Что происходит в нашем сердце, когда мы впадаем в духовное отчаяние? Папа Франциск задал этот вопрос во время утренней Мессы 27 сентября и остановился на образе Иова, подчеркнув значение безмолвия и молитвы для того, чтобы выстоять в самые мрачные моменты.
«Иов был в беде, он потерял все»: Святейший Отец развил свою проповедь, отталкиваясь от первого чтения, в котором перед нами предстает Иов, лишенный всех своих благ и потерявший даже детей. Он чувствует себя погибшим, но не проклинает Господа. Иов переживает духовную безутешность и выговаривается перед Богом, изливая Ему душу, как отцу. Точно так же поступает и пророк Иеремия. Иов и Иеремия изливают душу, не злословя:
«Духовное отчаяние наступает для каждого из нас, оно может быть сильнее или слабее, но это всегда душевный мрак, безнадежность, нежелание жить, когда мы не видим конца туннеля, когда сердце наше тревожно и тревожны мысли. Духовное отчаяние заставляет нас чувствовать так, будто душа наша придавлена, она не может и даже не хочет жить: лучше умереть. Такова исповедь Иова. Лучше умереть, чем жить вот так. Мы должны понимать, когда наш дух оказывается в этом состоянии всеобъемлющей печали, практически не дающей дышать: это случается с каждым из нас, в большей или меньшей степени, — с каждым из нас. Нужно понимать, что происходит у нас в сердце».
Что же делать, когда наступают эти мрачные моменты – из-за семейной трагедии, из-за болезни или чего-то еще, что повергает в уныние? Некоторые, констатировал Папа, предпочитают выпить снотворное, заснуть, отдалиться от всего или же «опрокинуть пару рюмок». Но это не помогает. Сегодняшняя литургия, отметил Папа, показывает нам, как поступать в духовном отчаянии, когда мы безучастны, унылы и лишены надежды. Об этом говорится в ответном Псалме литургии дня (87): «Да внидет пред лице Твое молитва моя». Ответ заключается в молитве: нужно много молиться, как это делал Иов, кричать день и ночь, дабы Господь приклонил ухо:
«Эта молитва – словно стук в дверь, сильный стук: ´Душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы´. Вот она, молитва, Сам Господь учит нас, как молиться в эти скверные моменты. ´Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня´. Вот она, молитва: так нужно молиться в самые плохие, безнадежные моменты, когда мы угнетены. Это означает молиться по-настоящему, изливать душу, как изливал душу Иов, подобно сыну».
Книга Иова повествует также о безмолвии друзей. Папа подчеркнул, что страдающему человеку слова могут причинить боль. Важно быть рядом, дать почувствовать свою поддержку, а не разглагольствовать. Когда человек страдает, нужно говорить как можно меньше, помогая ему безмолвием, близостью, «лаской молитвы», сказал Папа:
«Во-первых, нужно узнавать свои моменты духовного отчаяния, когда мы во тьме, без надежды, и спрашивать себя – почему. Во-вторых, во мраке надо молиться Господу, как учит нас литургия через 87-й Псалом: ´Да внидет пред лице Твое молитва моя´. В-третьих, когда мы приближаемся к страдающему человеку, больному или же терзаемому любыми другими страданиями, к человеку отчаявшемуся, — необходимо безмолвие, но это безмолвие должно быть полным любви, близости, нежности. Не нужно слов – они не помогут и даже причинят боль».
«Давайте попросим Господа, — сказал в заключение Папа Франциск, — об этих трех милостях: о благодати распознавать духовное отчаяние, о благодати молитвы в час духовной безысходности и о благодати сопровождения тех, кто страдает, в скверные моменты уныния и духовной безутешности».
Последнее: 26.07. Спасибо!