Мы попросили профессоров Уэйна Грудема и Джейсона ДеРуши представить свои аргументы в пользу старой и молодой Земли, а также ответить на аргументы друг друга. Предыдущие материалы серии — «Наша старая Земля», «Наша молодая Земля», «Ответы на аргументы в пользу старой Земли».
Я хочу поблагодарить д-ра ДеРуши за его содержательные и ясные аргументы в пользу молодой Земли. Я согласен с ним в том, что это дискуссия, в которой христиане могут придерживаться разных взглядов и при этом соглашаться, что противоположная позиция приемлема в доктринальной ортодоксии.
Но меня не убеждают его шесть аргументов, и я объясняю это в своих нижеследующих ответах.
«Наиболее естественное прочтение»
Ответ 1: Наше первоначальное прочтение отрывка не всегда является правильным прочтением.
Д-р ДеРуши говорит: «Наиболее естественное прочтение библейского введения указывает на молодую землю», и он приводит несколько причин, почему он считает, что шесть «дней» творения были «эквивалентом 24-часовых календарных дней, даже несмотря на то, что Солнце не было сотворено вплоть до четвёртого дня (Бытие 1:14-19)».
Непонятно, что он имеет в виду, говоря, что идея молодой Земли является «наиболее естественным прочтением», то есть тем значением, которое читатель «естественно» увидит при первом прочтении.
Но много раз в Писании более глубокое изучение текста позволяет нам увидеть, что первое понимание было неверным. Например, кто-то может прочитать: «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» (Екклесиаст 1:5) и подумать, что Писание учит, будто бы солнце быстро обращается вокруг земли ночью и появляется на востоке на следующее утро. Но, в конце концов, научные наблюдения убедительно доказывают, что земля вращается вокруг своей оси, а это говорит о том, что первое впечатление или «наиболее естественное прочтение» было неправильным. Скорее в Екклесиаст 1:5 описывается только относительное движение Солнца, как его видит наблюдатель, стоящий на земле. Это не является нашим первым прочтением, но это правильное значение. Точно так же наше первое впечатление о шести «днях» в Бытие 1 может быть неверным — «дни» могут представлять собой длительные периоды времени (как в Бытие 2:4), а не 24-часовые дни.
И когда внимательные читатели увидели, что Солнце не было установлено для отделения «дней и годов» до четвёртого дня (Бытие 1:14), они поняли, что первые три (как минимум) дня творения были отличными от обычных дней.
А как насчёт науки?
Ответ 2: Научные данные требуют объяснения.
Меня немного удивило то, что д-р ДеРуши не даёт никаких объяснений тому, как позиция молодой Земли объясняет многочисленные доказательства очень большого возраста вселенной и, особенно, Земли, такие как радиометрическое датирование горных пород на Земле, на Луне и на астероидах; расстояния в миллиарды световых лет до многих звёзд; скорость расширения Вселенной; наблюдение далёких звёзд, выгоревших миллионы лет назад; скорость дрейфа материков; сотни тысяч лет ледяных отложений в Арктике; десятки тысяч лет осадочных отложений в озёрах и так далее. Эти научные наблюдения являются причиной того, что многие тысячи христиан придерживаются позиции старой Земли, и вряд ли можно ожидать, что мы изменим своё мнение, если у нас не будет убедительной альтернативной интерпретации этих свидетельств.
Бытие 1-4 как «Начало»
Ответ 3: В Новом Завете всё, описанное в Бытие 1-4, рассматривается как «начало», потому что это всё — подготовка к главной истории Библии: истории сотворения, грехопадения и искупления людей через Иисуса Христа.
Неудивительно, что обо всех событиях в Бытие 1-4, например, говорится как о «начале», потому что, с литературной точки зрения, именно таковыми являются эти главы по отношению к остальной части Библии. Сотворение человека — это не «девятый тайм», как говорит д-р ДеРуши, но все первые четыре главы Бытие, похоже, являются «первым таймом», а остальная часть Библии — через Ноя, Авраама, Давида; рассеяние и возвращение; жизнь, служение, смерть и воскресение Иисуса; установление Церкви и возвращение Христа — это оставшиеся «восемь таймов» истории искупления.
Роль родословных
Ответ 4: Родословные в Бытие 5 и 11 закладывают основание для Нового Завета, чтобы показать происхождение Христа от Адама, и они показывают удивительный возраст и здоровье поколений до потопа, но их целью не является сообщить нам возраст земли или человечества.
