О тесных вратах и закрытой двери

О тесных вратах и закрытой двери

«И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лук. 13:22-24).

Врата тесны, но пока не закрыты. Так говорил Иисус о входе в Божье Царство, приглашая войти всех, но также предупреждая о вполне строгих условиях. Вратами можно войти, но не так просто, как хотелось бы беззаботным и легкомысленным, самоуверенным и самодовольным людям.

Иисус не был популистом. Он был неудобен и неугоден людям, которые хотели присвоить Бога, иметь Его на своей стороне для оправдания своих решений и дел. Если бы Иисус хотел набрать побольше последователей любой ценой, то не говорил бы об узких вратах как единственно правильном входе в Божье Царство. Он очень хотел бы, чтобы каждый человек последовал за Ним, но без креста это невозможно. На входе нас ждет не сладкая вата, но отречение от своего «я» и полное подчинение Богу, открывшемуся в Иисусе.

Врата в Божье Царство открыты для всех, но войдет туда лишь тот, кто принял Евангелие со всей серьезностью и готов верно следовать за Иисусом как Господом и Царем.

Здесь простота и доступность Евангелия сочетаются с нашей человеческой серьезностью и ответственностью, здесь приглашение Божье связывается с необходимостью нашего осознанного ответа.

Я напомню, что притчи Иисуса – это не только красочные истории и картинки, это парадоксы, вызывающие недоумение. Образы узких вратах и закрытой двери – одни из самых удивительных и запоминающихся евангельских картин. Эти образы провоцируют нас переосмыслить не только наш способ жизни, но и наш способ мышления.

Мы вот думаем, что если все куда-то уверенно идут, то это и есть правильное направление.

Мы думаем, что если я в чем-то уверен, то так и будет.

Мы думаем, что жизнь должны быть приятной и легкой прогулкой.

Но Иисус говорит о кресте, разоблачает самоуверенность фарисеев и предупреждает о том, что спасение при всей доступности оказывается делом трудным.

И это важный момент: если мы действительно хотим войти в Царство Божье, нам нужно слушать Иисуса, не себя. То есть нам нужно перестать придумывать свои условия для входа и послушать наконец Иисуса.

Основная беда в том, что люди не слушают Иисуса, они говорят сами вместо Него. В том числе они говорят, что Он примет всех, что раз билеты в небо не нужны, то на земле можно делать, что хочешь, и запрыгнуть в Царство Божье в последний момент.

Многие уверенно говорят, что знают Иисуса, что у них с Ним все хорошо.

Но вопрос в другом: знает ли Иисус тебя? Слышал ли ты хоть раз, спрашивал ли ты, что Он думает о тебе?

Многие уверенно идут по жизни, ожидая, что двери в Божье Царство будут для них открыты. Но главный вопрос не в том, уверен ли я в спасении и доступе в Божье Царство.

Главный вопрос – подвизались ли мы войти, принимали ли со всей серьезностью слова Иисуса, были ли послушны Ему?

Ведь из Евангелий мы знаем, что самый страшный грех – это несерьезное отношение к Богу, насмешка над Иисусом, неверие Его словам, непринятие Евангелия. Люди все слышали, но не принимали. Вместо того, чтобы поверить и последовать за Христом, они смеялись и развлекались, противились и ожесточались, не признавая и унижая величие Божьего Сына. При этом они думали, что с Богом у них все хорошо – уже потому, что они дети Авраама, особые, избранные.

Но Христос не говорит ничего о происхождении, фамилии, познания, статусах, принадлежности к какой-то элитной, особо духовной группе. Он говорит о Себе как двери и пути, без которых, вне которых все прочее теряет смысл.

Вопрос не в том, если ли у тебя билет в небо. Вопрос в том, шел ли ты путем Иисуса во время земной жизни. Вопрос в том, встретит ли Он тебя как своего, узнает ли, признает ли в конце пути?

Из проповедей Иисуса мы можем понять, что в Царство Божье нельзя запрыгнуть или проскочить, в него входят осознанно, серьезно, через глубоко личный выбор.

Это контрастирует с нашей привычкой прятаться в толпе, идти за большинством, соглашаться с мнением людей, быть как все.

Перед притчей об узких вратах Иисус говорит о зерне горчичном, которое выросло, и закваске, которая заквасило все тесто.

«Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своём; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Лук. 13:18-21).

Из этих притча мы видим, что Царство Божье начинается с малого и неприметного. Мы спрашиваем: где же люди Царства? Они не всегда заметны. Как много людей Царства мы видим вокруг? Не так уже и много. Но Царство растет.

Святые люди никогда не были большинством. Даже в «золотой век» Израиля. Тем более в эпоху плена и рассеяния. Их было так мало, что пророки называли их «остатком». Идея малого и святого остатка переходит и в эпоху Нового завета.

Остаток – это хранители завета. Другое дело, что не все люди, считающие себя частью остатка, были таковыми по своей сущности. Они следовали многим формальным критериям, но потеряли живую связь с Богом, дух и смысл завета с Ним.

Поэтому вопрос о том, «неужели мало спасающихся» был очень важным.

Но Иисуса не отвечает на него прямо, Он говорит притчей, чтобы каждый мог понять ее смысл в меру своей зрелости.

С одной стороны, Иисус говорит, что все просто, по вере, доступно для всех.

С другой стороны, предупреждает, что к Евангелию нужно относиться серьезно.

Идти за Иисусом может лишь тот, кто ищет не легкий, а верный путь. И тот, кто не следует за большинством, но кто следует за истиной, открытой в Иисусе

Эта мысль красочно раскрывается в отрывке, который может быть назван Притчей о тесных вратах, которые вот-вот готовы закрыться

Они открыты для них, но войти нужно постараться. И они открыты до поры, до времени, так что нужно успеть войти.

«Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! отвори нам»; но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы».

Тогда станете говорить: «мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты».

Но Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды». Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» (Лук. 13:22-30).

Это звучит как серьезное предупреждение: не многие спасутся, так что будьте бдительными, серьезными, ответственными, старательными, послушными.

Эта же мысль звучит у Матфея: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф. 7:13-14).

Здесь слова о тесных и широких вратах звучат как одно из четырех предупреждений: о том, чтобы мы следили за свои путем (13-14); о том, чтобы остерегались фальшивых пророков (15-20); о том, чтобы не увлекались чудесами и внешними проявлениями (21-23); о том, чтобы приготовились к шторму, укрепляясь в познании и исполнении Слова (24-27).

Итак, Иисус предупреждает нам о том, что нужно стараться войти именно тесными вратами, потому что иначе не видать нам спасения и жизни.

Этим предупреждением Он отвечает на вопрос: все или не все спасутся, легко это или не очень, требуется ли что-то от нас или все уже решено?

Неужели? Ведь весь Израиль должен спастись, не так ли? Или может отдельные группы особо религиозных людей из числа избранных?

Ответ Иисуса задает совершенно иную перспективу.

С одной стороны, Он указывает на личную ответственность. В узкую дверь Божьего дома входят по одному. Не группами. С другой стороны, в Божьем доме не тесно. Иисус расширяет понятие избранного народа – спасется не только Израиль, но от востока и запада, севера и юга соберутся избранные из всех народов в один новый народ, настоящий Израиль.

Подвизайтесь – это не о спасении делами, это о серьезности и ответственности. Тесные врата открыты. Но многое зависит от нас – насколько мы стараемся войти ими, насколько смиряем, умаляем, сжимаем себя в послушании Богу.

Перед нами открыты оба пути. Иисус не настаивает на правильном выборе и не толкает нас в узкую дверь, но при этом строго предупреждает, что ожидает нас в случае нашего непослушания Ему.

Мне помнится старый псалом, который я любил петь в детстве:

Вот ворота пред тобою
И за ними два пути.
Друг мой, робкою душою
Избери, каким идти!

Через тесные ворота
Видна узкая стезя;
Там вдали леса, болота,
Тёрн и бури ждут тебя.

Чрез широкие ворота
Путь пространный видишь ты
И на нем толпу без счета,
Пир и праздник суеты.

За тропой борьбы, тревоги
Солнца луч и рай цветов,
А в конце другой дороги
— Ночь гнетущая и ров.

Вот ворота пред тобою
И за ними два пути.
Друг мой, робкою душою
Избери, каким идти!

За узкими вратами открывается вдохновляющая перспектива. За широкими вратами – только погибель. За узкими вратами – целый новый мир. За широкими вратами – узкий ров. Поэтому смотри не только на широту ворот и удобства пути, смотри на конец дороги.

