Если вы планируете путешествие по Израилю, есть один город, перед посещением которого стоит дважды подумать, стоит ли вообще его посещать. Маршруты еврейских туров почти всегда обходят его стороной, хотя он является местом рождения величайшего правителя в истории Древнего Израиля — царя Давида. Христиане, наоборот, очень любят ездить туда на экскурсии, но это такая морока, что многие предпочитают удовольствоваться «копиями». Прогуляться по воссозданной копии этого города (особенно в сезон зимних праздников) можно во многих крупных городах США и Европы. Название маленького городка, о котором я говорю — Вифлеем.
Вифлеем находится меньше чем в десяти километрах от центра Иерусалима, но поскольку он расположен на палестинской территории, чтобы добраться туда из Израиля, необходимо пройти пограничный пост. Если вы едете с экскурсионной группой, вам, вероятно, придётся выйти из доставившего вас на границу автобуса и сесть в другой — с палестинским гидом и водителем. Вот почему еврейские туристы ездят туда редко, и многие христианские туристы тоже считают, что вся эта морока того не стоит.
Но за современными политическими конфликтами скрывается гораздо более серьезное и давнее противоречие.
Еврейский пророк Михей писал:
«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Михей 5:2).
Поскольку Михей написал эти слова через несколько сотен лет после смерти царя Давида, все толкователи соглашаются, что «Владыка в Израиле», о котором говорит пророк, это не кто иной, как великий потомок Давида, обещанный Мессия.
В Таргуме Ионатана, древнем пересказе Библии на арамейском языке, сказано прямым текстом: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, ты, который был слишком мал, чтобы быть перечисленным среди тысяч дома Иуды, из тебя произойдёт предо Мною Мессия». Раввин XII века, известный под именем Радак (Давид Кимхи), писал: «Из тебя произойдёт Мне Судья, который будет Правителем в Израиле, и это Царь Мессия».
Вопросы и противоречия возникают, когда мы начинаем исследовать, что здесь фактически говорится об этом правителе, который должен родиться в Вифлееме.
Михей использует необычную формулировку: «из тебя произойдёт Мне». Это не совсем стандартный способ сообщить о чьём-то рождении. Михей говорит как пророк от имени Бога — именно к Нему относится местоимение «Мне» в пророческом тексте. Соответственно, правитель, о котором идёт речь, будет рождён для Бога и Божьих целей. Не удивительно, что все наши предки ожидали, что это и будет Мессия!
Теперь мы подходим к самой противоречивой — а для некоторых пугающей — части пророчества Михея. Бог начинает более конкретно говорить о природе ребёнка или о «происхождении» правителя. На иврите это слово мотцаотав. Это составное существительное, означающее буквально: «место, откуда он изначально ушёл». Соответственно, здесь нам, по сути, неожиданно сообщают, что этот правитель существовал где-то до своего рождения в Вифлееме. Затем Бог говорит нам, что этот правитель на самом деле родом из «кедем», что означает «древний», а также из «йемей ха-олам», «из вечности» или буквально «дней вечности».
А кто в этом мире происходит из вечности? Кто мог существовать до своего рождения? Вывод возможен только один: тот, кто родится в Вифлееме, будет иметь божественную природу!
Тайна рождения Мессии заключается не столько в том, где Он должен был родиться, — нам прямо сообщается, что это будет Вифлеем — но и в том, кто Он по своей природе: божественное существо. И вот это вызывает шок. Нас, евреев, с рождения учат: «Шма Исраэль Адонай Элохейну Адонай Эхад», «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть». И вот перед нами загадка, которая выходит уже за рамки природы Мессии, но ставит вопрос о природе Единого Истинного Бога. Как обещанный Мессия может быть божеством, если Господь, наш Бог, един? Мы видим в Библии указания на составное единство Бога, но мы не можем полностью понять его; мы не можем его полностью объяснить. Перед нами загадка и противоречие, но это также является истиной. И тут должна включаться вера. Бог сказал, что это так. Я верю, что это так. Вопрос исчерпан.
Сможете ли вы жить с этой внутренней напряжённостью? Готовы ли вы поверить в то, чего не можете до конца понять? Согласитесь ли вы с тем, что в природе Бога есть аспекты, которые мы не способны полностью постигнуть?
