Роберт из Колумбии, штат Южная Каролина, пишет: «Пастор Джон, мне интересно, есть ли ситуации, когда действительно необходимо отдельное время для детей — в комнатах воскресной школы, совершенно отдельно от воскресного собрания? Наша церковь имеет разногласия по этому вопросу. Во многих семьях есть младенцы, в некоторых есть малыши, которые бегают и шумят, есть непослушные пятилетки, и у нас трое детей разного возраста с особыми потребностями (такими как аутизм и синдром Дауна). Большинство родителей хотят отдохнуть и желают, чтобы детей уводили, пока идет служение для взрослых, однако детские служители хотят, чтобы дети находились на служении со взрослыми, и они ограничены в своих способностях контролировать поведение детей на общем собрании. Что нам делать?»
Присутствовать детям на служении или нет?
Я надеюсь, что в вашей церкви сильный лидер, потому что слабые лидеры никогда не смогут противостоять натиску критики, которая придет, если вы сделаете то, что я собираюсь предложить.
Когда в 1980 году я приехал в церковь «Вифлеем» в качестве пастора, одной из первых проблем, с которыми мне пришлось столкнуться, были дети на богослужении. Поначалу их было немного, но они начинали приходить все активнее. Все люди хотели знать, что с этим делать. Будет ли у нас детская проповедь посередине служения, маленькая трехминутная задержка, пока дети выходят вперед? Будет ли отдельная воскресная школа (детское служение), когда детей уводят, а затем возвращают на общее служение? Что делать?
Мы с моей женой Ноэль объединились тогда в решении этого вопроса. С тех пор мы не делали ничего подобного. Мы действовали заодно, потому что мы оба переживали невероятно сильные чувства по этому поводу. Мы отвечали головой за это. Мы написали статью для членов церкви, приводя аргументы против создания отдельного детского собрания и против мини-проповеди для детей на служении. Мы настоятельно призвали родителей или других ответственных взрослых приводить детей на служение после того, как им исполнится около четырех лет. Для детей младшего возраста мы предоставили детскую комнату. В конце концов, эти ясли стали очень сосредоточенными на Боге воспитательными местами, помогающими малышам ориентироваться на Бога и подготавливающими их вместе с мамой и папой пойти на основное служение.
Статья, которую мы написали, находится на веб-сайте «Desiring God». Она называется «Семья: вместе в Божьем присутствии» (на англ. языке). Я собираюсь процитировать ее, но опущу то, что все хотят знать, — а именно, то, как контролировать детей. Это та часть, которую написала моя жена. Итак, если то, что я здесь говорю, достаточно провокационно, чтобы заинтересовать вас, зайдите на сайт, найдите статью и прочитайте, что моя жена сказала по этому поводу. Я думаю, что главные вопросы — это поклонение, воспитание детей и то, как передавать идеи детям.
Богоцентричное поклонение
Позвольте мне привести несколько мыслей из этой статьи. Богоцентричное поклонение чрезвычайно важно как в семейной жизни, так и в жизни церкви. Мы подходили к воскресному утреннему поклонению в течение моих 33 лет пасторства с огромной серьезностью, искренностью и ожиданием. Не воспринимайте эти слова как противоречащие радости. Подумайте о серьезной радости. Думайте о глубокой радости.
Мы были и остались счастливыми людьми в «Вифлееме». Тем не менее, мы попытались изгнать все, что можно назвать легкомысленным, тривиальным, болтливым и «веселеньким». Я ненавижу «веселенькие» богослужения. Мы назвали воскресное утро «Гора Преображения», то есть это было удивительное место славы, где вы должны были практически безмолвно упасть лицом в присутствии Бога. Вечером в воскресенье (или в среду вечером, или в любой день, когда вы собираетесь) у нас была «Масличная гора», знакомое место, где Иисус, вероятно, возлежал, положив руку на локоть и обсуждая всё со Своими учениками. Такие служения крайне важны и в церкви.
У нас не было детской проповеди в рамках воскресного утреннего служения. Мы верили, что даже если это будет весело для детей, в долгосрочной перспективе это ослабит духовную интенсивность нашего служения. «Всему своё время» (Екклесиаст 3:1). Это так важно. Люди думают, что нужно всё вложить в воскресное утреннее служение. Но нам казалось, что, по крайней мере, один час в неделю из 168 мы должны выдерживать максимальную интенсивность трогательного почтения Бога и благоговения перед Ним. Скажу еще раз, потому что мне действительно нравится эта фраза: максимальная интенсивность трогательного благоговения.
