Параллели между Иосифом и Давидом, указывающие на Мессию

Параллели между Иосифом и Давидом, указывающие на Мессию

Часто мы читаем какой-нибудь отрывок, напоминающий нам что-то из другой книги или истории, с которой мы сталкивались в прошлом. И создаётся некая связь между различными историями и героями. Таким образом очень сильно проявляется еврейский подход к чтению Библии – одна история вызывает ассоциации другой. Бог так и задумывал. Нам необходимо обращать внимание на параллельные места, потому что они были помещены там с определённой целью.

Профессор библейских исследований, доктор Яир Закович, объясняет: “Библейский рассказчик делает всё возможное, чтобы вдохновить читателя обратить внимание на зеркальное отображение ассоциаций между историями, особенно теми, которые расположены далеко друг от друга во времени”. Аналогичным образом, рабби Амнон Дов Базак, из Херзог Колледжа (Израиль) пишет: “Явный параллелизм между различными событиями является общепринятой практикой самого Ветхого Завета. Довольно часто мы обнаруживаем, что различные герои Ветхого Завета обращаются к более раннему событию для того, чтобы придать силу и обоснованность их посланию”. Читатель учится определять главных героев на основе прошлых персонажей, с которыми он уже знаком. Поэтому еврей, хорошо разбирающийся в библейских историях ожидает, что образ Мессии будет отражать уже существующих библейских персонажей. Два главных героя, которые обычно рассматриваются как прообразы Мессии, — Иосиф и Давид. Но они не только служат прототипами, указывающими на грядущего Мессию, эти герои веры также и вторят друг другу.

Иосиф отображает Давида

Между историями Иосифа и Давида можно найти много литературных параллелей, которые объединяют обоих героев в нашем сознании. Также, интересно отметить факт — там, где один терпит неудачу, другой преуспевает. К примеру, Иосиф не поддаётся искушению, поставленному перед ним женой Потифара (Быт. 39:7), в то время как царь Давид уступает и совершает прелюбодеяние с Вирсавией, женой Урии Хеттеянина (2 Царств 11: 2-4).

Оба героя должны были перенести страдания и отвержение в качестве подготовки к величию, которого они достигли в дальнейшем. Действительно, они оба пережили тяжелые испытания, которые сформировали их характер и подготовили их к тому, чтобы стать теми правителями, которыми они стали (Бытие 37-41; 1 Царств 17, 2 Царств 11).

Вот некоторые из наиболее очевидных параллелей в историях, которые содержат лингвистическое родство между описанием жизни Иосифа и жизни царя Давида:

josephdavid2

Старшие братья Иосифа уходят из дома, и точно также делают братья Давида. И Иосифа, и Давида, обоих, отправляют проведать своих братьев.

  • «Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем. И сказал Израиль Иосифу: братья твои не пасут ли в Сихеме? пойди, я пошлю тебя к ним. Он отвечал ему: вот я. И сказал ему: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои...» (Бытие 37:12-14).
  • «Три старших сына Иессеевы пошли…  на войну… Давид … побежал в ряды и, придя, спросил братьев своих о здоровье. И послал Саул вестников к Иессею и сказал: пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде.» (1 Царств 17:13, 22; 16:19).

Иосиф был подростком и одним из самых младших в его семье, так же и Давид. Эти два молодых человека были теми, кто был избран среди своих братьев для большой миссии, которая была призвана служить своему народу и спасти его.

  • «И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще меньший; И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его.» (1 Царств 16:11, 13).
  • «Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком… И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами?» (Бытие 37:2, 8).

Иосиф пас стада своей семьи, и то же самое делал Давид.

  • «Иосиф… пас скот вместе с братьями своими» (Бытие 37:2).
  • «Давид возвратился… чтобы пасти овец отца своего…» (1 Царств 17:15).

Подобно тому, как братья Иосифа относились к нему с сарказмом и цинизмом, так же поступали и братья Давида.

  • «Они (его братья) возненавидели его еще более», … стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец;» (Бытие 37:5, 18, 19).
  • «И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твоё…» (1 Царств 17:28).

Отец Иосифа говорит ему пойти проведать своих братьев, как это делал отец Давида.