Теперь я хочу донести до вашего сознания суть ещё одного противоречия, и я думаю, вы понимаете, к чему я веду. Все мы знаем, что Мессия должен был родиться евреем из царской линии Давида, родиной которого был тот самый Вифлеем. Вот почему Вифлеем занимает центральное место в этом мессианском пророчестве. Но сейчас там не живут евреи, очень немногие евреи туда ездят, и уж точно в наших реалиях там евреи больше не рождаются. И всё же надежда на приход Мессии не потеряна. Совсем наоборот. Ведь 2000 лет назад в Вифлееме родился еврейский мальчик, названный Иешуа, который был потомком царя Давида. Он один соответствует видению пророка Михея. Евангелие от Матфея, первая книга Нового Завета, рассказывает историю его рождения:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: “Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему”. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: “Где должно родиться Мессии? Они же сказали ему: “В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля”» (Матфея 2:1-6).
В библейские времена среди иудеев не было разногласий по поводу того, где должен родиться Мессия. Единственный вопрос заключался в том, когда Он должен был родиться. Эти таинственные мудрецы с востока искали Мессию, потому что увидели знамения на небе. Когда они пришли к царю Ироду — тогдашнему правителю еврейского народа — чтобы узнать, где же искать обещанного Царя, Ироду пришлось спросить своих мудрецов. Иудейские книжники и первосвященники уверенно ответили на вопрос царя: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка». Так оно и было.
Но какой ответ дал бы мудрец на вопрос о месте рождения Мессии, если бы он был задан сегодня? Для многих это противоречие было разрешено раз и навсегда в лице Иешуа, Иисуса, нашего Мессии. А как ответите вы?
автор — Давид Брикнер / cis.jewsforjesus.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
В древнем Израиле было два города с названием Вифлеем (похоже, как у нас в России два Новгорода – Великий и Нижний).
1.Вифлеем Ефрафа в колене Иуды.
2.Вифлеем в колене Завулона.
Давид был вифлеемлянином (1 Цар. 20:6), а его отец — ефрафянином (1 Цар. 17:1.2). Ефрафа — регион, в котором находился Вифлеем (Руфь 1:2). Поэтому Михей определенно уточняет место рождения Мессии, т.е. Того, «Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).
Название Евфрафа (евр. Эфрата, возм. — «плодородная земля») было дано городу по имени родоначальника жителей этого города (Руф.1:2 и 1Цар.17:12), потому и «дом Евфрафов». Название города Евфрафы также созвучно названию реки Евфрат, которая протекала еще в земном раю! — в нем тот же корень, означающий «плодоносный». С берегов Ефрата произошел праведный праотец Авраам.
Место рождения в Вифлеем-Ефрафе демонстрирует такие качества Христа, как скромность и кротость. Этот город был мал между тысячами Иудиными, незначительным по численности обитателей и занимаемому им положению; в нем не было ничего, заслуживающего того, чтобы быть облаченным этой честью, но Бог в данном и других примерах предпочитает возносить смиренных (Лк. 1:52). Христос почтил место Своего рождения и не лишил его славы: «Хотя ты мал между тысячами Иудиными, тем не менее, за счет этого события станешь великим»; или, как читает это место св. Матфей: «Ты, Вифлеем, ничем не меньше воеводств Иудиных и благодаря этому превзойдешь всех их».
Напомним, что еще Моисей, по совету Иофора, разделил народ в целях более эффективного управления им — на полусотни, сотни и тысячи (Исх. 18), и деление это сохранялось впоследствии. Отсюда понятие «тысяч Иудиных» в стихе 2. Михей хотел подчеркнуть «малость» и незначительность Вифлеема, который не насчитывал и тысячи жителей и, вероятно, входил в «тысячу», составленную двумя или несколькими поселениями.
Он, кстати, не упоминается даже в списке городов ни в Нав. 15 ни в Неем 11. «Незначительность» Вифлеема явно противопоставляется пророком той грандиозной — исторической и духовной — значимости, которая уготована ему как месту, откуда «произойдет» Владыка Израиля — Тот, Который станет править от имени Иеговы.
Вифлеем, возможно, наиболее известен в Писании как город Давида — удивительного мальчика-пастуха, который победил великана и впоследствии стал царем. Писание пророчествовало, что из рода Давида придет Сын, чей Дом и Царство будут основаны навеки (2 Цар. 7:12-16).
Этим сыном был Иисус — биологический потомок Давида по линии его отца, Иосифа. Писание описывает Его как «великого пастыря овец» (Евр. 13:20), который победил гигантов смерти, греха и позора, заняв свое место истинного Царя Божьего народа.
