Почему не я? Тихий и всепоглощающий глаз зависти

Почему не я? Тихий и всепоглощающий глаз зависти

Когда я только начинал работать в Desiring God, в офисе на стене висел монитор. Среди многих других полезных функций он показывал сотрудникам, сколько людей находится на сайте в режиме реального времени. Если посмотреть на мелкий шрифт внизу, можно было увидеть, сколько пользователей читали определенные страницы. Так, например, если утром была опубликована новая статья, то на страницу могло зайти несколько сотен человек. Можно было наблюдать, как число пользователей растет по мере распространения статьи, как через несколько часов оно достигает максимума и начинает медленно снижаться. Со временем этот монитор, как багровое недремлющее око Саурона, стал пристально смотреть на меня. Я наблюдал, как некоторые из моих статей сбивались на полпути. К полудню количество статей переваливало за десятки. Меня охватывало теплое покалывание: неуверенность. Я ведь так старался, работая над этой статьей. Я ожидал, что её прочтет большее количество людей. А правда ли это Божий призыв в моей жизни?

Помню, как я понимал Шекспира, когда он описывал человека, неспособного ощутить то, что ему принадлежит, как только путем размышлений («Тройл и Крессида», 3.3.99). Он имел в виду, что человек не может осознать себя тем, кем он себя считает, пока это не признают другие. А достаточно ли я хорош? Я мог узнать это только путем размышлений. Теплые слова восхищения или высокие цифры на экране должны были убедить меня в этом. Если писатель публикует статью, и она не получает ни одного положительного отклика, стоило ли вообще её писать? Начинает закрадываться искушение: Произведет ли она на них впечатление? Будет ли она достаточно хороша, чтобы ей завидовали?

Экран показывал не только мои собственные показатели, но и других авторов. Уверен, вы можете представить себе это искушение: свет мой экранчик, покажи, кто из нас самый прекрасный и талантливый? Пусть не все писатели, но мы уж точно знаем это искушение, не так ли? Можно отслеживать разные показатели, но у каждого из нас есть свой монитор.

Нездоровый глаз

Что такое зависть?

Зависть: любимый сын гордыни, темный аппетит, превращающий союзников во врагов, а ангелов в демонов.

Зависть: соперничающая луна, которая не может разделить небо с солнцем, боясь обнаружить, что она — меньшее светило.

Зависть: начало человеческого убийства, грех, о котором до сих пор говорит кровь Авеля.

Зависть: болезнь, гноящаяся на Божьих благословениях... отданных другим.

Зависть: горький ветер, который охлаждает царский трон даже после победы, когда он слышит пение на улицах: «Саул поразил тысячи, а Давид — десятки тысяч» (1 Цар. 18:7).

Когда Гордыня услышала эту песню, мы читаем такие слова: «И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (1 Цар. 18:9). Налитый кровью глаз, устремленный на чужие успехи, внутренняя гримаса, когда других замечают, делают им комплименты или (как не хочется это признавать) они лучше вас в том, в чем вы хороши. Знакомо ли вам это чувство, когда вы смотрите на братьев, сжимая копье в руке и думаете: «Я должен пригвоздить Давида к стене»? У каждого из нас есть свои копья. У нас есть свои способы объяснить, почему наши соперники на самом деле не такие уж и талантливые, замечательные, красивые или благочестивые.

Зависть, околдовывающая человека, заставляющая его убить своего брата или Бога: «Хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? – спросил однажды Пилат. «Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти» (Марк 15:9-10).

Мудрость бесовская

Именно в тот период искушений Бог дал мне благодать сделать то, против чего протестовала моя плоть: однажды я отвел брата в сторону и признался ему, что испытываю искушение и завидую ему из-за его недавнего успеха. Это было одновременно смирение, смущение и свет, который на корню убивал грех. Испытываете ли вы искушение завидовать кому-то из ваших близких? Подумайте о том, чтобы признаться им в этом искушении, чтобы вы могли вместе бороться против этой бесовской мудрости.

«Бесовская» — это не преувеличение. Апостол Иаков пишет: «Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (Иак. 3:14-15).

