«Слово «очищает и подрезает» в Евангелии от Иоанна 15:2 означает совсем не то, что думают многие из нас».
Пастор проповедовал из Иоанна 15:1–11, отрывок о виноградной лозе и ветвях. «Наш английский перевод может включать слово «подрезает», — сказал пастор, — «Но исторический контекст и язык оригинала дают различную интерпретацию». Двести душ слушали эти слова.
«Значение этого слова на самом деле подразумевает поднятие, как это делает садовник, который берёт в руки землю, чтобы поднять поникшую лозу. И «пребывание» связано не столько с нашим послушанием, сколько с тем, что Бог нас уже поддерживает; мы пребываем, когда осознаем, что уже приняты, уже поддержаны Богом».
Пастор спустился со сцены, и собрание поднялось, чтобы воспевать Богу, который никогда не обрезает Свой народ и не накладывает на них жестких заповедей, а скорее обнимает их всегда, несмотря ни на что.
Проблема, однако, в том, что такого бога не существует.
Склонный блуждать
Мне не хотелось бы осмеивать вышеупомянутую историю. Экзегеза (толкование) этого пастора, какой бы причудливой она ни была по любым объективным стандартам толкования, берет свое начало в искушении, свойственном человеку, — искушении, обычном и для меня. Я тоже чувствовал побуждение притупить обоюдоострый меч истины, чтобы он больше не резал так глубоко.
Не могу претендовать на то, что знаю все причины, почему этот пастор (или кто-либо еще) отошел от библейского авторитета. В каждой истории есть свои важные моменты: маленькие сомнения, которые прилипли к душе, разговоры, которые пошатнули доверие, отношения, которые бросали вызов истине. Какими бы ни были причины дрейфа, мне не трудно представить, как это могло произойти.
Часто, проведя тихое время с Богом, я оставался более обеспокоенным, чем утешенным Словом Божьим. Я преклонял голову на стол, борясь с тем, чтобы принять истину. Я чувствовал, как призрак сомнения был совсем рядом, как он спрашивал: «Ты действительно веришь в это?»
Но я также научился, исходя из самой Библии, ожидать этого опыта. Во всем Писании Слово Божие не только утешает и возвышает Его народ, но также и тревожит.
Тревожные слова
Авраам сидел с Исааком, своим обещанным сыном, возможно, представляя, что все его испытания окончены, и его ожидание вознаграждено. Затем он услышал повеление, которого никогда не ожидал услышать: «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение» (Бытие 22:2).
Моисей вел овец к горе Хорив. Довольный пастух, имеющий жену и детей. И вот он слышит слова из огня, от которых он не смог убежать: «Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (Исход 3:10).
Осия жил в северном царстве Израиля, боясь Бога и соблюдая Его заповеди. Затем он получает повеление, отличное от всех остальных: «Иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда» (Осия 1:2).
Мать нашего Господа привела своего ребенка в храм, в страхе ото всех пророчеств. Затем она услышала пророчество, острое как лезвие: «Сей младенец будет причиной падения и возвышения для многих в Израиле... да и тебе самой меч пронзит душу» (Луки 2:34-35).
Нужно ли упоминать служение Иисуса? Его слова, несомненно, подвязали много надломленных тростей. Но они также упрекали Его учеников (Матфея 16:23), оскорбили Его соседей (Марка 6:2-3), смутили книжников (Матфея 22:46) и заставляли врагов хвататься за камни (Иоанна 10:31).
Если бы мы вырезали каждое тревожное слово из Библии, у нас осталось бы меньше, чем просто краткое изложение.
Великий возмутитель спокойствия
К чему все эти проблемы? Почему столько скандалов и обид? Не потому, что Богу просто нравится сердить нас и задевать за живое. Слово Божье тревожит нас, потому что реальность всегда тревожит иллюзорность. И грех сделал нас всех, в той или иной степени, оторванными от реальности.
Мы все пытались вычеркнуть живого Бога из существования и нарисовать другого Бога на Его месте (Римлянам 1:18-21). Поэтому, если Бог предоставляет нас себе самим, мы не приветствуем истину. Мы кричим: «Глупости!». Мы вопим: «Возмутительно!». И если нам предоставляется такая возможность, мы приводим Истину на холм за пределами Иерусалима и прибиваем ко древу (1 Коринфянам 1:23; 2:8). Приятные слова не в силах разрушить это заклятие. Нам нужно быть обеспокоенными.
