Если вы когда-либо изучали Песах и Тайную Вечерю, вы, несомненно, приходили в Евангелиях от Марка и Иоанна к тому месту, которое вынуждало вас чесать затылок или заглядывать то в одно, то в другое место по очереди только для того, чтобы ещё больше озадачиться. Более того, когда я указывал на это расхождение, люди начинали относиться ко мне совершенно отвратительно. Так что же это за проблема?
Согласно синоптическим Евангелиям (от Матфея, Марка и Луки) Тайная Вечеря была Пасхальным Седером (трапеза в пасхальный вечер).
«В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?
Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.
Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками». (Мф. 26:17-19)
Всё кажется довольно ясным — пока вы не прочитаете Евангелие от Иоанна.
«Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!» (Ин. 19:14)
Отпраздновал ли Иисус Песах со Своими учениками, а затем был распят? Или же Он был распят прямо перед Песахом, исполнив Свою роль как Пасхального Агнца (агнец приносился в жертву прямо перед Песахом вечером)? Это вопрос, который веками сбивал с толку светских теологов и учёных. Фактически, это кажущееся противоречие заставило многих учёных назвать его «самой сложной проблемой в Новом Завете».
Согласно одной теории, Он участвовал в Седере перед Песахом, зная, что на Песах у Него другие планы. Другая теория говорит, что Песах и Праздник Опресноков являются синонимами, потому, возможно, Он действительно совершал Пасхальную трапезу с ними в первый вечер, а был распят прямо перед вторым вечером.
Одна интересная теория, которая недавно получила признание и которую сегодня рассказывают большинство израильских экскурсоводов, — теория ессейского Песаха. Я всегда был поклонником покойного Баргила Пикснера, бенедиктинского монаха и исследователя Библии из Монастыря Дормицион на горе Сион в Иерусалиме. Мне нравится его взгляд на горницу (см. Деян. 1:13), как на первую настоящую мессианскую синагогу, и сейчас я хочу поделиться с вами его теорией о ессейском Песахе.
Совсем недавно эту идею поддержал профессор Колин Хамфрис, учёный из Кембриджского университета:
«Что бы вы ни думали о Библии, факт в том, что евреи никогда бы не перепутали пасхальную трапезу с какой-то другой, потому Евангелия противоречат в этом отношении сами себе, и это действительно сложно понять».
Ессеи были еврейской сектой в первом веке. Их порядки было чрезвычайно строгими, и им приписывают сохранение свитков Мёртвого моря — величайшей археологической находки в истории.
Согласно Бикснеру, у ессеев был фиксированный 364-дневный календарь. Это значит, что каждая дата припадала ежегодно на тот же самый день недели, потому что 364 делится на семь. То есть, если ваш день рождения в 32 году н.э. был в воскресенье, то и в 33 году до н.э. он был в воскресенье. Наверняка у этого календаря были какие-то високосные годы, чтобы всё соответствовало временам года.
Большинство людей не подозревает, что Библия не говорит ясно о конце и начале каждого месяца. На самом же деле, только у некоторых из них есть названия, помимо номеров. Большинство названий пришли из Вавилона и были не такими кошерными. Потому, очевидно, ессеи пытались это исправить. При этом они совершенно не доверяли саддукеям, которые контролировали Храм.
В календаре ессеев Песах всегда начинается во вторник вечером. Пикснер объясняет, что, хотя Иешуа и не был ессеем, Он решил использовать их дату Песаха вместо храмового лунного календаря. Причина очевидна — в пятницу вечером Он попросту не сможет праздновать. Иешуа должен был праздновать Песах, и также должен был быть распят как Пасхальный Агнец прямо перед Песахом. Две даты дали Ему такую возможность.
Вот и другие возможные доказательства. Иоанн говорит, что Иешуа прибывает в Вифанию за шесть дней до Песаха (Ин. 12:1). Вифания находится рядом с Горой Елеонской и является частью большого Иерусалима. Марк говорит, что Он прибывает за два дня перед Песахом. Тем не менее, похоже, что они говорят об одном и том же событии в вечер Его прибытия.
За шесть дней до Песаха, Иисус приходит в Вифанию. Затем Мария берёт фунт нардового чистого мира, дорогих духов, проливает его на ноги Иисуса и вытирает Его ступни своими волосами (Ин. 12:3).
Остаётся всего два дня до Песаха и Праздника Опресноков. Когда Он был в Вифании и возлежал за столом в доме Симона прокажённого, к Нему подошла женщина с алавастровым сосудом очень дорогих духов, сделанных из чистого нарда. Она разбила сосуд и вылила духи Ему на голову (Мк. 14:3).
Тот факт, что в одном рассказе помазывают Его ноги, а в другом — голову, не является противоречием. Это всего лишь две точки зрения на одно и то же событие. Вряд ли это произошло дважды в течение одной недели, потому что духи были очень дорогими — их стоимость равнялась годовой зарплате. Не у многих были такие деньги.
Итак, если предположить, что это одно и то же событие, у Марка два дня до Песаха, а у Иоанна — шесть. Если традиционный Песах был в вечером в пятницу, а Песах ессеев — во вторник вечером, тогда это имеет смысл. Он приходит в Вифанию за шесть дней до Песаха, а затем на следующий день, за два дня до Песаха ессеев, происходит этот случай с духами.
