Мы попросили профессоров Уэйна Грудема и Джейсона ДеРуши представить свои аргументы в пользу старой и молодой Земли, а также ответить на аргументы друг друга. Предыдущие материалы серии — «Наша старая Земля», «Наша молодая Земля». Ответ на аргументы в пользу молодой Земли будет опубликован на нашем портале завтра вечером, следите за обновлениями.
Доктор Грудем обычно использует Писание для обоснования своей христианской доктрины и этики. Однако он обосновывает свою веру в старую Землю практически без каких-либо библейских подтверждений, отвергает предположения учёных, руководствующихся Божьим Словом, и следует интерпретации наблюдательных данных, предлагаемой учёными, которые вычисляют возраст вселенной на основании натуралистических униформистских предположений.
(Из-за ограничений объёма статьи, я представляю следующие ответы в краткой форме. Вы можете ознакомиться с дополнительными пояснениями и источниками на моём личном веб-сайте (англ.).)
Дни означают эпохи?
Значение слова «день» определяется контекстом (напр., дневной свет или неопределённый период времени в Бытие 1:5 и 2:4). Недельная структура Бытие 1:1-2:3 и повторяющаяся завершающая фраза «вечер и... утро» в днях 1-6 (Бытие 1:5, 8, 13, 19, 23, 31) указывают на то, что дни — это не эпохи, а периоды по 24 часа. Хотя недельная структура может быть образной (чего придерживаются некоторые сторонники старой Земли), Моисей не изображает «дни» как эпохи. Поскольку Бог построил для Израиля рабочую неделю (6+1) на основании Своей недели творения (Исход 20:11), шесть дней в Бытие 1, естественнее всего, являются 24-часовыми периодами времени.
Для того, чтобы были утро и вечер, земле необходимо всего лишь вращаться вокруг своей оси рядом с фиксированным источником света. В Бытие 1 свет — это единственное, что просто «было» (Бытие 1:3); Бог «делает» или «создаёт» всё остальное (Бытие 1:7, 16, 25, 26; 1:21, 27) или управляет его производством (Бытие 1:11-12). Более того, «Бог есть свет» (1 Иоанна 1:5), и Иисус есть «свет миру» (Иоанна 8:12), через Которого Бог сотворил всё и в Котором была жизнь, которая стала светом человеков (Иоанна 1:3-4). В совершенном новом творении не будет «нужды ни в солнце, ни в луне... ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Откровение 21:23). Точно так же Писание предполагает, что Бог установил землю и обеспечивал вечер и утро через постоянный свет Своей собственной славы, сосредоточенный в Его Сыне. Действительно, Тот, Кто повелел свету воссиять во тьме, теперь сияет в Своём творении (2 Коринфянам 4:6). Тот факт, что Бог давал свет отдельно от светил в 1-3 дни, усиливает аргументацию против языческих мировоззрений, потому что «два светила великие... и звёзды» — это не «боги», а просто второстепенные, необязательные агенты, через которых истинный Творец обеспечивает жизнь и порядок в Своей вселенной.
Пропуски в родословных?
«Сиф жил сто пять лет и родил Еноса» (Бытие 5:6). Для Грудема присутствие выборочных родословных в других местах (напр., Матфея 1:8-9) подразумевает, что родословные в «Бытие 5 и 11 содержат пробелы». Хотя это и не широко распространено, еврейский глагол «родил» (יּוֹלֶד/йолэд от יָלַד/ялад) позволяет пробелы в родословных (безымянных потомков), что значит, что человек, о котором идёт речь, может быть обозначен как прямой предок другого человека, но не быть при этом его прямым отцом (см. Второзаконие 4:25; 4 Царств 20:18). Таким образом Енос мог быть сыном Сифа, его внуком или более далёким родственником.
Тем не менее, Грудем делает вывод, что Бытие 5:6 позволяет хронологические пробелы (т.е. пропущенные годы). Но текст требует, чтобы Сифу было 105 лет, когда родился Енос, вне зависимости от того, является ли Енос сыном Сифа или более далёким родственником. Возраст Сифа определяет время, когда происходит действие и результат, без хронологических пробелов. Даже если допустить пробелы в родословных, Бытие 5 и 11 дают хронологическую шкалу, которая подразумевает молодое человечество.
Смерть и страдание до грехопадения?
Хотя Грудем и не говорит об этом напрямую, его позиция требует миллионов лет смерти и страданий животных до грехопадения. Но Писание связывает смертность и страдания созданий только с проклятием (см. мои первоначальные аргументы в пользу молодой Земли).
Научные «доказательства» старой Земли?
У Грудема нет убедительных библейских причин верить в старую Землю. Более того, если какой-либо из моих библейских аргументов в пользу молодой Земли верен, тогда Писание указывает на то, что научные толкования Грудема имеют серьёзные недостатки и нуждаются в согласовании с непогрешимым свидетельством Писания.
«Факты» Грудема на самом деле являются только интерпретациями наблюдательных данных, сделанных на основании его веры в то, что наблюдаемые сегодня измеримые процессы являются ключом к понимают отдалённого прошлого. Он с пренебрежением относится к сторонникам молодой Земли за то, что они подчёркивают это, но факт остаётся фактом: в основе всех его научных утверждений лежат униформистские предположения, даже несмотря на то, что Писание и наука предполагают, что сами по себе научные средства не могут установить возраст Земли.