  • «И сказал Израиль Иосифу: братья твои не пасут ли в Сихеме? пойди, я пошлю тебя к ним. Он отвечал ему: вот я. И сказал ему: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои…» (Бытие 37:13-14).
  • «И сказал Иессей Давиду, сыну своему: возьми для братьев своих ефу сушеных зерен и десять этих хлебов и отнеси поскорее в стан к твоим братьям; а эти десять сыров отнеси тысяченачальнику и наведайся о здоровье братьев…» (1 Царств 17:17-18).

josephdavid3

Разноцветная одежда в истории Иосифа и Давида символизирует времена борьбы и грех, который принёс много горя как Иосифу, так и Давиду. Снятая с Иосифа и пропитанная кровью одежда символизирует борьбу с братьями, которые отвергли его и желали ему зла. Тогда как многокрасочная одежда в истории Давида была разорвана и представляет плохие новости, полученные царём Давидом.

  • «Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нём…»,  «И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью.» (Бытие 37:23, 31).
  • «И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду (буквально: одежда многокрасочная), которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою, и так шла, и вопила.», «И услышал царь Давид обо всем этом, и сильно разгневался.» (2 Царств 13:19,21).

Оба, и Иосиф, и Давид, были женаты по повелению царя. Оба, Иосиф и Давид, женились на женщинах, которые не были израильтянками.

  • «И дал ему (фараон) в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского.» (Бытие 41:45).
  • «И выдал Саул за него Мелхолу, дочь свою, в замужество.» (1 Царств 18:27).

Иосифу было тридцать лет, когда он вступил в почётную должность, и Давид также был тридцати лет, когда он получил почет и положение среди людей. Оба “выходили” (יצא) перед народом, и оба были любимы “Израилем”.

  • «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих», «И пошел Иосиф по земле Египетской. Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской.» (Бытие 37:3; 41:45-46)
  • «И удалил его Саул от себя и поставил его у себя тысяченачальником, и он выходил и входил пред народом. И Давид во всех делах своих поступал благоразумно, и Господь был с ним. И Саул видел, что он очень благоразумен, и боялся его. А весь Израиль и Иуда любили Давида, ибо он выходил и входил пред ними», «Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет.» (1 Царств 18:13-16; 2 Царств 5:4).

Правители, царствующие над Иосифом и Давидом, видели (и боялись), что Бог был с ними, и они были «мудры».

  • «И увидел господин его, что Господь с ним», «И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его над землею Египетскою.» (Бытие 39:3; 41:33).
  • «… человека храброго и воинственного, и разумного (буквально: ‘мудрого’) в речах и видного собою, и Господь с ним», «И стал бояться Саул Давида, потому что Господь был с ним.» (1 Царств 16:18; 18:12).

И Иосиф, и Давид описываются как יפֵה מַרְאֶה – ‘красивый’.

  • «Иосиф же был красив станом и красив лицем.» (Бытие 39:6).
  • «И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем.» (1 Царств 17:42)

josephdavid4

Иосиф и Давид столкнулись с сексуальным искушением замужней чужеземной женщины, оставшись с нею наедине. Оба понесли наказание из-за этого искушения. Давид был наказан справедливо, ибо он сделал грех, в то время как для Иосифа наказание было несправедливым, поскольку он был невиновен (Быт 39, 2 Царств 11, 12).

  • «Иосиф же был красив станом и красив лицем. И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною.» … «Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Бытие 39:6-7, 9).
  • «(Давид) прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой… И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа.» (2 Царств 11:2, 4, 27).

Согласно исследованиям Амнона Базака, учёного-библеиста, Иосиф и Давид — единственные два библейских героя, которые были когда-либо охарактеризованы как «красивые» и «мудрые». В дополнение к этому, они являются единственными двумя мужчинами, которые описываются как те, кому было “тридцать лет”; также, использование термина «разноцветная одежда» (כתונת-הפסים) рассматривается как уникальное для этих двух историй.

Подобно тому, как образы этих героев веры, Иосифа и Давида, вторят друг другу, они также указывают на образ Мессии.

Существует древний еврейский мидраш, написанный рабби Залман Барух Меламедом, который объясняет, как и Иосиф, и Давид, оба предстают предшественниками ожидаемого Мессии:

«Иосиф – тот, кто прокладывает путь, и в будущем это выражается в том, что есть Мессия сын Иосифа и Мессия сын Давида. Действия Мессии, сына Иосифа, неизвестны; он появляется во внешней реальности, чуждый, непонятный, так, словно в нём нет святости. «Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его» (Бытие 42:8). В книге Коль hаТор сказано, что братья не понимают и не признают его положение, как Мессии, сына Иосифа; они не распознают святости в Его действиях, они находят их отрицательными, внешними и светскими, и не содержащими какой-либо внутренней святости. Но это путь Мессии, сына Иосифа – его внутренние аспекты чрезвычайно сильны, тогда как внешне он выглядит иначе.

