Мы попросили профессоров Уэйна Грудема и Джейсона ДеРуши представить свои аргументы в пользу старой и молодой Земли, а также ответить на аргументы друг друга. Рекомендуем первый материал серии — «Наша старая Земля». Ответ на аргументы в пользу старой Земли будет опубликован на нашем портале завтра вечером, следите за обновлениями.
В вопросе о возрасте земли на карту поставлено правдивое толкование библейского текста в согласовании с правдивой интерпретацией научных данных. Поскольку вначале не было никого, кроме Бога, и Библия является непогрешимым Словом Божьим, Писание имеет наивысший авторитет в ответах на вопросы о пространстве и времени. Учение Священного Писания на эту тему должно быть направляющим при анализе всех вопросов, касающихся сферы творения.
Давайте внесём ясность: роль Бога как Творца, Его цель творения и историчность Адама и Евы как прародителей не подлежат обсуждению для христианской веры. Более того, эволюционный креационизм (то есть теистическая эволюция) в любой форме не соответствует Библии. Тем не менее, хотя на карту поставлено многое, возраст Земли не принадлежит к тем центральным доктринам, которые должны разделять. Консервативное христианство достаточно легко вмещает в себе и креационизм с теорией молодой Земли, и креационизм с теорией старой Земли (это что-то наподобие исповедания веры против педобаптизма или различных взглядов на Тысячелетнее Царство). Я остаюсь убеждённым креационистом, придерживающимся теории молодой Земли из-за огромного количества библейских данных. Однако не существует единого чудодейственного библейского или научного аргумента в пользу моей позиции, и креационисты, придерживающиеся теории старой Земли, могут найти законные и логичные ответы на каждый из моих аргументов. Мои аргументы имеют совместный вес, и я сомневаюсь, что каждый из них действительно можно сфальсифицировать.
Человечество в первую неделю
Аргумент 1: Бытие 1:1-2:3 помещает сотворение человечества в первую неделю творения. Наиболее естественное прочтение библейского введения указывает на молодую землю.
Использование еврейского слова יוֹם/йом с повторяющейся фразой «и был вечер, и было утро» (Бытие 1:5, 8, 13, 19, 23, 31) вместе с упоминанием света и тьмы, дня и ночи и структуры одной недели убедительно свидетельствует о том, что тот, кто передавал это откровение, описывал эквивалент 24-часовых календарных дней, даже несмотря на то, что Солнце не было сотворено вплоть до четвёртого дня (Бытие 1:14-19). Человечество здесь изображается сотворённым в шестой день первой Божьей рабочей недели. Теория «день=эпоха» (англ. day-age theory) (согласно которой Бог создавал всё физическое творение из ничего в хронологической последовательности эпох, охватывающих неопределённые периоды времени), похоже, не соответствует этому контексту. А теория разрыва (англ. gap theory) (утверждающая, что между Бытие 1:1 и 1:2 прошёл очень большой промежуток времени), похоже, не допускается ивритским текстом.
Хотя более поздние размышления о творении (например, Псалом 103) никогда не упоминают «дни», тот факт, что Яхвэ построил «6+1»-модель жизни Израиля по образцу недели творения (Исход 20:11), кажется наиболее понятным, только если Израиль уже знал о «6+1»-модели недели творения (см. Исход 16:23-29; ср. Бытие 7:4, 10; 8:10, 12) и считал её реальной, а не фигуральной или образной. В частности, призыв к Израилю соблюдать Шабат основан на первой Божьей рабочей неделе, что сложно интерпретировать символически (Исход 20:10-11): «А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела... ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».
В начале
Аргумент 2: Новый Завет тесно связывает историю, описанную в Бытие 2-4, с началом мира. Модели «старой Земли» требуют, чтобы или сотворение человечества было отделено от «начала» миллионами или даже миллиардами лет, или чтобы «начало» из Бытие 1:1 растянулось на период времени, намного более длительный, чем всё последующее время. Первое отрицает связь в Новом Завете между «началом» из Бытие 1:1 и созданием человечества в 1:26-28, а второе требует использования термина «начало» странным образом, так, что происходящее «в девятом тайме» всё равно считается «началом».