Во-первых, Библия изображает творение как сверхъестественную работу Бога. Грудем поддерживает это, но не решается подтвердить свидетельство Писания о том, что свет и наземная растительность (Бытие 1:3,11) предшествовали светилам, единственная открытая (в Писании — прим. пер.) цель которых — это направлять жизнь на земле (Бытие 1:14) и подчёркивать обетования Яхвэ (Бытие 15:5; Иеремия 33:22) и Его могущество (Исаия 40:25-26; Амос 5:8). У Моисея не было трудностей с тем, чтобы изобразить Бога как дающий жизнь свет, сияющий без Солнца. Почему же они должны быть у нас?
Во-вторых, вопреки насмешникам, которые утверждают, что «от начала творения всё остается так же» (2 Петра 3:4), Пётр подчёркивает, что это убеждение упускает из виду, что «тогдашний мир погиб, быв потоплен водою» (2 Петра 3:6). Точно так же, как чудеса могут незаметно для посторонних менять ход времени (напр., Иоанна 2:9-10), так и температура и давление при всемирном потопе могли радикально изменить географию, геологию, климат и прочее. Учёные признают, что дополнительная энергия и сила могут резко сократить время формирования материи, и поскольку Бог изменил форму Земли посредством катаклизма (см. Бытие 7:10-24), скорости процессов, затронутых потопом, должны сильно отличаться от измеряемых сегодня.
Третья причина, по которой наука сама по себе не может определить возраст Земли, заключается в наличии многих предположений, формирующих научную интерпретацию. Я приведу шесть из них.
- В своей вере в то, что вселенная расширяется, Грудем предполагает, что скорость света в одном направлении равна скорости в обратном направлении (что не обязательно), что вселенная началась из точки (в противоположность зрелой вселенной), и что скорости охлаждения и расширения оставались постоянными на протяжении миллиардов лет (чего мы знать не можем, и что многие физики ставят под сомнение).
- Поскольку движение влияет на время, физики могут измерять только скорость движения света туда и обратно (напр., с зеркалами, это 300 тыс. км/с). Грудем предполагает, что скорость света постоянна во всех направлениях (изотропна), но движение света в одном направлении может быть практически мгновенным (анизотропная скорость), что предполагает Бытие 1:14-15.
- Возраст и формирование полярного ледяного покрова определяет ожидаемую скорость сжатия нижних слоёв, а от этого зависит то, где именно определять циклы изотопов кислорода для подсчёта возраста. Если бы еженедельные штормы быстро сформировали массы льда в течение одного ледникового периода после потопа, тогда толщина слоя льда за один год была бы больше (не имея возможности сжаться за счёт постоянного давления на протяжении многих лет), а сторонники старой Земли ошибочно трактовали бы несколько циклов штормов, произошедших в течение одного года, как представляющие отдельные годы.
- Датирование старых отложений на дне озёр предполагает, что их характер и скорость не изменялись с течением времени, но катастрофы, такие как наводнения, ураганы и извержения вулканов создают движущиеся пульпы, в результате чего появляются штормовые или паводковые отложения (которые называются ритмитами), которые невозможно отличить от ежегодных донных отложений (варв). И поскольку измерения на основании варв, колец деревьев и радиоуглерода-14 откалиброваны относительно друг друга, их не стоит использовать для подтверждения друг друга.
- Хотя радиометрическое датирование горных пород помогает установить относительную последовательность формирования в истории Земли, Грудем предполагает, что мы знаем начальные условия (например, наличие только урана, то есть родительского изотопа, и отсутствие свинца, то есть дочернего изотопа), что никакие загрязнения и вымывания не изменяли состав горных пород (что невозможно определить без независимого эталона), и что скорость распада оставалась постоянной, и на неё не влияли тепло и давление (то есть катастрофы), которые могли ускорить распад.
- Тектоника плит лучше всего объясняет, почему континенты больше не являются единым целым (Бытие 1:9-10), но Грудем предполагает, что скорость разделения континентов всегда была одинаковой, как и сегодня, хотя катастрофическая модель быстрого разделения также согласуется с данными, отвечает на вопрос, почему движение плит резко замедлилось после потопа, и объясняет как отсутствие сжатия в океанических отложениях, так и аномальную магнитную полярность в океанической коре (предполагая быстрое неравномерное охлаждение из-за контакта с хаотическими водами океана).
Вывод
Бог написал две «книги» — Слово и мир, и непогрешимая природа первой из них требует того, чтобы именно она направляла нас в чтении второй. Грудем пытается установить возраст Земли на основании только науки. Однако он делает слишком много предположений, большинство из которых руководствуются униформистским мышлением, которое противоречит свидетельству Писания о могущественном Божьем контроле и о катастрофе потопа. Только один Бог присутствовал в начале, а Его слова убедительно указывают на молодую Землю и должны направлять наши научные интерпретации наблюдательных данных.
Автор — Джейсон ДеРуши / © 2022 Desiring God Foundation. Website: desiringgod.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Спасибо, очень хороший ответ. Особенно понравилась мысль о том, что Бог написал две книги: Библию и мир вокруг нас.
Прекрасный разбор, но и здесь есть момент, который приводит в недоумение: «В Бытие 1 свет — это единственное, что просто «было» (Бытие 1:3); Бог «делает» или «создаёт» всё остальное (Бытие 1:7, 16, 25, 26; 1:21, 27) или управляет его производством (Бытие 1:11-12)». Свет не «просто был». Когда-то его не было. А затем: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3). Свет — такое же творение Божье, как и все остальное.