Широкий путь – это путь легкий, ничего не требующий. Здесь все предельно просто: иди за толпой, будь как все, проскочишь вместе со всеми.

А что значит узкий путь? Это путь трудный, путь отказа от себя и своих путей, путь подчинения Богу на Его условиях.

Многие представляют его как путь формальных ограничений, путь безрадостный, неинтересный, скучный. Но это не так. Если ты выбираешь путь следования за Иисусом, то с Ним не может быть скучно и безрадостно.

Это путь полного доверия и послушания Богу, это жизнь в отношениях с Богом через веру в Иисуса Христа. Это путь, на котором мы сознательно ищем Божьей воли и следуем ей во всем любой ценой. Это путь принятия Иисуса как Господа и Царя.

Евангелист Иоанн записал для нас очень важные слова Иисуса, в которых Он указывает на Себя как на условие нашего спасения и новой жизни.

Что означают узкие врата? Полное принятие божественности и власти Иисуса, который сказал: «Я дверь овцам» (Ин. 10:7).

Что значит узкий путь? Обращение к Богу через Иисуса, который сказал: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).

Вопрос принятия Иисуса как двери и пути к Богу – ключевой вопрос в нашем спасении.

Вопрос времени также имеет значение – многие решатся наконец войти, но будет уже поздно (Луки. 13:24).

Но вот еще вопрос: почему Иисус называет «многих» слушателей и чудотворцев «делателями неправды» (у Луки) или «делающими беззаконие» (согласно Матфею)?

Потому что все, что без Христа – неправда, беззаконие. В том числе чтение Библии, молитвы, пожертвования, здоровый образ жизни, моральные уроки детям и соседям.

Возможно, мы не те фальшивые пророки, которые именем Божьим пророчествовали, бесов изгоняли, чудеса творили.

Возможно, мы просто нерадивые слуги, которые довольствовались тем, что слышали Его учение, но никогда не принимали Его всерьез.

Погибнут и те, и другие.

Тесные врата настолько тесные, что только через Христа и полное подчинение Ему возможно выйти на верный путь. Врата усердной аскезы, глубоких знаний или религиозных обрядов все еще недостаточно тесные. Членство в самой строгой и духовной церкви – все еще недостаточно тесные врата.

Тесные врата – это полное подчинение Христа, а тесный путь – это послушное следование за Ним. Только на этом пути все наши религиозные действия обретают смысл. Происхождение и заслуги не спасут никого, кто не ответил на призыв Иисуса. Нет никакого паспорта или билета, которые давали бы право входа в Царство Божье. Только через личный ответ на приглашение Иисуса. Здесь и происходит сортировка: первые становятся последними, а последние – первыми. Кто-то использует свой шанс, а кто-то упускает.

Тесные врата открыты для всех, не только для избранных по крови и плоти. Здесь мы находим парадокс евангельской «тесноты»: через тесные врата могут войти все избранные от четырех концов земли, потому что здесь на входе не спрашивают фамилию и национальность, здесь спрашивают о твоих отношениях с Богом через Иисуса Христа. Входя через узкую дверь, верующий в Иисуса встречает множество братьев и сестер, находит себя среди нового избранного Израиля. Это уже не национальная, а вселенская перспектива.

Итак, Иисус предлагает спасение даром. Дверь Его дома открыта для всех. Но от приглашенных требуется серьезность. Нужно не просто под конец жизни вдруг захотеть войти в Божий дом. Нужно принять это приглашение с благодарностью и трепетом, и следовать всю жизнь вослед Иисусу, чтобы затем разделить Его торжество и радость.

Спросим же себя:

  • что я должен оставить за дверью, от чего я должен отказаться, чтобы войти в Божье Царство?
  • в чем я должен подчинить себя Богу, чтобы послушано следовать за Ним?
  • принадлежу ли я Богу, знает ли Он меня и примет ли как Своего?

Не будем тешить себя ложными надеждами или страхами: врата в Божье Царство открыты и сейчас, но войдет туда лишь тот, кто принял Евангелие со всей серьезностью и готов верно следовать за Иисусом как Господом и Царем.

автор — Михаил Черенков / cherenkoff.blogspot.com

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!