В Новом Завете мы читаем, что Иисус рассматривает институт брака как начало, тесно связанное с началом творения (Марка 10:6; Матфея 19:4,8; см. Бытие 2:21-25). Он провозглашал, что убийственная деятельность сатаны (а не только его стремление к этому) через его обман Евы была тесно связана с началом творения (Иоанна 8:44). Он связывал эту убийственную, греховную деятельность с обетованием о том, что потомок жены вступит в борьбу со змеем и его потомством (1 Иоанна 3:8; ср. Бытие 3:1-6,15). Он рассматривал первый опыт скорби человека как такой, что приходится на начало творения (вероятно, имея в виду убийство Каином Авеля) (Марка 13:19; ср. Матфея 24:21; см. Бытие 4:8). Он поместил мученическую смерть Авеля рядом с основанием мира (Луки 11:49–50; ср. Матфея 23:35; см. Бытие 4:8).
Автор Послания к Евреям также считает «началом мира» завершение шестого дня, помещает бунт человечества (за который страдал Иисус) очень близко к этому времени и противопоставляет это начало «концу веков», когда было совершено дело Христа (Евреям 4:3–4; 9:25–26).
Линейные родословные
Аргумент 3: Линейные родословные в Бытие 5 и 11 указывают на недавнее появление человечества. Хотя некоторые библейские родословные довольно избирательны (напр., Матфея 1:1; 1:2-17), родословные в Бытие 5 и 11 настолько уникальны, что они не допускают выборочное прочтение и, таким образом, предполагают, что человечество существует в течение довольно короткого промежутка времени.
Линейные родословные в Бытие 5 и 11 уникальны для всего Писания в отношении точного возраста, который они включают (см., напр., Бытие 5:3-11). Даже если слово «сын» иногда означает внука или правнука (как бывает в Писании), специфическое указание возраста опровергает вероятность пробелов. Более того, ряд кажущихся в этих родословных отношений типа «отец-сын/внук/правнук» изображены именно таковыми в других местах — например, Адам с Сифом (Бытие 4:25), Ной с Хамом, Симом и Иафетом (Бытие 6:10), Фарра с Авраамом (Бытие 11:31).
Верным объяснением присутствия конкретных возрастов в этих родословных являются мессианские и миссиологические цели книги Бытие. Моисей, похоже, изо всех сил старался показать, что Бог сохранял род надежды в каждом поколении от Адама до Ноя, от Сима до Фарры и от Авраама до Израиля. Все указанные годы подчёркивают верность Бога в сохранении Его рода в надежде на потомка, обещанного в Бытие 3:15. Таким образом, исключение поколений противоречило бы этой очевидной цели.
Суммирование возрастов в родословных указывает на то, что человечеству около 6000 лет.
Кульминация творения
Аргумент 4: Высокая роль Адама как вершины первого творения, позиция человечества как кульминации творения и образ Бога говорят в поддержку теории молодой Земли. Бессмысленно думать, что Бог допустил, чтобы большая часть творения тысячелетиями существовала без наблюдателей.
Бытие 1:1-2:3 связывает все основные «линии» творения с человечеством. Светила отделяют день от ночи и устанавливают земной календарь (Бытие 1:14), но также они служат как «знамения» для людей, подчёркивающие достоверность Божьих обетований (Бытие 15:5; Иеремия 32:22). Люди призваны «наполнить землю и обладать ею» и «владычествовать над рыбами... птицами... и всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:28).
Люди — это кульминация творения и единственные представители Бога на земле, причём некоторые из них избраны во Христе «прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви», предопределённые быть усыновлёнными Ему «чрез Иисуса Христа... в похвалу славы благодати» Его (Ефесянам 1:4-6). Только на шестой день в завершающих словах к слову «шестой» на иврите добавляется определённый артикль (הַ/hа). Шестой день получает наибольшее литературное пространства и имеет наибольшее описание. Только в конце шестого дня Бог провозглашает, что творение «хорошо весьма» (Бытие 1:31). Только на шестой день Бог провозглашает, что что-то сделано им «по Его образу», давая человечеству контроль над миром. Писание изображает первого человека, Адама, как главу над первым творением согласно завету (Бытие 2:15; Римлянам 5:18-19; 1 Коринфянам 15:45).
Кроме того, Божий контроль, обеспечение и защита животных (Псалом 103:14, 21, 24, 27; 144:14–16; 146:9; Матфея 6:26; Луки 12:24) ярко проявляются на протяжении всей истории человечества (Бытие 1:28, 2:15; Псалом 8:7-9).
Страдания и смерть животных
Аргумент 5: Писание обычно изображает страдания и смерть живых существ, в том числе животных, как часть проклятия, потому миллионы лет смерти и страданий животных до грехопадения кажутся маловероятными. Бог изначально проклинает мир за человеческий грех, поэтому смерть и страдания наземных животных и птиц, скорее всего, стали результатом падения человечества и не существовали до него, как того требуют модели старой Земли.