Как противостоять этому? Для ответа на этот вопрос я хочу привлечь вымышленного Клайвом Льюисом беса, Баламута, чтобы помочь нам не с постановкой диагноза (в этом Льюису нет равных), а направить нас к исцелению. В четырнадцатом письме книги «Письма Баламута» демон обращается к своему племяннику:

«Чтобы предупредить выпады Врага, мы должны знать Его цели. Враг хочет привести человека в такое состояние, когда он мог бы спроектировать лучший в мире собор, знать, что этот собор хорош, и радоваться тому, но не больше и не меньше, чем если бы его спроектировал кто-нибудь другой. В сущности, Враг хочет, чтобы человек был совершенно свободен от предубеждений в свою пользу и мог радоваться своим способностям так же искренне и благодарно, как и способностям ближнего, восходу солнца, слону или водопаду»(71)

Разве вы не хотите иметь такое сердце? Сердце, которое вместе с Моисеем, независимо от ваших особых дарований, скажет: «О, если бы все были пророками!» (см. Числа 11:29). Или: «О, если бы все были зрелыми матерями, сильными проповедниками, плодотворными людьми, живущими во славу Божью!» Быть похожим на Павла, который так занят делом своего Учителя, что говорит о завистливых служителях следующее:

«Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться». (Филиппийцам 1:15-18)

Господи, дай нам такие сердца!

Учение о дарах

Далее Баламут рассказывает о доктрине, которую Бог использовал в моей жизни, чтобы снести мониторы со стен моего сердца.

«Враг будет убеждать еще в одной истине, которую они все признают, но которую им трудно почувствовать: что они не создали самих себя, что все их способности дарованы Им и гордиться талантами так же глупо, как гордиться цветом волос» (72).

Они с таким же успехом могут гордиться цветом своих волос. Друзья-христиане, ваши таланты — готовы меня услышать? — это подарок. Вы всегда и только пользуетесь дарами от Бога — и это дано вам для созидания других. Всякий раз, когда вы начинаете думать, что действительно что-то из себя представляете, задайте вопрос Павла: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1-е Коринфянам 4:7).

На наших наивысших достижениях, лучших работах, самых ярких моментах будет выгравировано: «Получено даром». Или еще одно слово: «Благодать». Эта истина позволяет нам жить в сообществе с другими, более (и менее) талантливыми, чем мы, и — осмелюсь сказать — даже радоваться достижениям других.

Метлы для подметания пола

Иоанн Креститель — очень хороший пример для нас. Ученики искушали его завистью: «Равви, Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» (Иоанна 3:26). Что первым выходит из его уст? «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» (Иоанна 3:27).

Позвольте мне поделиться с вами стихотворением, которое я написал лет десять назад, размышляя над этой сценой, которая происходила между Иоанном и его учениками:

Ученики

Равви, новости важные я несу,
Но боюсь, они могут тебя потрясти.
Еще один брат нас покинул и вот,
К человеку на ту сторону он плывёт.

Ты говорил, Он возьмет все грехи,
Но братья остались тут у реки.
Что скажешь на это, как поступить?
Пришло ли время ему царить?

Он на том берегу, не проблема в течении.
Одинаковы ли оба наши крещения?
Будет ли Он также называться Крестителем?
Мы ждем, что ты скажешь, учитель.

Иоанн

Все, что имеет человек, дано ему Всевышним,
Его сандалии я до сих пор не смею развязать,
Хочу спросить, вы тут еще, со мной,
Когда во след встаёт сильнейший в строй?

Крещу водой, не более того.
Всего лишь я не больше, чем метла,
И подметаю суетные думы,
Чтобы Царь в сердца ваши смог бы войти.

Он Царь из славного Давида рода,
Приходит как Жених с невестою своей.
Он Агнец, что возьмет грех мира,
Он исцелит сердца, болезни заберет.

Он Тот, пред Кем преклонятся колени,
Тот, на Ком пребудет Дух без меры,
Тот, Кем доволен Небесный наш Отец,
И Тот, Кого приветствует творение.

Не то, что б не под силу было мне заданье,
Но, господин — Он выше ведь раба.
Пусть все ученики поднимут паруса и отплывают
К Тому, Кто за рекой, и путь их направляет.

Ему надлежит возрастать, а нам — умаляться. Наши таланты даны нам для Христа. Мы всего лишь инструмент, чтобы приготовить путь тому, Кто как Царь однажды придёт снова.

Автор — Грег Морзе / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 01.01. Спасибо!