Подлинные свидетели поклонения
Конечно, наши аргументы в пользу привлечения детей к поклонению будут иметь вес только для родителей, которым действительно это нравится. Они убедят только родителей, которые действительно любят встречаться с Богом в поклонении и которые хотят, чтобы их дети росли, вдыхая эту атмосферу. Самым большим камнем преткновения для поклонения детей являются родители, которые не дорожат своим собственным поклонением. Они не любят это делать. Дети почувствуют разницу между обязанностью и восхищением. Они знают, нравится ли их папе быть здесь.
Итак, первая и самая важная задача родителя — влюбиться в поклонение Богу. Если вы ходите в церковь из чувства долга, чувствуете себя так, как будто вас принуждают к этому или у вас иная причина, кроме любви к тому, чтобы быть на этом месте, ваши дети почувствуют это. Они будут ненавидеть это так же, как и вы. Вы не можете передать им то, чем не владеете. Вы хотите, чтобы ваши дети переживали настоящее поклонение. Подлинное, искреннее поклонение — наибольшая ценность в человеческом опыте. Невозможно посчитать совокупный эффект от 650 богослужений, проведенных вместе мамой и папой — в возрасте от четырех до семнадцати лет — в подлинном общении с Богом и Его народом.
Мы стремимся, чтобы дети почувствовали страсть к поклонению Богу, наблюдая, как мама и папа наслаждаются Богом неделю за неделей. Если бы дети видели, как папа перед поклонением молится, склонив голову к рукам, неделя за неделей в течение двенадцати лет, как бы это повлияло на них? Если они увидят, как мама и папа сияют от радости, воспевая хвалу Богу, как это повлияет на них? Миллионы и миллионы детей никогда не видят родителей поющими, не говоря уже о том, чтобы петь псалмы великому Богу с радостью. Кажется неправильным, что родители отсылают детей в воскресную школу в период их становления, вместо того, чтобы находиться рядом с ними и прямо там формировать их. Почему бы родителям не ревновать о том, чтобы смоделировать для своих детей ту огромную ценность, которую они придают радостному почитанию в присутствии Всемогущего Бога?
Служение: больше, чем веселье
Конечно, детям трудно понять все, что происходит на церковном служении. Это и должно быть выше их понимания. Они новички. Когда ребенок рождается, его родной язык ему пока недоступен, но мы же не говорим: «Ну и ладно, давайте оставим его с другими детьми в их таком состоянии и ограничениях, чтобы они выучили слово или два». Нет. Мы ежедневно погружаем их в атмосферу родного им языка. Какое-то время они не понимают большую часть сказанного. Но мы надеемся и ожидаем, что однажды они вырастут и начнут с радостью использовать свой родной язык. Задолго до того, как дети полностью поймут слова, сказанные и спетые на богослужении, они усваивают огромное количество ценного опыта.
Это остается верным, даже если они говорят, что им скучно. Музыка и слова становятся знакомыми. Заложенное в музыке послание начинает проникать в них. Форма служения начинает восприниматься естественно. Даже если они не уловят большую часть проповеди, опыт показывает, что дети слышат и запоминают замечательные вещи. Содержание молитв, песен и проповеди дает родителям беспрецедентную возможность обучать детей великим истинам веры. Если бы родители только научились расспрашивать своих детей после служения и объяснять им что-то, они посеяли бы чрезвычайно ценные семена для их долгосрочного роста в познании Бога.
Есть чувство торжественности и благоговейного страха и трепет, которые дети должны переживать в присутствии Бога. Они должны чувствовать священный момент, священное место. Скорее всего, этого не будет в воскресной школе. К сожалению, это вряд ли произойдет и на многих богослужениях для взрослых, которые придают большее значение горизонтальной болтовне, а не вертикальной радости. Мы должны стремиться пробудить их к величию и величественности Бога, а не только к Его нежности и дружеским отношениям с Ним.
Вот только некоторые мысли о том, почему мы должны ценить присутствие детей на богослужении. Можно было бы сказать намного больше, особенно о типах воспитания и дисциплины в семье, которые делают все это возможным. Но вы можете найти упомянутую мною статью и посмотреть, что мы с женой написали о дисциплине. Суть заключается в следующем: родители должны искренне желать сердечных, страстных встреч с живым Богом в поклонении. И нет лучшего способа передать это детям, чем проводить поклонение вместе с мамой и папой на богослужении.
Автор — Джон Пайпер / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Спасибо за замечательную статью! Очень ценные и полезные мысли.