Рождение Иисуса и легенды о Цезаре

Рождение Иисуса и легенды о Цезаре

Рождение Царя царей

Считалось, что его рождение было предсказано древними пророчествами и подтверждено знамениями, которые указали на него как на грядущего царя своей отчизны и правителя мира. Рассказывали, что его мать забеременела в результате таинственной встречи с божеством, и на самом деле он сын бога Аполлона, а его земной отец увидел своего будущего ребенка в видении, в котором тот был наделен властью Юпитера. Древнеримские источники повествуют о знамениях и невероятной удаче, сопровождавших его весь период взросления, и об удивительных событиях, сделавших его правителем всего известного на то время мира[1].

В древних рассказах о рождении и юности Цезаря Октавиана Августа есть ряд странных параллелей с рождением и ранними годами жизни Иешуа (Иисуса), описанными евангелистом Лукой (Луки 2:1-21). Согласно Евангелию от Луки, Иешуа родился во исполнение древнего пророчества, о Его рождении возвестили ангелы, провозгласив новорожденное дитя Спасителем, Мессией и Господом. А Его мать, Мириам (Мария), забеременела от встречи с Духом Божьим, оставаясь девственницей.

В наше время нетрудно найти библеистов-скептиков, которые видят в таких сходствах признаки того, что Лука сочинил эти легенды, подогнав их под определённый тип повествования[2]. Их теория утверждает, что евангелист просто хотел изобразить Иешуа более царственным, и поэтому украсил свой рассказ историями о чудесных знамениях, подобных тем, которые якобы сопровождали рождение Августа и других выдающихся правителей древнего мира[3].

Однако другие авторитетные ученые отмечают, что эта теория расходится с прочими древними свидетельствами[4]. И это должно быть очевидно для любого читателя, который хорошо знаком с историко-культурным контекстом этих древних событий, ведь история Луки разительно отличается от пиар-легенд Октавиана Августа.

Образ правителя

История Октавиана — это история о ребёнке, рожденном в богатстве, привилегиях и с политической властью. А в древнем мире именно богатство и статус считались признаками небесного благословения, в то время как бедность была признаком греха и немилости богов — в отличие от современных демократий, где политики любят похвастать своим скромным происхождением[5].

Например, когда Марк Антоний хотел покритиковать Октавиана Августа, он утверждал, что его прадед был освобождённым рабом и веревочником![6] А Кассий Пармский якобы насмехался над Августом, утверждая, что его дед был пекарем[7]. Другими словами, злопыхатели говорили: «Если один из твоих предков был простолюдином, то что в тебе особенного?»

История Октавиана соответствует древнему образу благословенного человека, наделённого наивысшей властью[8]. Он происходил из старинного богатого рода c хорошими связями. А его приход к власти был обеспечен тем, что он стал наследником своего родственника Юлия Цезаря — самого могущественного человека в мире того времени. Август принадлежал к 1% наивысшей элиты, что считалось крайне важным доказательством обоснованности его притязаний на столь высокий статус и власть[9].

Даже если предположить, что Лука и его читатели были хорошо знакомы с легендами об Октавиане Августе, и Лука действительно пытался придумать аналогичную историю об Иешуа, то многие её составляющие почему-то противоречат и сути, и духу этого шаблона. Семья Иешуа была небогата, Он принадлежал к 99% населения Римской империи, жившим в условиях, которые мы сегодня считаем крайней нищетой. Никаких высоких связей в обществе у них и в помине не было. И хотя они и происходили из рода Давида, все последние поколения предков Иешуа — это люди, о которых никто никогда не слышал (Луки 3:23-31). И богатого родственника-политика, который усыновил бы Иешуа и наделил бы Его властными полномочиями тоже не было. Даже их родственники в Вифлееме, родном городе его отца Иосифа, жили в обычном скромном доме. У них даже не было гостевой комнаты, чтобы мать Иешуа, которая должна была вот-вот родить, могла там переночевать[10]. Он родился, как нищий, и мать уложила его спать в кормушку для животных (Луки 2:7).

И будто по злой иронии, когда в небесах над Израилем появляются ангелы, возвещая о рождении Мессии Иешуа, единственные люди, которые это видят, — несколько скромных пастухов, которые, скорее всего, даже не были владельцами овец, которых пасли (Луки 2:8-14) [11].

Другой Царь

Лука мог легко придумать историю, в которой младенец Иешуа показал бы свою власть над угнетателями Израиля. Вместо этого он сообщает нам, что в Риме Цезарь Август издаёт указ, из-за которого на другом конце империи отец Иешуа и беременная мать, жившие «не по месту прописки», вынуждены отправиться в нелёгкий путь, чтобы их учли в переписи, которую приказал провести император (Луки 2:1-5). И всё это для того, чтобы Цезарь знал, сколько налогов он может выжать из своих еврейских подданных. В первом веке, находясь под властью Рима, еврейский народ был практически бесправным, и Иешуа вошёл в мир таким же бесправным, как все евреи.