Основным последствием бунта человечества в саду была смерть и физическая, и духовная (Бытие 2:17; 3:16–19; Римлянам 5:12). Однако грех человечества в саду повлёк за собой негативные последствия не только для человечества, но также и для сотворённого мира в целом: Бог проклял животных (Бытие 3:14). Бог проклял землю (Бытие 3:17-19). Бог подчинил весь мир суете (Римлянам 8:20-21).
В Писании смерть животных обычно ассоциируется с проклятием, а жизнь животных с благословением. Обе эти реальности подразумевают, что смерть и страдания наземных животных и птиц стали результатом падения и не существовали до него.
Первое, тот факт, что змей проклят «больше/сверх» (ивр. -מִ/ми- — используется в сравнении) любого скота и всех диких зверей, подразумевает, что наземные животные действительно подверглись прямым негативным последствиям падения человека (Бытие 3:14; ср. 3:1).
Второе, проклятие земли (Бытие 3:17) формирует обстановку для рождения Ноя (Бытие 5:29), а судное проклятие потопа включает в себя смерть всех зверей, птиц и гадов (Бытие 7:21-23), кроме тех, которые были в ковчеге и были отделены для сохранения животного населения земли после потопа (Бытие 6:19–20, 7:3).
Третье, восемь из десяти казней египетских включали в себя животных, которые стали вредителями для людей или причиной массовых страданий и смерти скота, что отрицательно сказалось на существовании людей (Исход 8-12).
Четвёртое, только искупительная кровь пасхального агнца сохранила жизни израильских первенцев, как людей, так и животных (Исход 12:12-13).
Пятое, под благословениями завета Моисея (ветхого завета) человечество должно было жить в безопасности от всех хищников (Левит 26:6), а крупный рогатый скот должен был плодиться и размножаться (Второзаконие 7:13–14, 28:4, 11). Напротив, под проклятием человечество должно было жить в страхе перед хищниками (Левит 26:22), крупный рогатый скот и стада должны были оскудевать (Второзаконие 28:18), а трупы людей должны были стать пищей для хищников и птиц (Второзаконие 28:26). Все эти факты подтверждаются пророками (напр., Иеремия 7:20, 12:4; Аггей 1:9–11; Малахия 3:9–12, 4:6).
Шестое, в контексте Своих судных войн Яхвэ призывал Израиль убивать всё дышащее, включая животных (Второзаконие 13:15; 20:16; 1 Царств 15:3).
Седьмое, Проповедник в книге Екклесиаст объединяет смерть животных со смертью людей (Екклесиаст 3:19-20) и уверенно связывает реальность обеих смертей с проклятием грехопадения: «Всё произошло из праха и всё возвратится в прах» (см. Бытие 3:19-20). Эта связь строго указывает на то, что смерть и животных, и людей началась в одно и то же время.
Креационистам, которые придерживаются теории старой Земли, очень сложно определить, что же произошло в при проклятии в животном мире, потому что они верят, что длительный период времени (даже миллионы лет) страданий и смерти уже был до падения. Напротив, Писание указывает на Божье проклятие мира как на решающий поворотный момент, и таким образом связывает смерть животных с проклятием.
Употребление мяса в пищу и конец проклятия
Аргумент 6: Ограничение смерти животных в вечности как в восстановленном Эдеме предполагает, что вся смерть на земле началась после грехопадения. В частности, поскольку употребление в пищу мяса, вероятно, символизирует победу Иисуса над проклятием, ограничение смертей животных в вечности для потребления мяса искупленным человечеством сигнализирует о восстановлении Эдема, а не о распространении за его пределы, и подразумевает, что все смерти на земле начались после грехопадения, и, следовательно, Земля молодая.
Писание прямо связывает грех, страдания и смерть во всех её формах только с грехопадением (Бытие 3:14–15; Римлянам 1:24, 26, 28; 8:18–23). Оно также подчёркивает смерть и воскресение Христа как единственное решение проблемы бунта и его последствий, которые, по-видимому, включают всё земное зло, как имеющее естественную природу, как рак, так и автомобильные катастрофы и моральное зло, напрямую связанное с бунтом против Бога. В частности, Библия учит, что работа Христа предназначалась для того, чтобы восстановить всё (Деяния 3:21), чтобы объединить всё (Ефесянам 1:10), чтобы примирить с собою всё (Колоссянам 1:20), (Исаия 25:8; Откровение 21:4) и искоренить проклятие и всю нечистоту (Откровение 21:27; 22:3).
