“Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.” (Мк. 15:46)
Мы все знаем, что Иисус умер. “Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух” (Лук. 23:46). Но что произошло после того, как Он умер? Мы знаем, что Его тело было положено в могиле Иосифа, а как же Его человеческая душа?
Размышление над этим вопросом не только проливает свет на библейское учение о смерти и том, что происходит после неё, но это и великое ободрение для нас, тех, кто должен встретиться со смертью и желает сделать это без страха.
Что такое смерть?
Прежде всего, что же такое смерть? Смерть — это отделение, разделение вещей, которые должны быть соединены. По сути, это отделение от Бога. Павел говорит об этом в Еф. 2:1-2: “И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили...” Жить во грехе означает быть мёртвым, быть в рабстве у тёмных сил, быть отделённым от Бога, быть детьми Его гнева. Такое отделение — это отдаление, враждебность, отчуждение от жизни и надежды живого Бога. В этом смысле все мы, по своей природе, родились мёртвыми, и именно эту смерть Иисус пережил в Своих страданиях на кресте.
Но конечно же, смерть — это больше, чем просто отделение от Бога. Смерть также определяет отделение души от тела. Бог создал людей как воплощённые души и одухотворённые тела, а смерть разрывает этот союз. Но что происходит с этими двумя частями после разделения? Псалом 15:10 проливает свет на это библейское учение.
“Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление.”
Этот отрывок приводит нас к обычному пониманию того, что происходило после смерти человека до смерти и воскресения Иисуса. Душа отправлялась в “Шеол,” а тело переживало распад или разложение.
В Деян. 2:29-31 Пётр говорит нам, что Давид, написавший этот псалом, предвидел воскресение Христа, “что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления” (обратите внимание, что Пётр читает вторую строку как ссылку на тело или плоть Иисуса). Таким образом, до Иисуса, после смерти души обычно шли в Шеол (или Ад), а тела (плоть) разлагались. Нам всем известно последнее, но первое не так явно. Быстрый библейский разбор покажет нам, почему Пётр думает, что пророчество Давида в Пс. 15 является такой прекрасной новостью.
Что такое Шеол?
В Ветхом Завете Шеол — это место, где находились души умерших — и праведников (таких, как Иаков, Быт. 37:35, и Самуил, 1 Цар. 28:13-14), и грешников (Пс. 30:18). В Новом Завете ивритское слово Шеол переводится как Ад, и описание Шеола в Ветхом и Новом Заветах немного напоминает Ад в греческой мифологии. Он под землёй (Числ. 16:30-33) и он подобен городу с воротами (Ис. 38:10) и засовом (Иов 17:16). Это страна темноты — место, где обитают тени и призрачные души людей (Ис. 14:9; 26:14). Это страна забвения (Пс. 87:12), где нет ни работы, ни мудрости (Еккл. 9:10). Самое важное, это то, что Шеол — это место, где никто не славит Бога (Пс. 6:6; 87:11-12; 113:25; Ис. 38:18).
В Новом Завете наиболее расширенное описание того, что происходит после смерти, мы находим у Луки 16:19-31. Отсюда мы узнаём, что подобно Аду в греческой мифологии, у библейского Шеола есть два компонента: собственно Ад (куда был послан богач, Лук. 16:23) и “лоно Авраама” (куда ангелы перенесли Лазаря, Лук. 16:22). Сам Ад — это место мучений, где огонь причиняет боль заключённым в нём. Лоно Авраама, с другой стороны, хоть и находится на расстоянии крика от Ада, отделено от него “великой пропастью” (Лук. 16:26) и является, подобно греческому Элизиуму, местом отдыха и покоя.
Хотя остаётся ещё много загадок, картина начинает приобретать форму. Все мёртвые души сходят в Шеол/Ад, но Ад разделён на две отдельные части, одна для праведников, а вторая для грешников. Праведники, которые умерли до Христа, обитали в Шеоле вместе с Авраамом, и хотя они были отторгнуты от земли живых (а следовательно и от поклонения Яхвэ на земле), они не были мучимы как грешники.
Куда пошёл Иисус, когда умер?
Что же это говорит нам о том, где был Иисус во Святую Субботу? Основываясь на словах Иисуса преступнику на кресте в Лук. 23:43, некоторые христиане верят, что после своей смерти, душа Иисуса пошла на небо, чтобы быть в присутствии Отца. Но в Лук. 23:46 не сказано, что Иисус будет вместе с Отцом, там сказано, что Он будет вместе с преступником (“Ныне же будешь со Мною в раю”), и основываясь на Ветхом Завете и на Лук. 16, больше похоже, что раскаявшийся теперь преступник будет с Авраамом, в месте отдыха и покоя для мёртвых праведников, которое Иисус назвал здесь “раем.”
