Получив сообщение по электронной почте и бегло просмотрев его, я предположила, что неправильно его прочитала. После прочтения нескольких первых строк моё сердце забилось сильнее, и я осознала, что с первого раза всё правильно поняла. Колкие слова проникали глубоко. Моя подруга неправильно меня поняла и, нимало не сомневаясь, написала мне, что я разочаровала её.
Будь то необдуманное слово или неожиданное предательство, всех нас ранили те, кого мы считали другом. Когда это происходит со мной, как в случае с тем письмом, я склонна отстраняться, устанавливать защитные барьеры вокруг своей уязвимости и отводить дружбу на задний план, как будто её никогда не было.
Иногда, когда рана особенно глубока, мы склонны списывать со счетов не только подругу или друга, а и саму дружбу как таковую. Нам настолько больно, что мы поддаемся цинизму, горечи и обиде. Мы задаёмся вопросом о том, стоит ли дружба риска столкновения с негативными эмоциями и болью, риска попыток примирения, риска снова сделаться уязвимыми?
Конечно, мы дружелюбные и общительные на безопасном расстоянии, но как насчёт дружбы на более глубоком уровне? Это слишком сложно и слишком рискованно, и никогда не соответствует нашим желаниям. Имея идеализированные ожидания, слишком легко чувствовать себя неуверенно или быть разочарованными реальным положением дел.
Я склонна возлагать вину за свою несовершенную дружбу на других, но это справедливо в обоих направлениях. Иногда я причиняю боль другим; это именно то, что я случайно совершила в этом году. Хотя моя обиженная подруга обратила на это моё внимание, я поначалу оставалась слепой к тому, как я ранила её, и напротив даже желала обвинить её.
Но она снова обратила на это мое внимание, так же ясно и аккуратно, как и в первый раз, и я наконец поняла созданную мной проблему. Эта подруга, вместо того, чтобы держаться на расстоянии, дала мне стимул продолжать нашу дружбу, преодолевая возникшие разногласия. Для меня это было рискованно, но, в конце концов, это того стоило. Более того, подобное отношение чтит Господа.
Истинная библейская дружба
Разве это не настоящая библейская дружба: быть готовыми любить, прощать и терпеть тех, кого мы не всегда понимаем? Разве это не готовность признаться в грехе, умышленном или неумышленном, и принять благодать, которая помогает нам возрастать? Безусловно, всё это более характерно для библейской дружбы, нежели дружеские тусовки и вечера для совместных игр, которые мы себе представляем. Библейская дружба помогает нам возрастать; она оттачивает нас так же, как Бог использует нас для затачивания других.
Как-то за чашкой кофе с молодой женщиной из нашей церкви мы обсуждали эту тему, говоря о том, как мы упорно верим, что дружба может быть такой идеальной, как мы её себе представляем. Она сказала, что хотела бы, чтобы люди больше её приглашали на различные встречи и тусовки, и что ей кажется, что часто её знакомые собираются вместе без неё. Я признала, что иногда завидую определенным отношениям между людьми и негодую, что меня разделить эти отношения не пригласили. После того, как мы признались друг другу в своих эгоцентричных мыслях, разговор перешёл к тому, что же такое настоящая дружба, и как она выглядит на самом деле.
Разве, говорили мы, настоящая дружба — это не постоянные усилия? Разве она не требует посвящения и терпения? Разве она не подразумевает по-библейски справляться с нашими неизбежными обидами, желание быстро прощать, переступать границы разных этапов жизни и отказываться помещать других людей в определенные категории? Разве это не значит преодолеть дискомфорт и не отказаться от людей, даже когда они нас разочаровывают? И, пожалуй, самый важный вопрос: не является ли много большим благословением самому быть человеком, который ищет такого единения, а не цепляться за ложные идеалы в ожидании того, пока подобное просто как-нибудь само собой «случится» с нами?
Хотя дружба — это огромное благословение, всё же она остаётся рискованным делом.
- Мы должны стремиться к тому, чтобы больше служить другим, а не к тому, чтобы служили нам. Это значит, что, возможно, нам не будут служить так, как мы на это надеемся.
- Мы должны быть всегда готовы расширить круг своего общения, а это значит, что мы должны скорее замечать других людей, нежели смотреть на себя и свое положение; и, возможно, о нас самих могут забыть в процессе этого.
- Мы должны быть готовы справляться с грехом и конфликтами надлежащим образом, а это значит, что нас могут отвергнуть.
- Мы должны быть готовы к уязвимости. Это означает, что нас могут неправильно понять и не проявить к нам милости.
Новое определение
Вместо того, чтобы твёрдо придерживаться своих идеалов, нам нужно ухватиться за новое определение дружбы, которое учитывает неловкость, риск и ошибки, потому как разве не через эти самые риски и ошибки прокладывается дорога к настоящей дружбе? Павел предлагает определение дружбы, которое гораздо лучше, чем наши ложные идеалы:
«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Кол. 3:12–15)
Павел, конечно, подразумевает нечто большее, чем просто совместный отдых, поверхностные разговоры и ожидания инициативы другой стороны. Он призывает нас стремиться быть благочестивыми другом с другом, то есть активно стараться быть терпеливыми, прощающими, любящими и благодарными людям в отношениях с ними. Основное внимание уделяется тому, что мы должны дать другим, а не тому, что они могут дать нам. Мы не делаем всё это в надежде получить что-то взамен — дружбу или что-то ещё. Мы поступаем так потому, что именно так Христос проявил Свою любовь к нам, и библейская дружба всегда будет следовать Его примеру.
Пока мы ещё на земле, наши отношения никогда не будет совершенными. И даже не приблизятся к этому. Мы неизбежно будем испытывать боль и разочарование в наших отношениях. Но это того стоит. Активно проявляя интерес к другим людям — так, как Христос проявляет его к нам, — мы приглашаем людей к дружбе, которую желаем иметь. Но мы также обнаруживаем, как прекрасно и верно Христос относится к нам. Поскольку у нас есть надежный и устойчивый якорь, и поскольку мы почитаем дружбу как дар, мы готовы принять реальность дружбы — все её неурядицы и всё остальное.
Автор — Кристин Гувер / thegospelcoalition.org
Перевод — Наталья Кротова для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!