«Да, — мог бы сказать кто-то, — Слово Божье всегда тревожит Его врагов. Но Авраам, Моисей, Осия и Мария были Его друзьями. Почему же Его Слово должно расстраивать Его собственных людей?
Потому что даже после того, как Бог спасет нас, Он должен снова и снова возвращать нас к реальности. Клайв Льюис говорил от имени всех христиан, когда писал: «Мое представление о Боге не является божественным представлением. Его нужно разрушать раз за разом. Он Сам разрушает его. Он великий возмутитель спокойствия. Разве Он фактически не сказал, что это разрушение является одним из признаков Его присутствия?» (Исследуя скорбь, 66).
Слово Божье утешает и противостоит; восстанавливает и упрекает; оно спасает и разрушает. И пока мы не увидим Его лицом к лицу, мы отчаянно нуждаемся в Его Слове для выполнения всего вышеперечисленного.
К кому нам идти?
Что же нам делать, когда мы сидим перед тревожащим нас отрывком Писания? Мы находим два варианта, проиллюстрированные в 6-й главе Евангелия от Иоанна, сразу после того, как Иисус озвучил это самое тревожное из Своих учений: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоанна 6:53).
Мы можем роптать вместе с толпой: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (Иоанна 6:60) и начать говорить что-то вроде: «Мой Бог бы никогда...» Но в таком случае «мой Бог» становится «моим богом» — маленькой деревянной фигуркой в нашем воображении. Вежливой, терпимой, безопасной.
Или мы можем встать с Петром и сказать: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Иоанна 6:68). В данный момент нам не нужно понимать все, что имеет в виду Иисус. Нам не нужно чувствовать мир в нашем сердце. Нам просто нужно знать, как это знал Петр, что у Иисуса Христа есть слова вечной жизни. И поскольку этот же Иисус поддерживал каждую йоту Ветхого Завета (Иоанна 10:35) и уполномочил каждое слово Нового Завета (Иоанна 14:26), мы возвращаемся к одному и тому же вопросу, независимо от того, на какой странице открыта наша Библия: будем ли мы доверять Ему?
Будем ли мы доверять Тому, кто не только говорил непонятные и вызывающие чувство обеспокоенности слова, но и поднимал парализованных людей, приветствовал детей, подбадривал вдов и искал изгоев? Будем ли мы доверять Тому, кто, вися на кресте между преступниками, был коронован и покорил целый мир? Будем ли мы доверять Тому, кто растоптал смерть, Кто царствует во славе и Кто однажды сделает все новым? Мы можем убежать от Его тревожных слов, чтобы найти слова более удобные и утверждающие. Или мы можем посмотреть на Иисуса и сказать: «У Тебя одного есть слова вечной жизни».
Приходи, чтобы быть обеспокоенным
Дэвид Гибсон пишет: «Вы поймете, что знаете Бога, когда временами Он заставит вас плакать, когда Он будет смирять вашу гордость. Когда он полностью изменит ваши ожидания. Расстроит ваши приоритеты. Заденет ваше привычное поведение» (Living Life Backward, 159).
Подчинение нашей ограниченной, подверженной ошибкам мудрости бесконечной, непогрешимой мудрости Бога не является безболезненным процессом. Иногда это может причинять боль, так же как и вправление кости. Но Бог никогда не говорит ранящие слова Своему народу, кроме как для того, чтобы исцелить нас (Осия 6:1); Он никогда не произносит тревожащих слов, кроме как для того, чтобы дать нам мир.
Когда вы возьмете в руки Библию, ожидайте, что Бог будет делать именно то, что, Он говорит, что будет делать: учить вас, обличать, исправлять и наставлять (2 Тимофею 3:16). Можем ли мы быть настолько смелыми, чтобы молиться о том, чтобы именно это Он и делал? «Если нужно сокрушить идолов, сокруши их. Если нужно разрушить ложь, сделай это. Беспокой меня, переделывай меня и расстраивай – делай все, что нужно, чтобы привести меня к Себе.»
Такая молитва стоит боли. После того, как Бог лишит нас гордости, самодостаточности и комфортных иллюзий, что останется? Радость. Свобода. Надежда на славу. Сам Христос.
Автор — Скотт Хаббард / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!