О событиях в Беларуси и не только

О событиях в Беларуси и не только

В чьëм воспалëнном мозгу родилась эта дикая мысль, что человеческое достоинство противоположно христианскому смирению? Думать так — значит абсолютно не различать смирение и холопскую пришибленность. Скажу банальность: по-настоящему смиренным может стать только тот, кто не зашуган и не забит, кто сохранил достоинство, кто открыт и внутренне свободен.

Но тут есть тонкость: кроме прямого запугивания, насилия и страха всегда существовал и продолжает существовать дурной патернализм, когда люди добровольно передают вождю (лидеру, наставнику, опекуну и т.п.) право отечески шлёпать себя по затылку. Здесь действует как бы негласная договоренность, устраивающая обе стороны. По принципу «мы слабые, глупенькие, грешные, где нам думать своей головой». Весь «Великий инквизитор» Достоевского об этом. Какое там достоинство? Что за пустяки! Батька всё порешает. Ты только сиди и помалкивай — и будешь цел и сыт. Что? Сфальсифицировали выборы? Десяток-другой случайных людей изувечили? — ну, значит так надо, не нашего ума дело, государственные интересы важнее телячьих нежностей, и вообще — лишь бы не было войны.

Но самое интересное, что среди верующих и весьма образованных людей в моей френд-ленте есть те, кто философски и богословски вот это вот всё обосновывает, с самым невозмутимым видом. Государство, — с важным видом говорят они, — должно себя защищать. Любой ценой, типа. А то ишь, распустились. Один известный историософ даже честно признался: хочу, говорит, чтоб протестующим как следует дубинками настучали по кумполу.

…Тихо изумляюсь. И думаю: как называется эта религия?

Олег Скляров, профессор кафедры истории и теории литературы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета / baznica.info

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!