Одним из самых красивых лозунгов Реформации является фраза Мартина Лютера simul justus et peccator, что означает «одновременно праведник (оправданный) и грешник». Это описание верующего, который — благодаря праведности Христа — оправдан, хотя борьба с грехом продолжается.
Некоторые из нас не признают свои хронические грехи и эгоизм — мы думаем, что продвинулись дальше, чем есть на самом деле, на пути к святости. Другие сталкиваются с искушением впасть в отчаяние из-за своего несовершенства, постоянно расстраиваясь из-за медлительности нашего продвижения вперед, возможно, потому, что нам не хватает ощущения масштаба Божьей любви к нам во Христе.
Эти проблемы проявляются и в нашем отношении к церкви. Некоторые преуменьшают недостатки церкви, отбрасывают ее неизжитые грехи и эгоизм, довольствуясь самодовольной самооценкой. Другие испытывают бурлящее негодование по отношению к церкви, шокированные тем, что в Невесте Христа проявляется так много греховной борьбы, и разочарованные тем, что нереалистичные ожидания церковного совершенства не оправдываются.
Красная дверь гостеприимства
Несколько лет назад в интернете появилось короткое видео с Рэем Ортлундом, который приветствовал своих прихожан в церкви в одно воскресное утро. Он упомянул о значении церквей с большой красной дверью, через которую все грешные, усталые, утомленные и голодные люди приглашаются к столу Иисуса, могущественного Друга грешников. Путь через эту дверь — это узкий путь покаяния и веры — личного доверия Тому, Кто отождествился со Своим народом через крещение, Кто пошел на крест, чтобы снять с нас вину и позор, и Кто теперь приветствует всех, кто исповедует Его имя, чтобы присоединиться к Нему за столом прощения. «Добро пожаловать в церковь», — сказал Рэй.
Покаяние начинается с решительного сдвига, поворота, изменения направления. Покаяние продолжается ежедневным умиранием для себя. Новый образ жизни приходит на смену старому. Первоначальная перемена происходит в одно мгновение, но путь покаяния — это «долгое послушание» в новом направлении. Мы признаем, что святость — это пожизненное стремление последователей Иисуса. Мы не ожидаем безгрешной чистоты или хождения без спотыканий и падений. Путь освящения долог и труден, как восхождение на гору, но поскольку мы поднимаемся по нему силой Духа, он становится захватывающим приключением к вершине Христоподобия.
Церковь грешных святых
Если мы ожидаем от верующих, что они будут святыми, но при этом будут грешить, то почему бы нам не ожидать того же от Божьего народа в целом? Разве мы не должны ожидать, что церковь будет проявлять признаки того, что она simul justus et peccator? Слишком часто мы предъявляем к церкви более высокие требования, чем к себе. И когда церкви спотыкаются и падают, мы отворачиваемся и отвергаем членов нашей семьи во Христе.
Если наш святой Бог не держится на безопасном расстоянии от человеческой грязи и страданий, и если наш безупречный Спаситель не воздерживается от прикосновения к прокаженному, то почему мы — особенно если мы становимся более похожими на Христа — должны отдаляться от церквей, наполненных грешниками на пути освящения? Почему мы должны ожидать, что жизнь в общине будет легкой и безгрешной?
Нет идеальной церкви
Есть шутка, которую часто рассказывают о поиске идеальной церкви. «Не вступайте в нее! » — говорим мы. «Как только вы присоединитесь, она станет несовершенной». Это забавное напоминание о том, что невозможно требовать от церкви стандарта совершенства, которого мы сами не достигли.
Есть утешение в том, что все мы находимся на пути к Христоподобию, и никто еще не «дошел». Это не потому, что мы снижаем высокие стандарты, которые мы предъявляем к себе или к Божьему народу, но потому, что мы признаем нашу хрупкость и падение, и то, как просто не соответствовать этим стандартам. Люди, постоянно ищущие лучшую или более совершенную церковь, испугались бы, наткнувшись на такую. Представьте себе, что вы единственный грешник в церкви, наполненной идеально праведными святыми, которые никогда не спотыкаются. Представьте, что вы единственный, кто падает, оступается и снова встает.
К сожалению, именно так чувствуют себя некоторые верующие. Чувствительная совесть может заставить вас думать, что только у вас есть проблемы. У всех остальных здесь жизнь налажена! В месте, где никто не признается друг другу в грехе, где все преткновения держатся в тайне, легко возвести фасад, что путь к христианству легок. Только дураки падают.
Но это не так. Мы все, в той или иной степени, оступаемся. И все мы находимся на разных стадиях того, чтобы Иисус привел нас в порядок. Мы терпим друг друга не потому, что другие легко терпят, а потому, что Христос терпел нас и понес наши грехи в Своем теле на кресте.
Церковь нищих
Святость не заставляет нас отделяться от грешников в святилище, так же как святость не заставляла Иисуса отказывать в общении кающимся грешникам. Святость действует всякий раз, когда мы терпим недостатки и неудачи других и когда другие терпят наши грехи. Как Бог свят и любящ к грешникам, так и мы должны быть святы и любящи к грешникам, обращенным в святых.
Слава церкви наиболее очевидна не в ее программах, миссионерской деятельности, социальной помощи или проектах обновления, но когда она самая настоящая, нищая с распростертыми руками, принимающая Слово благодати и Хлеб с небес, вкушающая дар спасения и видящая, что Господь благ. И затем, чудо из чудес, Иисус делает эту нищенку Своей Невестой.
Да, мы должны стремиться к обновлению и реформам. Да, мы должны стремиться выкорчевать зло и сеять семена праведности. Да, мы должны удалять гниль греха и эгоизма, с любовью наказывать заблудших членов и добиваться восстановления после скандального зла. В конце концов, мы хотим, чтобы церковь больше походила на Спасителя. Мы хотим стать прекрасной Невестой.
Но истинная реформа и обновление в конечном итоге носят конструктивный, а не осуждающий характер. Наши усилия по критике того, что неправильно, и украшению того, что правильно, должны быть сделаны с духом терпения, который стремится созидать, а не разрушать. Мы не стоим в стороне от церкви, осуждая ее за ее неудачи. Она — наша мать. Мы одна семья — сыновья и дочери, купленные ценой крови нашего старшего брата.
Так что да, давайте искать более совершенную церковь, но не рассчитывать на достижение совершенства. Мы — simul justus et peccator, до дня нашего полного прославления.
автор — Тревин Вакс / thegospelcoalition.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!
Статья — как глоток свежего воздуха. Да, мы бываем излишне строгими судьями и по отношению к себе, и по отношению в церкви. Писание указывает, к чему это приводит:
«Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?»
(Еккл.7:16).
У Лютера тоже были мрачные минуты, когда он говорил, что церковь стала хуже, чем при папистах. Но время показало, что это был хаос нового творения. Надо было просто довериться процессу.
Еще в статье восхитила выражение «масштаб Божьей любви к нам во Христе». Именно!.. Вспоминается одно место Писания:
«У вас же и волосы на голове все сочтены».
(Матф.10:30).
Дорогие кальвинисты скажут, что здесь говорится о Божьем суверенитете. Не буду спорить, только скажу, что мне однажды открылось: Отец настолько в нас влюблен, что Ему дорог кажый волос на нашей голове.