Если Лука и придумал свою историю, то, можно сказать, что она звучит чуть ли не насмешкой над традиционными легендами. На протяжении всей истории человечества люди постоянно сочиняли сказания о выдающихся личностях, но подобных историй не придумывал никто и никогда[12].

Насколько мне известно, единственные параллели, которые можно найти в древних текстах, находятся в Танахе. Мы видим, как на протяжении всей Торы, истории еврейских царств и даже пророческих писаний Бог поднимает слабых и смиренных и низлагает гордых. Он призывает Моисея из изгнания и безвестности, чтобы тот бросил вызов могущественному фараону и возглавил Исход (Исход 3:16-18). Чтобы основать династию, из которой произойдёт Мессия, Он выбрал Давида — младшего сына овцевода, которого даже собственный отец не посчитал достойным предстать перед пророком в качестве кандидата на царство (1 Царств 16:4-13). От начала и до конца Танах нередко повествует о Боге, проходящем с Израилем через бедность, страдания и лишения (Неемия 9:9-15, Исаия 41:8-20).

Теперь становится понятно, почему посланный Богом Мессия пришёл без каких-либо привилегий богатства или положения. Он ходил со Своим народом и переживал их трудности — вплоть до того, что сам стал одним из бедных и нуждающихся (Исаия 41:17, 53:2-4). Единственное, что можно было бы отнести к атрибутам богатства, с которыми ассоциировался Иешуа, — это то, что его мёртвое тело положили в гробницу, принадлежавшую состоятельному члену Синедриона (Матфея 27:57-60)[13].

Впечатление такое, что Лука намеренно переворачивает типичную славную историю происхождения великого царя. Он наполняет историю рождения Иешуа проблемными историческими подробностями — бедностью и бесправием, — но затем ставит их в разительный контраст с признаками божественной власти, которой наделён Иешуа.

Даже такую деталь, как объявленная Цезарем перепись, легко можно было опустить. Но Лука будто хочет, чтобы мы увидели контраст между самопровозглашённым господином и спасителем мира Цезарем (проложившим свой путь к власти через кровь, предательство и подавление слабых и бедных, и насаждавшим римский мир острием меча и угрозой мучительной казни на кресте) и Иешуа, которого ангелы провозглашают долгожданным Мессией, — ребёнком, который ничем не отличался от остальной массы бесправных людей, путешествующих по Израилю, беженцев на собственной земле, гонимых, словно опавшая листва, политическим ветром далёкой страны.

Бог с нами

На самом деле Лука хочет нам сказать, что, когда Бог говорит, что Он с Израилем, это действительно так в самом буквальном смысле. Бог не стоит в стороне от человеческих страданий, просто издавая указы, как очередной мелкий тиранишка. Когда Бог посылает Царя Мессию, тот не приходит с армией, чтобы обогатиться за счёт своего народа (сравните с 1 Царств 8:10-18). Наоборот, Он смиряется и отождествляет Себя со своим народом в его слабости, Он берёт на Себя его печали и уязвимость (Исаия 53:4, Матфея 7:8), Он страдает как один из них и даже страдает вместо них, чтобы дать им возможность стать обновлённым творением и подняться к новой жизни, где «Бог будет судить вселенную по правде и народы по истине Своей» (Псалом 95:13).

Вот почему последователи Мессии Иешуа всегда видели в этой истории — о семье беженцев, юной измученной матери и их младенце, завернутом в случайный лоскут и лежащем в нищенской постели — благословенный момент святости, покоя и воссиявшего во тьме света, дарующего миру надежду на то, что Господь царствует.

Как пела об этом сама беременная Мариам, мать Иешуа:

«Величит душа Моя Господа,
и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём,
что призрел Он на смирение Рабы Своей,
ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
и милость Его в роды родов к боящимся Его;
явил силу мышцы Своей;
рассеял надменных помышлениями сердца их;
низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века»
(Луки 1:46-55).