После своей смерти за грехи Иисус отправился в Ад, Город Смерти, и сорвал его двери с петель. Он освободил Авраама, Исаака, Иакова, Давида, Иоанна Крестителя и остальных верных Ветхого Завета, искупив их от власти Шеола (Пс. 48:15; 85:13; 88:49). Они ждали там очень долго, не получая обещанного, чтобы их духи достигли совершенства вместе со святыми нового завета (Евр. 11:39-40; 12:23).
После Своего воскресения Иисус взошёл на небеса и принёс с Собой искупленных мёртвых, так что рай теперь не внизу возле места мучений, но вверху на третьем небе, наивысшем, где обитает Бог (2 Кор. 12:2-4).
Теперь, в эпоху Церкви, когда праведники умирают, они не просто переносятся ангелами на лоно Авраама, они уходят, чтобы быть со Христом, что намного лучше (Флп. 1:23). Грешники же, однако, остаются в Аду в муках, до последнего суда, когда Ад отдаст мёртвых, которые живут там, и они будут судимы по своим делам, а потом Смерть и Ад будут брошены в озеро огненное (Откр. 20:13-15).
Хорошая новость для нас
Какие следствия это имеет для Страстной Недели? Путешествие Христа в Ад показывает, что Он действительно был подобен нам во всех отношениях. Он не только понёс на Себе гнев Божий за нас, Он перенёс смерть — отделение Своей души от тела. Его тело было в могиле Иосифа (Лук. 23:50-53), а Его душа провела три дня в Шеоле, “в сердце земли” (Мф. 12:40).
Но как ясно говорит об этом Псалом 15, Иисус не только подобен нам, но и отличается от нас. Тело Иисуса было похоронено, как наши, но оно не истлело. Душа Иисуса сошла в Ад, как святые Ветхого Завета, но не осталась там. Бог воскресил Его из мёртвых, воссоединил Его душу с прославленным телом, и Он стал первым плодом из урожая воскресения.
И в этом хорошая новость для нас, потому что те, кто во Христе, минуют страну забвения, где никто не славит Бога. Вместо этого, когда мы умираем, мы присоединяемся к хору ангелов и святых прошлого в песне хвалы Агнцу, который был заклан за нас и наше спасение.
Христос воскрес! Воистину воскрес!
Автор — Джо Ригни / © 2018 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Джо Ригни — доцент богословия и литературы в Колледже и Семинарии Вифлеем, а также автор книги «The Things of Earth: Treasuring God by Enjoying His Gifts». Он также служит пастором в церкви Cities Church.
Последнее: 26.07. Спасибо!
Не могу согласиться с автором, и вот почему. Начнем с того, что строго библейская антропология, и прежде всего ветхозаветная, вовсе не допускает никакого посмертного существования отдельной от тела души. Сознательная жизнь души прекращается со смертью тела. Все это достаточно убедительно иллюстрирует целый ряд Псалмов, известные места книги Иова, Екклезиаста, Иисуса Сираха. Желающие могут ознакомится с трудом Уриэля Дакосты «О смертности души». Впрочем, я не призываю становится на позиции саддукеев, и вместе с Иисусом утверждаю о существовании вечной жизни, которая есть радостью для всех кто любит Бога, однако она не имеет ничего общего с существованием личной души, как это обычно привыкли все мыслить. Наше «Я» после смерти вовсе не существует. Душа не есть независимая субстанция, а акциденция тела, отдельно от него не существующая. Такова правда жизни.
Далее, как можно нам понимать утверждение, что Иисус сошел в ад? Когда это говорится, я понимаю под этим, что тело его без признаков жизни было положено в могилу, вот и всё. Слово «шеол» значит просто могила, а Иисус находился все это время на кладбище. Вовсе не существует никакого метафизического пространства, где чувственно испытывались бы вечные муки или блаженства. И до и после Иисуса, после смерти все люди сходят в Шеол, а тела их разлагаются — это вечный порядок, и иначе быть не может.
Но кто-то спросит, возможно, что же поменялось после Христа? Я отвечу, что изменился сам подход к вопросу. Христос говорил разбойнику, что Он скоро будет в раю. Тот, кто любит Бога, будет всегда рад стать просто глиною в Его руках, если только Богу так будет угодно. И поэтому мы всюду обнаруживаем рай, нося его в себе. Любая воля Божья не станет ли для нас наградой? Разве смерть для нас не становится еще одним приобретением? Кто еще не видит вечности жизни, кто не рад этому?..