С другой стороны, сила Мессии, сына Иосифа, в том, «что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех.» (Бытие 39:3). Он должен «вырасти» и достичь цели, преодолев все беды и непонимания. Его часть – всегда быть первым, тем, кто способствует продвижению к цели – он ещё не тот, кто достиг цели; свершитель же – Мессия, сын Давида. Здесь также, в начале, мы находим понятие «как отец, так и сын», Иосиф – первый, лидер; предводитель, который ведёт и направляет своих братьевИосиф должен был пройти весь трудный путь тяжёлых испытаний, чтобы достичь реализации и раскрытия особого характера в его призвании.»

josephdavid5

Параллели между Иосифом и Иешуа – страдающим Мессией, Сыном Иосифа.

Причина, по которой библейский рассказчик выбрал проиллюстрировать историю Давида в свете Иосифа, заключается в том, чтобы задать вопрос: «Действительно ли Давид — Мессия, сын Иосифа, или нам следует ожидать другого?» Хотя Давид также считается в какой-то мере прототипом Мессии, он всё равно не является тем самым обещанным Мессией, кто исполнит своё призвание, не согрешив. Поскольку характер Иосифа, несомненно, является “прототипом” характера Мессии, мы видим, что Йешуа действительно выступает параллелью к образу Иосифа и, как таковой, отвечает определению «Мессия, сын Иосифа».

  • Оба были презираемы
  • Тридцатилетний возраст был ключевым временем в их истории
  • С них сняли одежду
  • Стали слугами
  • Сопротивлялись искушению
  • Охарактеризованы как пастыри
  • Знали, что их ждало в будущем
  • Обвинялись в том, что были мечтателями
  • Их обоих намеревались убить
  • Проданы язычникам за серебро
  • Ложно обвиняемы
  • Страдали в результате отвержения
  • Провели время в одиночестве глубоко под землёй
  • Причислены к преступникам
  • Давали надежду преступникам
  • Считались мёртвыми
  • Казались чужеземцами и принадлежащими язычникам
  • Не узнаны своими братьями
  • Неизвестные и непризнанные
  • Вознёсшиеся над землёй
  • Выступали в качестве защитников
  • Обеспечивали едой
  • Примирились в конце истории
  • Закончили как правители, вопреки всем ожиданиям

josephdavid6

Примечание: пожалуйста, помните, что братья Иосифа представляют собой все племена Израиля и, таким образом, весь народ Израиля (хотя Иосиф — один из сыновей Иакова, он отделен от своих братьев, о чем свидетельствует тот факт, что нет племени, непосредственно названного его именем. Кроме того, Иешуа, хотя и представляет собой часть народа Израиля, находится раздельно с ними.)

Страдающий Мессия сын Иосифа предстаёт также как победоносный Мессия сын Давида.

Библия повествует о жизни Давида в свете Иосифа. Давид не выполнил ожидания, установленные для «Мессии, сына Иосифа», но впал в грех, и этот факт ведет читателя к тому, чтобы взглянуть с надеждой в будущее, на того, кто придёт и не согрешит, на Мессию, Йешуа. Герои веры, Иосиф и Давид, являются прототипами Мессии.

Это не два разных мессии, а два исключительных человека, Иосиф и Давид, являются одним мессианским прообразом. Прообразом характера Мессии, который сначала был отвергнут и незаслуженно страдал, а впоследствии стал правителем и царем. Иосиф был отвергнут, страдал и был наказан за преступления, которых он не совершал, потому что его братья считали его поведение и слова высокомерными и гордыми. Но через страдания и отвержение, которые он перенёс, жизнь его братьев и его семьи были позже сохранены, и благословение последовало ко всем народам благодаря ему!

Точно так же, Иешуа, когда Он впервые приходил, был отвержен, страдал и наказан не за свои грехи, потому что его «братья» интерпретировали Его поведение и слова, как высокомерные. Но, как когда-то через страдания, отвержение и смерть Иосифа, сейчас предлагается прощение грехов, и как жизнь Иосифа, так и жизнь Йешуа является благословением для всех народов!

Автор — Эйтан Бар / oneforisrael.org
Перевод — Татьяна Куракова для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!