Большинство христиан, когда читают Коран (или, по крайней мере, некоторые цитаты из Корана) испытывают чувство отвращения. «Бог Корана кровожаден и жесток!» — восклицают они. Но многие нехристиане читают Библию с таким же отвращением, приходя к тем же выводам относительно Бога Библии, особенно Бога Ветхого Завета. Можно ли как-то оправдать их выводы? И как может быть, что читающие ту же Книгу христиане видят все по-другому?
Критики указывают на следующие вещи в Ветхом Завете:
- Бог уничтожает весь мир потопом, спасая только восемь человек.
- Бог испытывает Авраама, повелев ему принести в жертву своего сына Исаака.
- Бог дает Израильтянам закон, который позволяет покупать рабов из других народов.
- Бог дает Израильтянам закон, согласно которому, изнасиловавший девушку мужчина, должен был жениться на ней и никогда не разводиться.
- Моисей говорит Израильтянам, что они должны убивать каждого мужчину, женщину и ребенка из Хананеев.
- Моисей однажды дал Израильским мужчинам разрешение пощадить всех девственниц для себя, но убить всех остальных.
- Псалмопевец говорит, что тот, кто разобьет младенцев Вавилона о камни, будет по-настоящему счастлив.
В Новом Завете критики, помимо всего прочего, могут указывать на частые высказывания о наказании адским огнем наравне с утверждением о том, что только Иисус – единственный путь к Богу.
Почему же христиане настолько высоко ценят такую книгу? Как они могут считать ее воплощением любви, сострадания, доброты, справедливости, избавления и истины?
Это потому, что они понимают Бога через крест. Они понимают, что: 1) мы все согрешили и заслуживаем Божьего суда; 2) Вместо того, чтобы осудить нас за наши грехи, Бог приговорил Своего Сына к смерти за нас. 3) Наконец, когда мы доверяемся Иисусу, Бог прощает нас и принимает в Свою семью.
Вот что для верующих является наиболее невероятным, умопомрачительным выражением Божьей любви. И поскольку мы знаем, насколько добрый и любящий наш Небесный Отец, мы читаем всю Библию в свете этого знания.
Но не только это. По всей Библии мы находим отрывки высоконравственного содержания.
Мы находим, что Десять Заповедей являются прекрасным стандартом для жизни.
Мы находим, что слова пророков – наиболее сильные слова о суде из когда-либо произнесенных.
Мы находим, что Псалмы подобные Псалмам 22 или 102 глубоко духовны и сияют Божьей добротой, благодатью и любовью.
Мы находим книги вроде книги Иова абсолютно блестящими сочинениями, посвященными непростым вопросам страданий.
Мы находим извечную, актуальную мудрость в Притчах, великолепную экзистенциальную борьбу в книге Екклесиаста и прекрасную поэму о любви в Песне песней Соломоновых.
И мы находим нравственные уроки Ветхого Завета совершенно ясными, глубокими и актуальными.
Что касается Нового Завета, то нет ничего более возвышенного в мире литературы, чем Нагорная проповедь, притчи Иисуса и Павлово описание любви в 13-й главе Первого Послания Коринфянам.
И вместо того, чтобы акцентироваться на аде, мы скорее обращаем внимание на чрезвычайные Божьи действия по спасению нас от ада, которого мы так сполна заслужили.
Разве мы не можем читать Библию в таком свете, понимая, что, когда речь заходит о рабстве, именно Библия привела к отмене рабства в большей части Западного мира?
А когда дело доходит до положения женщин, то христианство на протяжении всей истории освобождало женщин духовно и социально.
Мы также понимаем, что культура древнего Израиля сильно отличалась от нашей сегодняшней культуры и что законы, подобные закону об изнасиловании, предназначались для защиты женщины и наказания мужчины, а не наоборот. (Подобные законы существуют и по сей день в некоторых частях мира, где изнасилованная женщина считается неприкасаемой, поэтому мужчина, изнасиловавший ее, должен жениться на ней и заботиться о ней).
И мы находим это самоописание Яхве, Бога Ветхого Завета (и Нового), не нуждающимся ни в оправдании, ни в защите:
«Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода». (Исход 34:6-7)
Слова пророка Михея, тоже из Ветхого Завета, находят в нас отклик и обогащают наше понимание Бога: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать» (Михей 7:18).
Этот же пророк сказал: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Михей 6:8).
И нам часто напоминают эти слова Иисуса, которые позднее повторяли Павел и Пётр:
«Вы слышали, что сказано: 'люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего'. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:43-45; слова Павла см. Рим. 12:14-21; слова Петра см. 1 Пет. 2:21-25).
Бесспорно, многие ученые обращались к так называемым «трудным текстам» Библии, и они могут помочь получить ответ на многие из ваших самых насущных вопросов, включая те, которые я поднял в этой статье (например: здесь, здесь и здесь — на англ.).
Но если вы никогда не читали Библию сами, самостоятельно, без внешнего давления, я настоятельно призываю вас сделать это. Вы откроете для себя Бога, сочетающего совершенную святость с совершенной любовью. Вы откроете Бога, Который полностью явлен в Иисусе.
Это может изменить вашу жизнь. Навсегда.
Автор — Майкл Браун / askdrbrown.org
Перевод — Татьяна Штанько для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!