Шалом!
Вы снова за свое? :)
Если нет ни Духа,ни Ангела...То:
Марка 12:26-27 говорит: «А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.»
В трёх евангелиях Марка 9, Луки 9 и Матфея 17 описано преображение Христа и как явились и беседовали с ним Моисей и Илия. Если нет бессмертной души, тело их умерло, воскресения ещё не было как это могло быть?
Известная притча о богаче и Лазаре в Луки 16:19-31 явно противоречит ереси, что ада нет и души нет.
«И не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может убить душу, а лучше бойтесь того, кто может погубить в геенне и душу и тело» (Матфея 10:28).
Если хотите спорить-ничего не выйдет,это будет спор баптиста с пятидесятником о языках.Если хотите убедить,что Вам открыты все тайны,Вы познали всю истину-то это обольщение,не более.
Мы знаем ровно столько,сколько открыто в Писани,т.е. немного,но вполне достаточно,чтоб понять,что:Иешуа Мессия был убит,Он был казнен жестоко,не за собственные грехи или преступления,Его нет в могиле,Он воскрес и Он жив.И мы воскреснем,когда придет время,и будем подобны Ему,1-e послание к Коринфянам 15:35-41
“Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?"... А далее по Писанию.Будем подобны Ему!
С Пасхой!
Здравствуйте!
Не хочу ни о чем спорить, но желаю скорее верно оформить свои давние взгляды и мысли, и представить их на суд всем желающим.
К счастью или к сожалению, я отказался от всякого традиционно супранатуралистского взгляда на мир. Почему? К сожалению, сверхъестественная картина мира уже пала под натиском критиков, и односторонняя ставка на нее слишком вредит теперь делу христианства. Поэтому, я сторонник богословского рационализма, как он был когда-то представлен в Германии.
Я знаю, что все мертвые воскресают, хотя я понимаю это не в сверхъестественном смысле, а в совершенно естественном. У Бога все вечно живы, это верно, и иначе быть никак не может. Мне нравятся слова поэта Вергилия, — «смерти, стало быть, нет места вовсе». Всюду только жизнь, только вечная жизнь, частью которой мы всегда будем. Здесь особая радость тех, кто действительно любит Бога любовью, которая не ищет своего. В такой-то любви находится то, что делает смерть нашим еще одним приобретением.
Несколько замечаний. Относительно Преображения, то мне несложно рассудить, что в этом эпизоде речь идет об особом видении или сновидении. Профессор Генрих Паулюс толкует это место так: «Преображение Господне есть дело полусознательного состояния учеников, коих полусонная фантазия нарисовала Моисея и Илию из двух случайных собеседников Христа, стоявших с ним на вершине горы и освещенных утренним лучом солнца, когда в долине была еще полная тьма». Итак я полагаю, что здесь речь идет об особом сне апостолов, в котором Богу было угодно запечатлеть Своё наставление для них.
Относительно притчи о богаче и Лазаре. Это лишь притча и иллюстрация, и ошибается тот, кто спешить принять ее за чистую монету. И лишь одной притчи будет явно недостаточно, чтобы утвердить существование каких-то загробных пространств, — эта теория, если она была бы столь важна, обязательно была бы развита Христом во всех деталях, а мы этого нигде не видим.
Здесь Иисус учит просто применяясь к существующим народным представлениям, используя педагогическое средство, называемое аккомодацией. В сущности, мне это кажется вольным пересказом притчи из книги Иисуса Сираха: «О, смерть! как горько воспоминание о тебе для человека, который спокойно живет в своих владениях, для человека, который ничем не озабочен и во всем счастлив и еще в силах принимать пищу. О, смерть! отраден твой приговор для человека, нуждающегося и изнемогающего в силах, для престарелого и обремененного заботами обо всем, для не имеющего надежды и потерявшего терпение». (Сир.41:1-5). Одно и тоже событие — смерть — имеет качественно разное значение для избранников Божьих и для отверженных.
