Какая самая необычная праздничная традиция в вашей семье? В моей – есть хаггис (национальное шотландское блюдо, похожее на домашнюю баранью колбасу) на завтрак на следующий день после Рождества. Как будто кулинарного натиска накануне было недостаточно, и вот мы, едва начав утро, поглощаем субпродукты, сало и овсянку (с яичницей сверху).
Возможно, это не самая распространенная традиция, но она показательна. Это одно из немногих ощутимых напоминаний о том, что моя семья имеет шотландские корни. В какой-то момент в начале двадцатого века мои предки перебрались на юг от северной границы, затем все мы родились уже на юго-востоке Англии. Разумеется, это решение было принято не мной. И если бы у меня был выбор, я бы, наверное, предпочел вырасти среди суровых холмов Галлоуэя и разговаривать с легким шотландским акцентом.
Все дело в том, что большая часть нашей жизни формируется под влиянием решений, принятых нашими предками. Выбор предыдущих членов семьи определил многие детали нашей жизни еще до того, как мы начали что-то решать. Об этом не всегда удобно думать (мы предпочитаем считать себя хозяевами собственной жизни), но это бесспорная правда. Мы видим, что наша жизнь во многом является продуктом выбора других людей.
Это в равной степени можно отнести как к физической семье, так и духовной. Один из моих шотландских предков принял решение, и с тех пор сменяющие друг друга поколения при просмотре фильма «Храброе сердце» болеют не за ту сторону. А один из моих духовных предков принял решение, благодаря которому мы все родились очень далеко от дома.
Нечестие и разложение в семейном древе
Апостол Павел так описывает этот определяющий момент:
«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12)
Первая часть описывает то, что произошло исторически: из-за одного человека, ослушавшегося Бога, грех вошел в мир, который был девственно чист. Вторая часть помогает нам увидеть, что происходило теологически: все мы согрешили. Павел не просто говорит, что Адам положил начало тенденции, подобно тому, как несколько лет назад люди бросали друг другу вызов обливаться ледяной водой из ведра, когда кто-то один это начал, а в итоге все стали это делать. Нет, Павел говорит нечто более глубокое и трагическое:
«Непослушание одного человека сделало многих грешниками» (Римлянам 5:19).
Из-за поступка Адама мы все являемся грешниками. Его грех сделал нас грешниками. Не только по статусу, но и по самой нашей природе. Мы не рождаемся нейтральными, а затем обнаруживаем в себе грех и, следовательно, становимся грешниками. Нет, мы рождаемся грешниками, и поэтому мы грешим. Мы не можем поступать иначе. Это доктрина первородного греха, и о ней часто плохо отзываются.
Дар первородного греха?
Доктрина первородного греха во многом противоречит нашему инстинктивному западному индивидуализму. Она может показаться несправедливой. Но как то, что я ем жареные бараньи субпродукты в конце каждого декабря, является явным и видимым свидетельством моего семейного происхождения, так и склонность каждого из нас к греху является свидетельством того, откуда мы родом. Учение о первородном грехе может быть трудным для восприятия, но его легко доказать. Сегодня на нашей планете насчитывается около 7,7 миллиардов доказательств его существования.
Однако, если мы серьезно примем то, что говорит нам Библия, эта доктрина может изменить нас к лучшему. Самое главное, мы будем еще больше дорожить тем, что Христос сделал для нас. Это цель Павла в Послании к Римлянам 5 — показать, как действия Адама являются фотонегативом действий Христа. Мы были в Адаме, стали грешниками из-за того, что он сделал. Но по Божьей благодати мы теперь во Христе, ставшие праведными благодаря тому, что Он совершил.
Когда я только стал христианином, я с трудом осознавал, насколько глубоко укоренился грех в моей жизни. Чем больше я осознавал это, тем больше понимал, как многого достиг Иисус на кресте.
Видеть других через Адама
Но первородный грех не только углубил мое правильное восприятие креста; он изменил мое отношение к другим людям. При правильном понимании это должно сделать нас более сострадательными. Именно та часть, которую мы часто считаем самой трудной — наша беспомощность из-за Адама — может смягчить наши сердца по отношению друг к другу.
Грех Адама делает всех, кто родился после него, грешниками по своей природе. Присутствие греха в нашей жизни неизбежно. Мы ничего не можем с этим поделать. Это не значит, что мы не несём ответственности, или что у нашего греха нет последствий, или что Бог не прав, осуждая и наказывая за грехи, но это показывает, насколько мы все беспомощны без Христа. Мы грешники и не можем быть другими. Когда мы видим, как другой заблудший человек грешит, мы наблюдаем, как он становится именно тем, кем он и может быть. Этот факт не делает всё это менее неправильным, но лишь еще более понятным. Мы не можем избавиться от греха. Единственный выход для нас состоит в том, чтобы родиться свыше.
Это формирует наше восприятие всего человечества, даже в его самом уродливом виде. Объясняет нам мир, показывая, что даже при беспрецедентном богатстве, образовании и технологиях мы не можем взять себя в руки как вид. Мы можем быть умнее, здоровее и чище, но не лучше. Мы видим, как грех, присущий Адаму, повторяется в каждом новом поколении. Никакие достижения человечества не избавят нас от него.
Это не значит, что мы не должны делать то, что в наших силах, чтобы способствовать социальным реформам или добиваться справедливости. Божья благодать означает, что есть способы сдерживать аспекты нашей греховности. Мы радуемся, видя усилия по отмене торговли людьми, искоренению расовой дискриминации и запрете абортов. Но при всем этом, мы знаем, что более серьезная и глубокая проблема так и не решена: грех врожден в нас, и грешники будут продолжать грешить.
Как первородный грех согревает сердце
Как первородный грех делает нас более сострадательными? Мы видим возможности для этого почти в каждой сфере жизни. Например, быть родителем. Эта доктрина учит нас тому, что греховность вашего ребенка — это не только результат вашего несовершенства как родителя. Даже если бы вы каким-то чудесным образом принимали только правильные решения как родители в каждый момент вашей жизни, ребенок все равно был бы грешником.
Я не являюсь родителем, но я встречаю предостаточно грешников. Назойливый водитель подрезает меня в плотном потоке машин: ладно — это просто грешник, который грешит; не нужно расстраиваться. У меня украли бумажник: я заблокирую карты и сделаю все необходимое, но я также буду молиться за вора — ему или ей нужно новое сердце, которое может дать только Иисус. Встречаю человека с очень серьезными проблемами, из-за которых ему или ей тяжело находиться рядом — я сделаю все возможное, чтобы понять, что происходит внутри этого человека, но я уже точно знаю, в чем он или она так сильно нуждается.
При встрече с каждым человеком, независимо от того, насколько он отличается от меня культурно, этнически или экономически, эта линза первородного греха помогает мне понять, в чем он больше всего нуждается в глубине души. Какой бы удивительной ни была для меня другая культура, основополагающая структура человеческого сердца всегда одна и та же. В наших свидетельствах о рождении могут быть указаны Лондон, Пешавар, Мадрид или Сан-Паулу. Но духовно мы все рождены в Адаме.
Самый воспитанный ребенок все равно будет заражен грехом. Наиболее и наименее развитая человеческая цивилизация будут одинаково грешными. Это делает Евангелие еще более актуальным и ценным. Каждый человек, на которого я смотрю сегодня (включая того, кто отражается в зеркале), испытывает одну и ту же крайнюю нужду и беспомощность. По своей природе мы все потомки Адама, что бы ни было в меню нашего завтрака на утро после Рождества.
Автор — Сэм Олберри / © 2022 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!