Бог ненавидит клевету (Притчи 6:16-19), клевета это зло. Поэтому Павел говорит о клевете, как о поведении человека, который ненавидит Бога (Римлянам 1:30), а Иаков называет такое поведение бесовским (Иакова 3:15-16).
Клеветать – значит говорить какую-либо неправду о другом человеке, которая намеренно или ненамеренно портит его репутацию. Она носит разделяющий, обескураживающий и смущающий характер и часто влияет на жизнь многих людей.
Благодаря тому, что клевета обладает такой отравляющей силой, она является одной из главных стратегий врага по разрушению отношений, предотвращению и извращению реализации миссии церкви. Поэтому нам нужно быть внимательными, чтобы вовремя распознать и не поддаться этому крепко цепляющемуся греху (Евреям 12:1).
Тонкости клеветы
Порой говорить что-то неправдивое и разрушительное о ком-то — это смело и прямо. Но клевета часто предстает в весьма изощренном облике, ведь мы привыкаем ее слышать в течении нашей жизни в разных аспектах, и растем, привыкая к ней. Это значит, нам нужно повысить свою чувствительность к ней и снизить уровень терпимости.
Клевета может принимать разные обличья. Здесь я приведу несколько примеров из числа тех, которые встречаются чаще всего. Бывает, можно услышать неправдивую информацию, которая кажется вполне безобидной, но в результате у слушателей остается негативный образ другого человека. Иногда, желая произвести хорошее впечатление на слушателей, мы приукрашиваем наш рассказ, придавая ему негативный оттенок.
Иногда мы по-настоящему переживаем о ком-то, но делимся этой информацией с кем-то, кто не сможет помочь, или с тем, кому это не принесет пользу. И мы делаем это чтобы заставить нашего собеседника плохо думать об этом человеке. Или, если мы делимся нашими переживаниями с подходящим человеком, мы можем порой развивать и дополнять свои предположения, незаметно смешивая их с фактами, искажая наши переживания, чтобы получить желаемый результат.
Любая форма клеветы обладает цепной реакцией и приводит к тому, что репутации другого человека наносится вред.
Клевета это воровство
Именно потому, что страдает репутация другого человека, клевета есть зло. Библия говорит: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притчи 22:1). В этом контексте хорошее имя говорит о характере человека, что наиболее ценно в его идентичности. Хорошее имя – это то, какими нас видят другие люди. А поскольку отношения продаются в валюте доверия, репутация является очень ценным активом.
Когда мы имеем дело с именем другого человека – тем, как его представляют другие люди, – мы распоряжаемся тем, что принадлежит ему. Когда мы несправедливо вредим репутации другого человека, мы буквально крадем его хорошее имя и разрушаем его характер. Это приносит большой вред, имеющий долговременное влияние на жизнь людей, ведь восстановить разрушенное имя очень сложно. Кто знает, получим ли мы любовь, радость, поддержку, утешение и возможности от людей, если будем небрежно относится к их именам?
Бог знает. И ненавидит это. Бог ненавидит, когда мы плохо говорим о его имени (Исход 20:7) и об имени других (Тита 3:2). Он спросит за каждое небрежно произнесенное слово (Матфея 12:36). Для нас это прекрасный стимул «отложить всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие» (1 Петра 2:1).
Сначала победите клевету внутри себя
Первый из клеветников, которого нужно заставить замолчать, это тот, который живет внутри каждого из нас. Исполненная зловредной гордости, наша грешная природа не заинтересована в правде, а только лишь в самовосхвалении. Поэтому она всегда старается манипулировать другими, используя клевету (или лесть) для нашей личной выгоды.
Грех (а потому и демоны, которые приходят нас мучить) использует наше беспокойство или обиду, причиненные другими людьми, заставляя нас плохо о них думать.
Если мы плохо думаем о других, мы им добавляем несуществующих или преувеличенно негативных качеств, не существующих на самом деле. Часто все начинается с того, что в наших мыслях мы сами себя оправдываем, осуждая при этом других за их плохие поступки. В этот момент мы просто даем волю своим плохим мыслям о других. Это так клевещет наша природа. И мы глупы, что слушаем ее.
Если мы говорим неправду о других – а это происходит, если ее вовремя не остановить – мы ведем себя трусливо и одновременно терпимо по отношению к своей эгоистичной натуре. Такая снисходительность к себе в этот момент объясняется тем, что мы просто хотим слышать, как сами себя хвалим, чтобы заставить слушателей восхищаться и принимать нас лучше, чем тех, о ком мы плохо отзываемся. В этот момент мы крадем чужую репутацию, чтобы получить дозу самовосхваления.
