Мир скорбит об Украине. Её столичный город Киев уже выдержал недели атак, и даже недавний отвод российских войск не означает, что больше никакая трагедия не произойдет в будущем. Киев — это больше, чем просто здания и инфраструктура. Город олицетворяет идею о том, что украинцы являются уникальным народом со своей историей, которой они дорожат. Горожане Киева верят, что их город стоит того, чтобы за него умирать, так как он воплощает надежды народа. Киев должен выстоять.
Для руководства Российской Федерации Киев символизирует нечто иное. Несколько веков назад город играл главную роль в истории происхождения Руси. Теперь он символизирует то, чем Россия когда-то была, от Аляски до Польши и от Финляндии до Туркменистана. Подобно многим другим городам, город принадлежит к великому эпосу Руси. Киев должен оказаться в их руках.
Вне зависимости от того, выстоит город или падёт, Христиане правы в том, чтобы оплакивать последствия греха и войны. И хотя в этой эпохе нам не был обещан вечный город, мы призваны заботиться о наших земных городах, и этим самым мы указываем окружающим нас людям на город Божий.
Прекрасный Иерусалим
Конечно же, Иисус понимал роль городов и их символическую значимость. Как еврей, Иисус наверняка пел песни, подобные 121-му Псалму. Этот Псалом находится среди Псалмов Сиона и подчёркивает духовную важность Иерусалима. В отличие от похожих Псалмов такого типа (например, 45, 47, 75, 83, 86), 121-й Псалом делает особенное ударение на физическом, земном городе Иерусалиме. Давид не только несколько раз упоминает название города, но также говорит и о внушающей благоговение природе ворот, строений и защитных сооружений Иерусалима.
Этот Псалом также является Песнью восхождения, и его пели паломники. Собираясь из всех уголков земли, племена и колена Израиля приходили в Божий город и смотрели на его славу. Они молились о мире для этого особенного места и утешались тем, что Божий помазанник — царь из дома Давида — в один день будет их справедливо судить со своего престола. Это прекрасная песня, и она несёт образ красоты и единства. И те, кто приходил сюда из других мест, и те, кто жили в Иерусалиме, собирались в него, чтобы искать мира, поклоняться ЯХВЕ и находить справедливость в стенах этого города.
Скорее всего, Иисус обращался к 121-му Псалму и пел его в своём заключительном путешествии в Иерусалим и во время подготовки к Пасхе. Когда Он приближался к городу и спускался вместе со Своими учениками с Масличной горы, толпы народа собирались и стелили на дороге пальмовые ветви, благословляли Его и называли Иисуса своим Царём.
После этого произошло что-то особенное. Иисус остановился. С холма напротив Иерусалима Иисус в последний раз осматривал город. Судя по описанию псалмопевца, это было величественное зрелище. Ирод и другие цари значительно расширили Иерусалим и особенно комплекс зданий Храма, используя для этого самые лучшие строительные технологии греков и римлян. Иисус вглядывался в Иерусалим и размышлял об истории еврейского народа. Затем Он начал плакать.
Разрушен Римом
Плач Иисуса наверняка был сродни тому плачу, который мы видели в последние дни о Киеве, Харькове, Мариуполе и других украинских городах. Иисус предвидел войну и разрушение, которые должны были прийти на Иерусалим от руки римлян. К 70-му году нашей эры сложная политика побудила римлян разрушить город и его храм, уничтожив тысячи людей. Физическая красота Иерусалима в течение одного поколения превратилась в пепел и обломки камней (Луки 19:41–44).
Но Иисус также осознавал более глубокую надвигающуюся трагедию. Несмотря на радостные эмоции того дня, через неделю толпа соберётся и будет требовать Его казни. Иудеи предадут своего Царя. Римляне предадут справедливость. И те, и другие договорятся между собой о том, чтобы уничтожить наследника Давида и законного правителя города. Как для евреев, так и для римлян Иерусалим превратился в город, посвящённый гордости человеческой, в котором не было места для Бога.
Всё остальное — история. В следующую пятницу главным событием Иерусалима стало распятие Иисуса. Спустя четыре десятилетия в городе произошёл еврейский бунт, который привёл к тому, что Иерусалим был разрушен римлянами.
Христиане и земные города
Я верю, что Бог по-прежнему скорбит о человеческих городах. Есть такие города как Киев, где его дети страдают от тягот войны и агрессии, вызванных человеческими амбициями и жадностью. Также есть и другие города, внешне пребывающие в мире и гордящиеся человеческими достижениями и политической силой, независимой от истинного Царя.
Нью-Йорк, место, где я преподаю, часто проявляет себя как такой город. Он по праву известен как центр культурных и финансовых достижений. Нью-Йорк также потакает всевозможным извращениям и превозносит любую форму алчности и жадности. Если бы мы могли увидеть с той же ясностью, с которой смотрел Иисус, мы последовали бы за Ним в плаче за этот город и за американские города поменьше, для которых Нью-Йорк является примером.
Но забота христиан о своём городе не выражается только в скорби о нём. В другом крупном городе, в Афинах, Павел объяснял, что Бог сотворил народы и использует большие города, чтобы люди искали и находили Его (Деяния 17:26–28). Города существуют для этой цели: чтобы люди могли в них поклоняться Богу. Фактически, именно такое прекрасное видение было у псалмопевца о первом Иерусалиме. И именно этого христиане ожидают от будущего небесного Иерусалима.
А пока мы должны заботиться о благополучии наших городов, стремясь к такому их процветанию, которое приходит только тогда, когда у их жителей есть правильные взаимоотношения с Богом. Христиане не могут мириться с человеческой гордостью, жестокостью или несправедливостью в Нью-Йорке или в Москве, или в Киеве, точно так же, как поступал Иисус после входа в Иерусалим. Но мы также не можем игнорировать нужды городов.
Вместо того, чтобы не обращать на них внимание, мы, подобно Иисусу, плачем о них, но затем всё равно входим в их врата. И, подобно Павлу, мы несём послание надежды Страстной недели: Христос умер, Христос воскрес, Христос придёт вновь.
Автор — Стил Брэнд / thegospelcoalition.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org
Стил Брэнд (Магистр теологии Юго-Западной семинарии, Доктор философии Университета Бэйлор) является доцентом истории в The King’s College в Нью-Йорке. Стил также является автором книги «Убивая республику: граждане-солдаты и римский способ ведения войны» (на английском языке), которая вышла в издательстве Johns Hopkins University Press).
Последнее: 26.07. Спасибо!