Эта вечная искупительная реальность изображается и как восстановление Эдемского сада (до грехопадения), и как распространение искупления за его пределы, завершая то, что не удалось сберечь первому Адаму. Это новое/восстановленное будет содержать элементы, подобные первоначальному творению до грехопадения (Иезекииль 36:35; Исаия 51:3; Римлянам 8:20–21; Откровение 2:7; 22:1–5, 14, 19), но в нём будут отсутствовать прошлое или потенциальное влияние зла или проклятия (Откровение 21:27, 22:3), за исключением постоянного напоминания о прошлом бунте избранных для поддержания благоговения о спасительной работе Царя Иисуса. К примерам таких напоминаний относятся плач о грехе (Иезекииль 36:31), наличие соли в болотах вокруг бывшего Мёртвого моря (Иезекииль 47:11; ср. Бытие 13:10, 19:24–26), присутствие трансформированного множества языков вместо одного единственного (Софония 3:9; Откровение 5:9, 7:9; ср. Бытие 11:6–9) и видимое отождествление Христа и с жертвенным, и с побеждающим Агнцем (Откровение 5:5–6, 12–13; 7:10, 14; 17:14; 19:9; 21:22–23; 22:1,3).
В этом контексте восстановления, примирения и искоренения важно осознать, что хищничество прекратится в животном царстве, и что смерть животных будет связана только с употреблением в пищу их мяса людьми. В нынешнем падшем мире хищничество животных является частью открытых Богом замыслов (Псалом 103:21; Иов 38:39–41), если оно не угрожает людям (Псалом 103:23; Второзаконие 7:22; Судей 14:5; 4 Царств 17:25) или домашним животным (1 Царств 17:34–35; Исаия 31:4; Амос 3:12). Только после грехопадения человечества и глобального проклятия люди стали мишенью для хищных животных, и Бог разрешил употребление мяса в пищу, частично для того, чтобы животные боялись людей (Бытие 9:2–3; ср. 1:30). В этом проклятом мире употребление мяса в пищу подтверждает призыв к человечеству отражать Бога, уподобляться Ему и представлять Его, что проявляется во владычествовании (Бытие 1:26,28; ср. Псалом 8:7-9), и также свидетельствует о преодолевающей проклятия Божьей силе.
В частности, с самых первых дней после того, как Бог изгнал человечество из сада, люди отличали чистых животных от нечистых (Бытие 7:2-3,8). После того, как Бог позволил людям употреблять в пищу плоть животных, Он позволил Своему народу есть только чистых животных (Левит 20:25–26). Писание считает нечистыми всех животных, которые так или иначе были похожи на змея в саду — будь то из-за коварства, хищничества и инстинкта убивать (Бытие 3:1–5, 2:17; ср. Иоанна 8:44; 10:10) или из-за того, что их «поедание праха» ассоциируется со смертью и отходами (Бытие 3:14). И именно потому, что Христос победил лукавого на кресте (Ефесянам 2:16; Колоссянам 2:15; ср. Луки 10:18; Иоанна 12:31; Откровение 12:9), теперь вся пища чистая (Марка 7:19; Деяния 10:10–15, 28; Римлянам 14:14, 20; 1 Тимофею 4:4). Это делает употребление любой пищи свидетельством побеждающией проклятия силы Христа.
Благодая полной искупительной работе Христа восстановленное новое творение и новый завет будут распространяться на животных, птиц и гадов, результатом чего будет глобальная безопасность (Осия 2:18; Исаия 35:9), поскольку бывшие хищные животные (возможно, образ враждебных народов) станут вегетарианцами и будут жить рядом с агнцем и царским младенцем, так что творению больше не нужно будет их бояться (Исаия 11:6–9, 65:25; ср. 9:6–7). В тот кульминационный день Бог прекратит всё угнетение врага, упразднит все человеческие болезни, страдания и смерть, и положит конец проклятию (Исаия 25, 65:17–25; Откровение 21:3–5, 22:3). С приходом нового неба и новой земли люди больше никогда не будут бояться хищников, а наземные животные не будут пищей друг для друга. Эти реалии являются частью исправления Христом того, что пошло не так после грехопадения, и помогают представить то состояние, которое было до грехопадения, а не ухудшение, которое произошло после него.
Кроме того, в качестве продолжающегося свидетельства того, что Христос полностью победил проклятие, люди будут продолжать есть животных с приходом нового неба и новой земли (напр., Исаия 25:6, 8; Иезекииль 47:9–10; Матфея 22:2–4; Луки 22:15–18, 29–30; Откровение 19:7, 9; 21:1, 4, 10; ср. Луки 24:41–43; Иоанна 21:12–13). Поскольку Бог позволил людям есть животных только после грехопадения, и поскольку употребление в пищу мяса свидетельствует о победе Христа над проклятием, кульминацией которой является поражение нечистого змея на кресте, ограничение в вечности смерти животных только для употребления в пищу искупленным человечеством указывает на отсутствие смерти животных до грехопадения и, таким образом, свидетельствует в пользу теории молодой Земли.