Говорить неправду о других – значит проявлять трусость, ведь в этот момент мы подпитываем наше беспокойство или обиду, чтобы завоевать симпатию других, в то время как должны были бы смело обратиться к источнику наших переживаний. Мы находим тысячу оправданий такому поведению, но, по сути, нам просто не хватает смелости посмотреть этому противнику прямо в глаза. Значит нам стоит серьезно задуматься о том, каков наш характер, если мы своими действиями вредим характеру другого человека, желая получить несколько очков для себя в глазах других.
Нам нужно бескомпромиссно игнорировать и заглушать нашу клеветническую и грешную натуру.
Поможем друг другу бороться с привычкой клеветать
Когда кто-то говорит о нас неправду, нужно помнить, что мы ведем борьбу не с кровью и плотью, но с духами злобы поднебесной (Ефесянам 6:12). Сатана знает, что клевета умерщвляет и разбивает церкви, отравляет дружбу и разрушает семьи. Он знает, что она угашает Святой Дух, убивает любовь, препятствует духовному обновлению, подрывает доверие и лишает смелости святых. Итак, наша цель, особенно в контексте церкви, — помочь друг другу и пролить свет на дела сатаны, помочь справиться с разбросанными им камнями преткновения.
Как это сделать? Наилучший путь к достижению этой цели – стать человеком, рядом с которым другим неуютно говорить неправду. Для этого нужно задавать друг другу вопросы на подобие этих:
- Ты говорил об этом с этим человеком? Давай пойдем и поговорим с ним.
- Давай проясним, это информация, которую мне нужно знать? Ты хочешь, чтобы я помог вам помириться?
- Ты все сделал для того, чтобы избавиться от горечи, гнева, раздражения, ропота и клеветы? (Ефесянам 4:31)
- Как я могу помочь тебе сохранить репутацию этого человека как ценность? (Притчи 22:1)
Другими словами, друзья не должны разрешать своим друзьям клеветать. Друзья не должны позволять своим друзьям вести себя как те, кто ненавидит Бога (Римлянам 1:30). Чем больше мы любим людей, тем больше мы ненавидим клевету, потому что клеветник ненавидит свои жертвы (Притчи 26:28).
Давай помнить, что мы буквально распоряжаемся добрым именем других людей. Давай решим, что не будем делиться информацией, которая на первый взгляд кажется не такой уж пагубной для чьей-то репутации, и каяться перед другими людьми, если мы так сделали. Давайте будем стараться заглушать грешную природу и милостиво принимать помощь и помогать, если кто-то из нас, возможно неосознанно, уклонился в сторону неправды и стал клеветать. Давайте нанесем поражение силам сатаны, говоря правду с любовью (Ефесянам 4:15).
Давайте откажемся от разрушающей греховной силы клеветы.
Немножко о клевете и обидных ситуациях
Бывают случаи, когда нужно (и это не клевета!) обсудить или поделиться информацией, могущей, по сути, навредить репутации другого человека. Помните, что клевета это неправдивая разрушающая информация. Но иногда грехи человека таковы, что о них нужно всем знать во имя справедливости и личной безопасности. Вот несколько примеров таких ситуаций:
- Сообщать о грехе или оскорбительном поведении, о котором точно известно, нужным людям, которые могут помочь в данной ситуации;
- Участвовать в духовных, а в некоторых случаях социальных расследованиях, чтобы противостать обидчику или очистить доброе имя;
- Осторожно и не раскрывая лишних деталей рассказать об оскорбительном поведении другого человека, в том случае, когда утаивание этой информации может привести к серьезным последствиям;
- Спрашивать совета у пастора о том, как правильно поступать в сложных и запутанных ситуациях, делая всё, что в ваших силах, чтобы уберечь репутацию человека, о котором идет речь, от возможного вреда.
В Матфея 18:15-17 Иисус говорит о том, как нам нужно себя вести в таких сложных ситуациях. Иисус учит вести себя осторожно и всегда стараться сохранить репутацию другого человека настолько насколько это возможно, и знать, что слухи и клевета это искушения, которые всегда стараются пробраться в нашу дверь.
В век социальных медиа, когда нет ограничений прошлых столетий, давайте не будем спешить постить («медленны на слова» — Иакова 1:19) свои размышления, комментарии, анализ ситуации, касающиеся других людей, даже если это уже всё стало достоянием широкой публики в нашей лояльной к клевете культуре, поскольку это может оказаться клеветой. Все серьезные библейские предостережения всё еще применимы, что заставляет нас, а особенно тех, кто «на сцене», опасаться этого.
Автор — Джон Блюм / By John Piper. © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Р.Б. для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!