ДеРуши соглашается с тем, что слово сын в Писании иногда может означать внука или правнука, поэтому он (в принципе) не должен придерживаться названной архиепископом Ашшером даты творения — 4004 год до н.э., но он близок к этому, когда отмечает, что «суммирование возрастов в родословных указывает на то, что человечеству около 6000 лет».
Но если мы соглашаемся с тем, что в родословных могут быть пробелы и что они выделяют только отдельных личностей, и что многие люди в первых поколениях жили по несколько сотен лет, тогда у нас практически нет оснований для утверждения, что человечеству 10 или даже 20 тысяч лет.
Вечность и терпение Бога
Ответ 5: Земля, существовавшая без людей в течение миллиардов лет, может подтолкнуть нас ещё больше к размышлениям о вечности Бога и Его бесконечном терпении.
Пётр пишет: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петра 3:8). Мы не можем в полноте понять эту реальность, но она предполагает, что с точки зрения Бога 13,8 миллиардов лет могут показаться совершенно не долгим сроком, и такой возраст даёт свету от далёких звёзд, распространяющемуся со скоростью 300 тысяч км/с, достаточно времени, чтобы достигнуть земли и пробудить в нас благоговение и поклонение, когда мы размышляем о безграничной мудрости и силе Создателя, который мог создать такую огромную вселенную.
Возможность мирной смерти животных
Ответ 6: Вполне возможно, что до грехопадения Адама и Евы животные, как и растения, жили жизнью обычной продолжительности, а затем тихо и мирно умирали.
Предупреждение, которое Бог дал Адаму и Еве, заключалось в том, что, если они будут есть от дерева познания добра и зла, они умрут, а не что животные также начнут умирать. Павел пишет: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Римлянам 5:12). При грехопадении смерть вошла «во всех человеков» (множ. от άνθρωπος/антропос — «человек, мужчина»), а не в животных. (Обратите внимание, что о животных никогда не говорят, что они грешат.)
Ещё в 1975 году, утверждая, что между научными фактами и учением Писания не будет «окончательного конфликта», апологет Фрэнсис Шеффер отметил, что есть возможность «смерти животных до грехопадения». Он сказал: «Если мы посмотрим на то, как пёс умирает в тёплом углу у камина, там нет мучения. Это как лист, падающий с дерева... Можно предположить, что у животных существуют естественные циклы, вплоть до всего, что не включает человека, со смертью не в погоне и не от агонии» [1].
Д-р ДеРуши допускает, что смерть животных обеспечит нас мясом в будущем веке, поэтому в принципе не должно быть возражения против идеи о том, что животные, как и растения, проживают обычный цикл жизни и затем мирно умирают на земле — в течение миллионов лет их тела истлевали и, вместе с мёртвыми растениями, разлагались и становились материалом, из которого образовывалась органическое топливо, такое как уголь и нефть, которые мы находим сегодня в земле.
Я не думаю, что д-р ДеРуши уделил достаточно внимания рассмотрению идеи мирной смерти животных до грехопадения, которая могла бы дать ответ на его пятый и шестой аргументы.
Итак, несмотря на содержательные аргументы д-ра ДеРуши, я завершаю тем, с чего начал: Бог не собирался открыть нам возраст Земли в Библии, и огромное количество свидетельств из самых разных областей науки приводит нас к выводу, что вселенной 13,8 миллиардов лет, а земле 4,5 миллиарда лет. Бог создал поистине удивительную, поистине огромную вселенную.
- Francis Schaeffer, No Final Conflict (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1975), 31
Автор — Уэйн Грудем / © 2022 Desiring God Foundation. Website: desiringgod.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Не совсем понятна логика автора: первые три «дня» — это три периода неизвестной продолжительности, а остальные четыре — обычнаые дни? Если же все «дни» — периоды времени неизвестной продолжительности, тогда заповедь о субботе теряет смысл — а субботу (седьмой день) ли вообще мы празднуем? Но на то, что и первые три «дня» были днями, указывает выражение «И был вечер, и было утро: день один». Просто до сотворения солнца и луны, что-то другое выполняло роль управления.
А вообще позиция автора и его единомышленников очень любопытна — с точки зрения ответа на вопрос: как должны взаимодействовать христианство и наука. Лично я увидел ученого, но не увидел верующего; увидел теиста, но не увидел верующего.