Вывод: молодая Земля
Библейские данные подтверждают веру в то, что Земля молодая. Мы видим это (1) в том, что Писание изображает творение как буквально рабочую неделю, (2) в том, что Новый Завет связывает раннюю историю человечества с началом, (3) в малой вероятности существования временных пропусков в линейных родословных в книге Бытие, (4) в том, что Библия постоянно изображает человечество как главу земного творения, (5) в том, что Писание регулярно связывает смерть и страдание животных с проклятием и делает маловероятным то, что это произошло до грехопадения, и (6) в том, что употребление человеком мяса в пищу в вечности свидетельствует о побеждающей проклятие работе Иисуса.
Автор — Джейсон ДеРуши / © 2022 Desiring God Foundation. Website: desiringgod.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Не совсем удачный ход со стороны организаторов «дуэли» — дискуссия ученого и богослова. Лично мне намного интереснее была бы дискуссия ученый-ученый или богослов-богослов.
Что касается непосредственно данной статьи, то, лично для меня, автор мощно начал, а вот затем. Я в недоумении: мы в вечности будем употреблять мясо?!
Благодарю за статью. Полностью поддерживаю теорию молодой Земли, и согласен, что макро-эволюция и смерть животных до грехопадения не совместимы с Евангелием. Бог создал всех и каждого для вечной жизни. Это мир, который Он охарактеризовал «Хорошо» и «Хорошо весьма». Только с отступничеством человека красота творения сломалась и появились страдания на всех уровнях бытия. Когда снова наступит совершенный мир, страдания будут удалены так же со всех уровней бытия.
Смущает только 6 аргумент автора: что мясоедство человека доказывает теорию молодой Земли. Впервые встречаю учение о том, что мясоедство — это символ победы Христа над грехом. Эта идея кажется запутанной, натянутой и не обязательной. Пасхальный Агнец — это символ заместительной жертвы Христа. Это ужасное действо, когда существо подвергается страданиям и смерти ради спасения других. Бог допустил это, чтобы человек осознал тяжесть своего греха, видя, как за него умирает другой. Мне тяжело принять мысль, что в вечной жизни в совершенном мире без боли и слёз человек должен будет продолжать эмулировать это событие, убивая и поедая мясо животных. Тем более, что даже в Новом Завете уже пасхальный ягненок заменён хлебом и плодом виноградной лозы Причастия, которое, в свою очередь, символизирует Тело и кровь Иисуса Христа. Его жертва является единоразовым событием, которое покрывает все эпохи. Больше нет нужды приносить животных в жертву.
Ссылки, приведенные в подтверждение теории мясоедства в будущем раю, вряд-ли подтверждают её: ссылки из пророков используют образ богатого вкусного стола (включающего в себя мясо) для передачи идеи, что утешение от Господа — это приятно, «вкусно» и дорого. Ссылки из Евангелий подтверждают, что Иисус ел мясо до и после смерти (пока был на Земле). Иисус не был вегитарианцем (и я им не являюсь). Но это не говорит о том, что нам предстоит убивать и есть животных, чтобы подкреплять своё новое, совершенное тело в грядущей вечной жизни. Намёк Иисуса на то, что Он будет есть Пасху в раю, также можно считать образным выражением.
Мы даже не представляем, каким наше тело будет (согласно рассуждениям Павла во 2 Коринфянам). Но вряд-ли это будет что-то несовершенное, полагающееся на систему убийства других существ ради подкрепления и вкусового удовлетворения. Ссылки из Откровения не говорят о мясоедстве вовсе. Только о том, что Иисус называется Агнцем.
я решил написать это дополнение к аргументам Джейсона ДеРуши, чтобы показать, что жизнь в мире без греха может быть еще прекраснее, чем представил нам автор в этой статье. Это будет жизнь, где ваш кот может быть с вами вечно, а не трагично ограниченное время. В этом мире люди не будут вынуждены оплакивать кончину своей собаки. Сердце не будет сжиматься от жалости при звуке визга на скотобойне. Также, я не могу принять идею, что не-наземные животные, — тоесть, подводный мир, — будут всё также жить «по закону джунглей» в совершенном мире. Смерть любого живого существа в обновленном и очищенном от зла мире — это концепция необязательная, ненужная. Всемогущему Богу незачем оставлять такие трещины в мире, который Он создал для вечной радости каждого Своего творения.