бог обещал Аврааму, и народам, которые благословят Авраама, не включается автоматически, когда мы веруем. Нам нужно осознанно научиться черпать из наследия потомков Авраама.

Приведу один исторический пример. Многие слышали о движении моравских братьев. Это 18-е столетие, в Чехии, Моравии и Восточной Германии. Граф Цинцендорф был лютеранским богословом, священником, и это один из первых известных нам людей, который сказал следующее: «Нам важно, чтобы народ Израиля спасался, потому что всё Писание — это наследие Израиля». Это один из первых христианских служителей, сказавший: «Народу Израиля принадлежат обетования». Он начал проповедовать Евангелие еврейскому народу. Но то, как это делалось в других местах, куда они посылали своих посланников для проповеди Евангелия в языческие племена — так не работало с народом Израиля. И вот, что они сделали. Они послали несколько своих братьев, которые горели от всего сердца служением еврейскому народу, в еврейский квартал Амстердама. И эти братья жили рядом с еврейским народом, учились многим вещам — есть мемуары об этом, записки, которые эти братья писали и размышляли о том, что у Израиля богатое наследие, как много еврейский народ хранит замечательных вещей. Они учились этому и учились тому, как в любви являть Мессию Израиля народу Израиля. И они были очень благословлены через то, что соприкоснулись с еврейским народом. Моравские братья праздновали Йом Киппур, пытались соблюдать библейский кашрут и ещё какие-то из библейских праздников. Именно потому, что это соединяло их с народом Израиля, и, в их представлении, это их соединяло с любимым Господом и Царём Иешуа.

Наше влияние на людей

Дальше мы читаем:

«И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую». (Быт. 12:5)

Название Харран переводится как перекрёсток — это место, хорошее для жизни, потому что там встречались караванные пути, а значит, были базары, развивалась экономика. И Авраам, находясь там, получив призыв от Бога, выходит оттуда, чтобы идти в землю, ему неведомую. Но вместе с ним по какой-то причине пошли не только жена и его племянник Лот, но и ещё множество людей. И, как мы видим, эти люди захотели идти с Авраамом, это не были его рабы. На иврите говорится буквально, что Авраам «приобрёл эти души». Ещё до того, как Авраам понял до конца всю свою миссию, до того, как он получил все свои обетования и завет, он влиял на людей. Ещё один пример этого мы видим в 14 главе:

«Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана». (Быт. 14:14)

Здесь выражение «рабы его» — буквально означает «его воспитанники». В современном иврите это слово «ханих» (חָנִיך) буквально и означает «ученик, воспитанник». Читая это, понимаешь, что всю известную, описанную нам жизнь Авраама, он был человеком влияния.

Сегодня, говоря о разных социальных процессах, служении, мы часто используем слово «власть». Что такое власть? Это законное право издавать законы и побуждать людей им следовать, законное право использовать силу. Но Авраам — это интереснейший библейский персонаж, потому что из того, что мы видим, он был очень мирным человеком, и он обладал влиянием. Мы часто хотим обладать властью, не имея влияния. Нам нужно заботиться о том, чтобы самим быть цельными личностями, как Ной, как Авраам, как последующие библейские герои. И эта цельность, эти внутренние отношения с Богом рождают влияние.

Авраам воспитывал людей, он приобретал души. Это как предтеча Евангелия. Он жил в полностью языческом мире. Не написано, что он проповедовал, но то, как он жил, оказывало сильное влияние. Это должно быть для нас хорошим примером, чтобы мы молились так: «Господи, дай мне быть влиятельным человеком, дай мне влиять на всех тех людей, которые есть вокруг меня, влиять Божьим влиянием».

Мне кажется, что мы не до конца понимаем, что такое влияние. Я верю, что Иешуа был невероятно влиятельной личностью, потому что за Ним ходили толпы, Его слушали. Были люди, которые оставили всё. Я много думал о том, как это возможно сказать человеку: «Оставь всё и следуй за Мной». А оказывается, что сила влияния, как у Аврааму, и тем более у Иешуа, была настолько глубокой, что это увлекало людей.

Власть — это хороший Божий инструмент. Но так круто, когда у нас есть не только власть, но и влияние.

Что такое вера Авраама

Ещё один невероятно важный, на мой взгляд, урок из этой главы касается того, что же такое вера Авраама. Если мы внимательно посмотрим, то увидим, что впервые в Библии слово «вера» появляется именно в истории Авраама.