Мужчины не носят воду
Иешуа говорит Своим ученикам:
«Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте». (Лк. 22:10-12)
Вот ещё одна подсказка. Почему мужчина, а не его жена, несёт воду? Это странно, если только этот человек не был неженатым, соблюдающим целибат — ессеем. Кто-то может сказать, что ессеи были бедны и не могли владеть домом вблизи Храма. Да, они не могли, но, возможно, у них были друзья, у которых был дом (подобный упомянутому) и которые поддерживали их? У человека с кувшином воды не было дома, но он привёл учеников к его хозяину.
Пикснер утверждает, что «во время раскопок на горе Сион в 1977 году он нашёл археологические доказательства существования квартала ессеев в Иерусалиме».
Предположим, что Иешуа ел Песах в ессейскую дату, вечером во вторник. Теперь нам нужно разобраться, как перейти от вторника к пятнице, или хотя бы к четвергу. Многие долгое время полагали, что Иешуа был распят в четверг утром, а традиционный Песах начинался вечером этого дня.
Читая описание истории у Иоанна, мы видим множество событий между тем временем, как Иешуа покидает горницу, и тем, когда Он был распят. Потому можно предположить, что они ушли в тот же вечер. Было уже настолько поздно, что Его дееспособные ученики засыпали. Кажется, Он говорит, что Его не было один час, и идёт снова молиться. Скажем, они были там до двух или, возможно, трёх часов ночи.
1. Его арест на Горе Елеонской занял какое-то время. Они засыпают (Ин. 18:6)... они просыпаются, задаются вопросом, что же произошло, и затем Пётр отрубает одному парню ухо. Эта вся сцена могла занять часа два, а затем — получасовая (как минимум) дорога в Иерусалим.
2. Затем нашего Мессию арестовывают и отправляют в Синедрион, еврейский руководящий совет. Происходит фиктивный суд, но он должен был занять некоторое время. Возможно, Его продержали там несколько часов.
3. Первосвященники и весь Синедрион искали ложные свидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти. Но они не нашли ни одного, хотя выступало множество лжесвидетелей.
4. Здравый смысл говорит, что это могло занять много часов. К тому времени было уже утро, если не позже.
5. Теперь Он на пути к Пилату. Здесь происходит много чего. Иерусалим наполнен людьми, пришедшими на праздник. Конечно же, нужно больше десяти минут, чтобы привести Его к Пилату, а затем, чтобы Пилат проявил к Нему интерес. Потом весь этот эпизод с Вараввой. Это должно было занять как минимум час или два.
6. Теперь Пилат размышляет. Он ссылается на сон об Иешуа. После долгой дискуссии Пилат умывает руки. Неужели это только 6 утра следующего дня?
7. Солдаты бьют Его, издеваются над Ним и делят Его одежды. Вероятно, это займёт не менее часа или больше.
8. Теперь Иешуа нужно идти к месту распятия. Это примерно один-два километра — Он ранен, избит... Он роняет крест. Иерусалим построен на горе и очень крутой. Это не быстрый спринт...
Я веду вот к чему: возможно, что всё это произошло в ещё один дополнительный день до распятия. Возможно, что к тому времени, когда они попали к Пилату, было раннее утро следующего дня. После нескольких часов споров Пилат осуждает Его в 6 утра. Реалистично ли, что всё это произошло между 2 часами ночи и 6 часами утра того же самого дня — всего в течение четырёх часов?
Как и всё больше людей, мы можем сделать вывод, что Иешуа праздновал Песах во вторник вечером вместе с ессеями и был распят в четверг утром, умерев как Пасхальный Агнец, вместе с другими пасхальными агнцами, до традиционного Песаха в четверг вечером, до сумерек 14 Нисана.
Однако многие учёные не согласны с Бикснером относительно даты ессеев и говорят, что Песах ессеев выпадал именно в среду. Эту позицию занимает профессор Хамфри. Если это на самом деле была среда, тогда распятие могло произойти на следующее утро в 9 часов или, возможно, в пятницу утром.
Цель этой статьи —не убедить вас в чём-то, а дать вам пищу к размышлению. Ведь теория ессейского Песаха, если она верна, безусловно решает «самую сложную проблему в Новом Завете».
Автор — Рон Кантор / messiahsmandate.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Благодарю за перевод и публикацию, драгоценные!
Не была особенно внимательна к этим фактам, но исследование Рона очень интересно и важно.
Слава Господу Богу нашему Иешуа ха Машиаху!
Во веки слава!
Амэн ?️????
Предложу свою версию :)
Библейский день начинается с вечера и длится до следующего вечера. Христос жил по Писанию, поэтому когда наступил вечер 14 нисана, Он сразу же отпраздновал Пасху с учениками. Но в Иерусалиме, скорее всего, были приняты традиционные сутки — с утра до вечера. Следовательно, 14 нисана наступило для иерусалимлян на следующий день, и они праздновали Пасху позже Иисуса.
Как все сложно у евреев! ))) Умеет брат Рон подлить масла в огонь. ) А я уж думал, что нашел ниточку, которая поможет начать распутывать клубок. ) Относительно недавно услышал учение, согласно которому саддукеи и фарисеи (sic!) праздновали Песах в разные дни. Иешуа праздновал фарисейский Песах. И вот, с этого момента уже можно начинать распутывать, но... тут появляется брат Рон и подкидывает ессеев )))