Именно этому Царю Бог дал «престол отца Его Давида, чтобы царствовать вовек» (Лк. 1:31-33). Уже сейчас Он правит и царствует у Своего Отца в образе закланного Агнца. Перед Ним все, кто находится вокруг трона, падают в поклоне, провозглашая: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и могущество во веки веков!» (Откр. 5:6-14).
На иврите название города произносится как «Бейт-Лехем». «Бейт» означает «дом», а «Лехем» – «хлеб», что вместе переводится как «Дом хлеба». Однажды Иисус сказал: «Я есмь хлеб жизни» (Иоанна 6:35, 48) и «Я хлеб живой, сшедший с небес…» (Иоанна 6:51). Позднее он преломил хлеб и дал Своим ученикам, говоря: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26).
А почему же «дом хлеба» (Вифлеем) также важен? В этом небольшом городке язычники вступали в брак с евреями (на примере Руфи и Вооза), и здесь же родился еврейский царь и «хлеб жизни», чтобы мир больше не испытывал голода. Есть над чем подумать, в общем.
Сегодня жизнь в Вифлееме сильно отличается. Со времени подписания соглашений в Осло в середине 90-х годов, когда Израиль передал определенные районы (включая Вифлеем) в Иудее и Самарии Палестинской автономии, евреям не разрешалось там жить и зачастую даже посещать эти места. При Палестинской автономии христианское население сократилось с 80% до однозначных чисел – некоторые говорят, что оно составляет всего 3%.
Город, который был известен тем, что собирал евреев и язычников вместе, основал царскую династию Давида и являлся пророческим местом рождения праведного Правителя, теперь становится известен по трудностям и исходу из этих мест тех, кто следует за Ним.
Арабы-христиане, проживающие в этом районе, подвергаются дискриминации и преследованиям со стороны окружающей общественности, поскольку являются христианами, а не мусульманами. А другие чувствуют себя проигнорированными группами паломников-христиан с Запада, которые посещают страну, стремясь больше узнать о еврейских корнях своей веры. Вне зависимости от богословских и политических различий, они также являются последователями Иисуса. К счастью, некоторое время назад для них появилась некоторая надежда.
Читая в 60-й главе Исаии о том, как народы придут ко свету восстановленного Израиля и народы возвратят еврейских сыновей и дочерей вместе с богатством народов, мы приходим к Исаия 60:7:
«Все овцы Кидарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю дом славы Моей».
Неваиоф и Кидар – первые два сына Измаила. В свете нынешней ситуации в Израиле и Палестине – это серьезное обетование! В то время, когда Бог восстанавливает сыновей и дочерей, и богатство земли, Он также возвратит сыновей Измаила. Вы могли бы себе представить лучший способ того, как Бог мог бы «прославить Свой славный дом», чем когда арабы и евреи вместе поклоняются Богу Израиля?
Бог восстановит все, включая Вифлеем. Он не забыл того, что сделал в «доме хлеба». «Хлеб жизни» пришел из Вифлеема, и Его желанием было преломить хлеб вместе со Своими братьями.
ПОЧЕМУ ИИСУС РОДИЛСЯ В ВИФЛЕЕМЕ, ВОСПИТЫВАЛСЯ В НАЗАРЕТЕ, РАСПЯТ В ИЕРУСАЛИМЕ И ВОЗНЕССЯ ПО ДОРОГЕ В ВИФАНИЮ?
Почему Йешуа (Иисус) родился в Вифлееме, воспитывался в Назарете, распят в Иерусалиме и вознесся по дороге в Вифанию?
Мессия родился в Бейт-Лехеме (Вифлееме) — доме хлеба. Он хлеб, сошедший с Небес!
Мессия воспитан в Нацерете (Назарете). Нацерет происходит от слова «нецер» — веточка. Йешуа рос, как живая веточка. И апостолы — живые веточки.
Йешуа исполнил замечательные пророчества о нецер – ветви — Ис. 11:1, об Отрасли Давида праведной — Иер. 23:5, 33:15, Зах. 3:8, 6:12, здесь использовано слово «Цемах» — Отрасль — Растение; Зерно.
Мессия был распят за наши грехи в Йерушалаиме — городе мира, и воскрес. Йешуа — Царь шалома.
Мессия вознесся по дороге в Бейт-Анья (Вифания) — дом бедных, смиренных. Йешуа дал нам личный пример величайшего смирения и послушания. Только смиренные возносятся!