«После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.» (Быт. 15:1-5)

Мы впервые видим отношения, основанные на вере. И мы знаем из 11 главы Послания в Евреям, что «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

Когда я рос как молодой верующий, мы рассматривали веру как аспект того, чтобы получить здесь и сейчас: я верю — я должен это получить. Но интересно посмотреть на то, какую базу понятие вера имеет не только в Послании к Евреям, но и то, как евреи воспринимали и видели веру со времён отца нашего Авраама. Слово вера на иврите звучит как эмуна, оно имеет общий корень со словом оман — мастер, художник, и значение его корня — «создавать, формировать». Как мастер или художник придаёт форму своему материалу, так и воспитатель, оман, формирует сердце того, кто ему верен. Когда написано, что «Аврам поверил Господу», это означает следующее: Авраам пожелал того, чтобы Всевышний стал его личным мастером, тем, кто будет его формировать, тем, кто будет лепить его характер.

Когда речь идёт об Аврааме, было бы странно говорить, что вера Авраама — это познание. Как часто мы рассматриваем термин «вера» в значении «я уверовал в Господа, я открыл Господа для себя, я поверил, что Он есть». Аврааму не нужно было доказывать, что Бог есть. Значит, его вера носила другой характер. Мы видим, что у Авраама есть серьёзная нужда, и он говорит Богу: «Когда же у меня будет потомство, о котором Ты говорил?». И Бог показывает Аврааму пророческую картину, которая его вдохновляет. Интересно, что слово «посмотри» в Быт. 15:4 означает «смотреть на что-либо снаружи», то есть Бог показывает Аврааму Его, Божественную перспективу. И, видя эту картину, Авраам вверяет себя, свою личность, жизнь, судьбу, призвание, предназначение в руки Бога, для того, чтобы Господь формировал его. Вера, доверие напрямую связаны с тем, чтобы человек вверял свою жизнь в руки Бога. Вера — это осознанное стремление быть сформированным Богом.

Дальше мы видим, что когда Бог говорит Аврааму, что у него будет потомство, Авраам тяготится, есть даже места, где он буквально смеётся над словами Бога, а в 17 главе он говорит Богу: «Хотя бы Измаил был жив пред Твоим лицом». Когда мы читаем в 4 главе Послания к Римлянам, где говорится, что Авраам «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу», это звучит странно. Потому что, читая Бытие, мы видим, что он колеблется, он сомневается, он такой же человек, как мы. А Павел, толкуя, говорит в Римлянам, что он не поколебался. Как это понять?

Дело в том, что Авраам поверил не просто ради получения ответов. Он не понимал всей картины Божьих путей. Где-то он даже, может быть, приуныл, начал сомневаться. Но это не помешало ему стать отцом веры, потому что вера Авраама не ответов ищет, а вверяет человека в руки Бога. И это выглядит следующим образом: «Господи, я не знаю, что происходит в моей жизни, я не понимаю, почему это происходит, я хочу быть верным Тебе, я иду Твоими путями, но при этом я вижу, что не так всё складывается, как мне это представлялось». Кто из нас не переживал чего-то подобного? Кто из нас не сталкивался с таким ощущением: «Господи, что происходит?» И вот что интересно — это нас не дисквалифицирует в вере. Нет этого диссонанса между книгами Бытие и Посланием Римлянам, потому что Авраам не поколебался в значительно большем смысле: он предал себя в руки Мастера.

Библейское изначальное представление о вере заключается в том, что мы даём себя Ему переформировать, перелепить. Бог желает переформировать нашу личность по новому образцу, не по образцу Адама, а по образу Иешуа. И очень важно не унывать и не падать в вере, если что-то не происходит здесь и сейчас так, как я верил. Если ты доверяешь Богу, вверь себя Ему, как Авраам, не понимая, возможно, причин, механизмов, отсутствие каких-то ответов или изменений, просто доверяй Богу, что Он ведёт тебя и формирует.

Это важный духовный закон: если мы доверяем себя чему-то или кому-то, это будет нас формировать. И мы должны взять на себя ответственность за выбор: кому и чему мы себя позволим формировать. Несправедливость существует, и сам Господь наш был несправедливо осуждён и распят. Несправедливость — это часть мира, в котором мы находимся. В этом нет ничего нового, что должно было бы нас обескуражить. Мы сами порой подводим себя и поступаем ужасно по отношению к себе и другим людям. И это может сформировать в нас очень сильное отторжение Божьих истин, Божьих детей.

И я призываю вас взять на себя ответственность становиться, подобно Аврааму, людьми влияния, и взять на себя ответственность за то, чтобы позволить кому-то — здоровому Божьему человеку — влиять на вас, Слову Божьему влиять на вас, служителям влиять на вас. Держитесь за тех, кто приносит в вашу жизнь Божье влияние. И те, кому вы себя вверяете, те и будут вас формировать.

Автор — Шимон Поздырка, раввин мессианской общины «Бней Брит Хадаша», Кишинёв / ШомерТВ

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!