Примечания:

1. Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. Божественный Август. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1354637629

Вергилий. Энеида. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1375300001

Октавиан Август. Деяния божественного Августа. https://droitromain.univ-grenoble-alpes.fr/Anglica/resgest_engl.htm

Кассий Дион. Римская история. https://penelope.uchicago.edu/Thayer/e/roman/texts/cassius_dio/45*.html

2. Джон Доминик Кроссан, пожалуй, самый выдающийся из них. Вы можете ознакомиться с его мнением в интервью: «Почему Первое Рождество не похоже ни на одну рождественскую сказку, которую вы слышали раньше» (https://bustedhalo.com/features/busted-john-dominic-crossan)

3. Например, Александр Великий (Македонский) или близнецы-основатели Рима, Ромул и Рем, которые, как утверждалось, родились от девственниц-весталок.
https://www.newworldencyclopedia.org/entry/Son_of_God
https://en.wikipedia.org/wiki/Miraculous_births
https://www.thenewsminute.com/article/shared-myths-jesus-time-miraculous-birth-stories-common-kings-and-emperors-54776

4. Н.T. Райт, пожалуй, самый известный из них. См. его статью о непорочном зачатии в Евангелиях от Луки и Матфея: «Бог в яслях: послание Евангелий и проблема непорочного зачатия»,
https://www.abc.net.au/religion/god-in-a-manger-the-message-of-the-gospels-and-the-problem-of-th/10095092

5. Такой культурный аспект явно просматривается в хвалебной биографии Августа в книге «Жизнь двенадцати цезарей» авторства Светония, в которой тот защищает право Августа править, рассказывая о его важных и богатых предках. А затем отвергает критику, в которой современники Августа пытались сказать, что некоторые из его предков были простолюдинами. В какой-то мере связь между божественным благословением и богатством, а также божественным проклятием и несчастьями присутствует и в Еврейских Писаниях (что очень четко изложено во Второзаконии 28:1-29:1). Тем не менее рассказы из Танаха всё же очень нетипичны для древнего мира, поскольку в них мы видим, что Божье благословение проявляется даже в бедности и что Бог для благословения и общения с Собой выбирает людей очень скромного происхождения. В большей части древнего мира считалось, что единственными людьми, с которыми боги хотели иметь дело, были короли и богатые правители (или же невероятно привлекательные женщины).

6. Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1354637629

7. Там же.

8. Эту же концепцию, что божья благосклонность и власть принадлежат избранным, можно увидеть в том, как преподносится Октавиан Август в «Жизни двенадцати цезарей» Светония или «Энеиде» Вергилия.

9. Вот почему Светоний так горячо защищает его от критиков вроде Марка Антония.

10. По мнению ряда авторитетных библеистов, Иешуа родился не в хлеву: https://www.hristiane.ru/blog/ne-rodilsya-v-hlevu

11. https://steppesoffaith.medium.com/the-real-truth-about-the-shepherds-on-that-first-christmas-night-c32296181a27

Мишна — свод документов с записанным «устным законом», которым руководствовался еврейский народ во времена фарисеев. Одно из её правил гласит, что «по всей земле Израиля, кроме как в пустыне, содержать стада скота строго запрещено. Содержать иным образом можно только скот, предназначенный для богослужений в Храме» (Баб К.7:7; 80а).

Эти пастухи находились в полях, окружавших Вифлеем, а не в пустыне, где держали обычных овец. Значит, они, скорее всего, были священниками.

Зачем священникам выполнять черную пастушескую работу для Храма? Затем, что овцы были предназначены для принесения в жертву на Песах. Работа священников заключалась в том, чтобы перед принесением жертвы убедиться, что у ягнят нет «ни пятна, ни порока».

https://www.baptistpress.com/resource-library/news/about-those-shepherds/

Согласно еврейской Мишне (записанной в 200 г. н. э., но также содержащей давние устные традиции предыдущих веков) для жертвоприношения в Храме использовались животные, выращенные в окрестностях Вифлеема (особенно возле Мигдаль-Эдера — «Башни стада»).

https://www.patheos.com/blogs/standingonmyhead/2018/12/the-bethlehem-shepherds-were-not-just-country-bumpkins.html

В законе также говорилось, что животные, предназначенные для жертвоприношения, должны были родиться в пределах пяти миль от Иерусалима. Вифлеем как раз находится всего в пяти милях от него. Таким образом, в первом веке склоны холмов вокруг Вифлеема представляли собой ферму по разведению ягнят. Когда ягнята рождались, их для сохранности заворачивали в ткань и помещали в вытесанную из камня кормушку в «родильном» хлеву до тех пор, пока у священника появится возможность прийти и осмотреть их.

12. По легенде, даже Будда, учивший своих последователей, что нужно отказаться от всех мирских желаний, родился богатым и знатным.
https://www.britannica.com/biography/Buddha-founder-of-Buddhism/Previous-lives#ref230768

13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иосиф_Аримафейский#Иосиф_в_Евангелиях

автор — Джефри Стилл / cis.jewsforjesus.org

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!