Относительно Мтф. 10:28. Здесь я тоже не вижу никакой теории загробного ада. Христос призывает не боятся тех, кто убивает тело и не может причинить вреда нашей душе, и бояться тех, кто может погубить и тело и душу. «Погубить душу в геенне», разве это не значит просто снова стать плохим человеком, грешником, который опять возвратился к своим грехам? Язык Нового Завета полон подобного символизма, когда грешники сравнивались с гробами, мертвецами и т.п. Здесь такой же символический язык, характерный в частности и для Павла, когда он называл порочную вдовицу заживо умершей (1Тим.5:6). Также, смысл этого изречения станет гораздо понятнее, если сопоставить его с некоторыми изречениями греческих философов. Эпиктет говорил, что тиран может снять ему голову с плеч, но повредить ему тиран никак не сможет. То же говорил Сократ, когда он сказал: «Анит и Мелет убить меня могут, но повредить мне — нет». Самый яркий пример это Анаксарх, которого толкли в железной ступе, а он говорил мучителю, что «мое тело ты смолоть можешь, но Анаксарха — нет». Все эти философы говорили это в том смысле, что никакие испытания и пытки не способны изменить в них устоявшегося мнения и характера...В таком же естественном смысле и нужно рассматривать поучение Христа в этом отрывке — он призывает нас бояться только тех людей, которые могут искалечить не только тело, но и наши души... Думаю, Вы меня поняли.
Я верю в ад — в ад на земле, и в ад нашей душе. И я верю в то, что пребывание в этом аду может показаться нам вечностью. В такого-то рода ад и снизошел наш Спаситель, и из него Он и вышел. Что есть некое загробное пространство, в котором мучаются грешники — это суеверие, противное как Божьей милости так и здравому смыслу. Вечный ад у Того, у кого гнев на мгновение, у Того, кто гневается не до конца, и не вовек негодует?..
Безусловно, я верю, что Иисус был распят, что Он был сочтен умершим, и в глазах общественного мнения Он был мертв. Однако я не могу верить в то, что жизнь в Его теле погасла полностью. Да, в могиле Он победил смерть, но это чудо все же было естественным оживлением, т.е. согласным с законами природы. В этом толковании я солидарен с Шлейермахером, Паулюсом и др. классиками богословия XIX века. Но это было не просто какое-то заурядное возвращение к жизни, это была победа над смертью, изменившая весь мир. И эта смерть Христа должна быть изображена в сердцах всех тех, кто называет себя христианами (Рим. 6:4-5). Кто искал этого, тот знает, что это...
Мы все безусловно воскреснем, хотя я понимаю это в естественном, и если угодно, в материалистическом или физическом смысле. Мы облечемся в нетление (1 Кор. 15:53), а наше уничиженное тело Он преобразит, сделав его сообразным Своему Божественному Телу (Флп. 3:20-21). Выражаясь философским языком, все модусы будут поглощены Субстанцией, т.е. Богом. Полное поглощение Божественным, если угодно, полное растворение в Боге. Только так смерть и будет поглощена победой.
Вот грандиозное торжество вечной жизни, и вечное воскресение, как я его понимаю. Завораживающая картина...
И Вас тоже с Пасхой!
Вы знаете что вечность существует и когда нибудь приходят время уходить туда и я думаю что каждый встанет перед ним.
Разве не стоим мы перед Ним уже сейчас? Мы всегда перед Ним. Он всегда судит нас.
«Когда снится голодному, что он ест, но просыпается, а голод мучает; когда снится жаждущему, что он пьет, но просыпается измученным и жаждой томимым. Так же будет с ордами всех народов, что воюют против горы Сион.» (Ис.29:8)
— Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые ВОСхищаются [от земли], и никто не помыслит, что праведник ВОСхищается от зла. (Ис.57:1) -Что означает слово «восхищен»?
— И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его. (Быт.5:24) -Куда Бог взял Еноха?
— Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на НЕБО. (4Цар.2:11) — Всё-таки на небо!
— Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. (Лук.16:22) -Ангелы света, не работают в преисподней, и души праведников туда не доставляют.
— И в аде, будучи в муках, богач ПОДНЯЛ глаза свои, увидел ВДАЛИ Авраама и Лазаря на лоне его (Лук.16:23) — Чтобы увидеть Авраама и Лазаря, богач должен был поднять глаза, и обратить свой взор к верху. И увидеть, что они очень далеко от него.
----------------------------------------------------------------------
Об Иисусе.
— Я хлеб живый, сошедший (на землю) с небес; (Иоан.6:51)
— А «восшел», что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? (Еф.4:9)
— быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1Пет.3:18,19)
-----------------------------------------------------
Трудно себе представить, что Авраам, друг Бога, был помещён в преисподнюю. Или у Бога нет более подходящего места, где бы Он смог предоставить место для Своего друга Авраама и других праведников из его потомков?
