Почему Бог избирает немудрое мира?

Почему Бог избирает немудрое мира?

Сегодня наш вопрос звучит так: почему Бог избрал немудрое мира, а не мудрых и сильных? Почему бы Ему не использовать лучших учёных, изобретателей, величайших гениев, самых красноречивых ораторов, сильнейших спортсменов и самых популярных кинозвёзд для распространения Своего Евангелия по всему миру? Почему Бог предпочитает избирать и использовать слабых для Своей цели? 

Вопрос – от Эвклида, слушателя нашего подкаста из Филиппин. «Здравствуйте, пастор Джон. Я посвятил свою жизнь Великому поручению и хочу нести Евангелие всем народам. В 1 Коринфянам 1:27 говорится, что '...Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное'. Вот мой вопрос. Почему Бог не использует в первую очередь умных людей, чтобы провозглашать Евангелие всему миру? Разве это не содействовало бы скорейшей и более глубокой всемирной евангелизации, чем просто выбор кучки простаков для выполнения Его работы?»

Что ж, слава Богу, что Он избирает и использует простаков.

Во-первых, я бы согласился, что влияние всех этих мудрых людей – умных, интеллектуалов, одарённых – могло бы быть быстрее и популярнее, но оно не было бы христианством. Если бы Сын Божий пришёл в мир как воин или философ, чтобы изменить его Своей силой и Своим интеллектом, то Он, возможно, повлиял бы на мир быстрее и более эффектно, но это не было бы христианством.

Центральное положение Креста

Вряд ли мы можем постичь всё значение выбора Бога, совершенного на небесах ещё до основания мира, – искупить и собрать Себе народ посредством самой низкой и самой презренной смерти, какую только можно себе представить – казни через распятие Иисуса Христа, Сына Божиего. Она предстала миру соблазном, камнем преткновения, абсолютной глупостью, позором, полным унижением, но именно так мы спасаемся. Именно так торжествует Евангелие.

Три первые главы послания Павла к Коринфянам написаны Апостолом – для них, и для нас, чтобы пояснить – христианство не будет распространяться или зависеть от ораторского искусства или силы человеческого разума. Этими людскими качествами гордился Коринф: высокое ораторское искусство и мощный интеллект. И, очевидно, коринфская церковь также была пленена этим. Они хвастались, говоря: «я Павлов», или «я Аполлосов», или «я Кифин» (1 Коринфянам 1:12).

Они искали заимствованного повода для гордости, известности, похвалы, следуя за учителем, превосходящим их в ораторском искусстве или интеллекте. Павел посвятил три главы тому, чтобы показать, почему это не является смыслом христианства и не является способом его распространения.

Проблема с человеческой мудростью

Когда Павел услышал, что они говорят: «я Павлов» (1 Коринфянам 1:12), он воскликнул: «...разве Павел распялся за вас?..» (1 Коринфянам 1:13). Он не мог поверить, что они превратили послание о распятом Христе в предмет хвастовства заслугами Апостола. Тремя стихами позже он говорит: «...Христос послал меня... благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» (1 Коринфянам 1:17).

Две проблемы крылись в человеческом красноречии и человеческом интеллекте. Ораторское искусство, эрудиция, красноречие, острота ума были главными объектами восхищения и гордости в Коринфе. Павел, по сути, сказал, что ораторское искусство и интеллект могут собрать бо́льшую аудиторию, могут получить бо́льшее признание, могут быстрее повлиять на публику, но это не будет христианством. Это было бы, на самом деле, отречением от Христа и упразднением креста, потому что крест Христов означает конец гордости человеческими достижениями.

Это означает, что наш грех и потребность спасения заставляют эту гордость уступить место детской вере в Искупителя, прославляющей Христа. Крест Христов – это не просто смерть Христа. Это наша смерть. Я распят со Христом, умер для самоспасения и для самовозвеличивания. Затем в 1 Коринфянам 1:18 Павел говорит: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия».

Мудрость Божья

Тремя стихами ниже, в этом удивительном повествовании, он говорит нам, почему человеческая мудрость, интеллект, разум и вся человеческая природа самостоятельно неспособны постичь наивысшую мудрость в Боге или спасении. Вот что говорит Апостол: «Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией [это ключевые слова – прим. автора], то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Коринфянам 1:21).

Мудростью Бога решено, что человеческая мудрость не будет путём спасения. Напротив, путём спасения станет упование на Божию «немудрость». «Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Коринфянам 1:25). Ключевым здесь является то, что люди этого не понимают.

Немудрое Божие премудрее человеков, но люди его видят иначе. Для них оно выглядит глупостью. Немощное Божие сильнее человеков, но люди его видят иначе. Для людей оно выглядит слабостью. Это христианство. Вот так Евангелие проповедуется в мире. Павел снова говорит об этом в 1 Коринфянам 2:1: «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости». Снова речь о превосходстве слова, искусном, впечатляющем греческом красноречии, мудрости или философской выразительности.

Стратегия Божиего Евангелия

«Почему, Павел? Почему бы не использовать превосходство слова и человеческий интеллект?» – спрашивает Эвклид. Ответ находится в 1 Коринфянам 2:5: «чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией». Итак, Эвклид начал с цитаты из 1 Коринфянам 1:27 и спросил: «Почему Бог не использует в первую очередь умных людей, чтобы провозглашать Евангелие всему миру? Разве это не содействовало бы скорейшей и более глубокой всемирной евангелизации?»

Итак, давайте закончим там, где начал Эвклид, потому что этот абзац даёт два чётких ответа на вопрос: «Почему Бог не поступил так?» Вот что он говорит:

“Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее” (1 Коринфянам 1:26-28)

Вот первый ответ: «для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Коринфянам 1:29). И далее: «От Него [благодаря Богу] и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением». И вот второй ответ: «чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом» (1 Коринфянам 1:30-31).

Итак, почему бы не нести Евангелие народам быстрее и более глубоко, используя мудрых, сильных, благородных людей? Вот два ответа на этот вопрос:

  1. Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
  2. Чтобы хвалящиеся хвалились только Господом.

Цель Бога в евангелизации мира – положить конец человеческой гордыне и сделать Иисуса центром всей человеческой хвалы. Его пути – не наши пути. Мы просто должны это понять. Его пути – не наши пути. Распятый Христос объясняет всё.

Автор — Джон Пайпер / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Илья Дубинин для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!