------------------------------------------------------
О совершенстве, которое коротко упомянуто в этой статье.
Как сказано в обетовании? — И дам тебе (Авраам) и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. (Быт.17:8)
Что пишет Павел? — Верою обитал он на земле обетованной, как на ЧУЖОЙ, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, СОнаследниками того же обетования; (Евр.11:9)
Чтобы исполнить обещанное, Авраам, Исаак, Иаков (он же Израиль), и все двенадцать колен Израиля, (Иезек.37 гл.) будут участниками воскресения первого. И в период 1.000 лет, весь народ Божий, находясь на земле обетованной, достигнет совершенства — полного возраста Христова. И только после этого будет открыт доступ в новый Иерусалим, художником и строителем которого является Бог. Ибо не войдёт в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости.
Большая ошибка делать из символической речи иудеев какие-то далеко идущие ложные метафизические выводы. Именно метафизический элемент вообще является наиболее спорным и преходящим элементом в христианстве. Христианство должно раз им навсегда перестать быть теорией загробного мира.
Пара комментариев:
1) Ис. 57:1 — «восхищен от земли» значит «забран с земли», то есть умер. «Восхищен от зла» здесь значит «забран от зла». А общий смысл такой: со смертью прекращаются страдания праведника от зла, и поэтому, как справедливо говорит Павел, смерть это приобретение.
2) Быт.5:24 — «Бог взял его». Понятно, что это значит что Енох умер кончиной праведника. Иов говорит о своих погибших детях и пропавшем имуществе совершенно похожим образом: «Господь дал, Господь и взял» (Иов 1:21). См. Евреям 11:5: «Енох переселен был так, что не видел смерти». Это значит, что праведники в отличии от суетных людей не видят ужаса смерти, и она для них сродни некоему переселению в лучшее место. Наконец, тот кто хорошо познал Бога и умозрительно смог увидеть вечность жизни, для того уже нет никакого жала смерти.
3) 4Цар. 2:11 — это похоже на описание какого-то предсмертного видения, в котором Илия видел себя уносимым в вихре, а сразу после этого зрелища он умер.
4) Лук. 16:22-23 — ведь это попросту значит, что смерть прекратила страдания нищего Лазаря, а богач умирал тяжело, думая о том, что ему предстоит расставатся со своим имуществом! Я уже говорил выше, что притча о богаче и Лазаре есть поэтически приукрашенный вариант похожей притчи из книги Иисуса Сираха: «О, смерть! как горько воспоминание о тебе для человека, который спокойно живет в своих владениях, для человека, который ничем не озабочен и во всем счастлив и еще в силах принимать пищу. О, смерть! отраден твой приговор для человека, нуждающегося и изнемогающего в силах, для престарелого и обремененного заботами обо всем, для не имеющего надежды и потерявшего терпение». (Сир.41:1-5). Не принимайте восточные фигуры речи за чистую монету!
5) Иоан. 6:51 — здесь просто сказано о том, что вечная Божественная Премудрость, т.е. второе лицо Троицы, нашло свое воплощение в личности человека Иисуса Христа.
6) Еф. 4:9 — здесь сказано, что Иисус вел свою деятельность среди духовно мертвых людей и лицемеров, которых Он также мог называть «гробами окрашенными» или «мертвецами». Такие люди вредили Иисусу, искали Его смерти, это о них было сказано, что гортань у них как открытый гроб, и яд аспидов на их губах (Рим 3:13, вы же понимаете что это фигуры речи, а не буквальное описание?).
И т.д.
Писание содержит гораздо намного больше строк против личного бессмертия, Писание не дает ни одного аргумента в пользу его. Все аргументы сторонников личного бессмертия это плоды вымученного и неправдоподобного толкования. В вечной жизни, которую нам обещает Господь, нет места какому-то эгоистичному личному бессмертию.
Иисус проповедовал в смерти, так написано... ел рыбу на земле..., ходил, говорил...
Простите, пожалуйста, но это — бред и абсурд. Простой вопрос: если Иисус Христос, имея бессмертную душу, умер на кресте только телом, то где искупление? В чём заместительная жертва? То есть Он полностью не умер (душа же бессмертна), но я полностью искуплен. Как? Если Его душа не умерла за мою душу (потому что бессмертна), то почему моя душа спасена? Это лжеучение, что нет, не умрёте, до сих пор активно. Обновитесь по Слову, а не по преданиям старцев и отцов Церкви.