Почему «участия в политике» недостаточно для христиан

Почему «участия в политике» недостаточно для христиан

Мы регулярно обсуждаем такие вопросы как отделение церкви от государства, участие в политике, отношение христиан к патриотизму, государственные флаги в церквях и другие подобные этим. Вот ещё один вопрос из этой сферы от нашего слушателя Мэтью из Цинциннати.

“Здравствуйте, Пастор Джон. Ваш твит от 17 апреля 2021 года меня очень заинтересовал, я распечатал его, сохранил и теперь прошу вас более детально обратится к этой теме. Тогда вы начали с рассмотрения Евангелия от Марка (6:18): “Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего”. Мы читаем об отваге Иоанна сказать правду правителю, чтобы противостоять прелюбодеянию Ирода. Затем вы написали: “Если придётся, будьте готовы пожертвовать жизнью, чтобы сказать власти правду. Но всегда помните, что никакого отношения к участию в политике это не имеет”. Не могли бы вы пояснить подробнее? В чем заключается огромная разница между тем, чтобы сказать правду власти, и политической деятельностью? В чём именно, на ваш взгляд, их различие? И действительно ли в этом для христиан может скрываться глубинная проблема, о которой мы должны помнить?”

Позвольте мне начать с шести признаков того, что я подразумеваю под таким “участием в политике”, которого христианам следует избегать. И затем я постараюсь рассказать нечто позитивное о том, что значит говорить власти правду.

Не размахивайте этим флагом

Да, в твите я сказал: “Если придётся, будьте готовы пожертвовать жизнью, чтобы сказать власти правду. Но всегда помните, что никакого отношения к участию в политике это не имеет”. И вот что я подразумеваю здесь под “участием в политике”.

Имейте в виду, что в этом контексте я отношусь к политической активности негативно, хотя и понимаю, что сама по себе она может играть положительную роль. Я говорю не об этом. Поэтому для ясности я буду использовать слово “плохое” для обозначения участия в политике, которое мы рассмотрим сначала. А уж после этого я опишу положительную политическую активность. Итак, вот что я понимаю под плохим участием в политике.

1. Плохое участие в политике подразумевает личную приверженность определённой партии – партийную лояльность – как окончательную и безусловную преданность. Это плохо.

2. Плохое участие в политике означает отстаивание определённых моральных убеждений или гражданской позиции лишь потому, что их придерживается партия. Вы отстаиваете убеждения или партию? Вам решать!

3. Плохое участие в политике означает неоправданное упование на то, что осуществление партийной политики ведёт ко всеобщему благу. Конечно, кое-чего её средствами можно достичь. Но возлагать на политическую борьбу всеобъемлющие надежды является глубочайшим заблуждением.

4. Плохое участие в политике – это моральные убеждения, основанные на партийных принципах, а не на библейском мировоззрении.

5. Плохое участие в политике отражает ошибочное убеждение, что политическая деятельность или партийная пропаганда могут исправить моральный упадок общества. Это неправда.

6. Плохое участие в политике означает доминирование партийной политики там, где ей не место – например, в христианском служении. Вопросы партийной политики решаются на партийных собраниях и съездах. Там вы можете проявлять свою политическую активность, но не во время христианского служения.

Итак, этого я хотел, чтобы мы избегали, когда говорил: “Если придётся, будьте готовы пожертвовать жизнью, чтобы сказать власти правду. Но всегда помните, что никакого отношения к участию в политике это не имеет”.

Что значит отделение?

Перед тем, как обсудить, что значит говорить правду властям, мне кажется, нужно прояснить значение понятия “отделение церкви от государства”. Ведь как только вы призовёте говорить правду властям, люди сразу начинают подозревать, что вы пытаетесь придать своей религии статус государственной – такой, которую государство должно насаждать и защищать.

Итак, нам надо уточнить смысл “отделения церкви от государства”. Мне кажется, что вокруг этого понятия сегодня сплошная путаница. В общем-то, так было всегда, и я не думаю, что кто-то конкретно в этом виноват. Это всего лишь один из тех американских стереотипов, которые по своей сути двусмысленны. Поэтому используя его, как например я сейчас, вы всегда должны уточнять, что именно имеется в виду. Нельзя просто так рассуждать, не убедившись, что вас правильно понимают.

В июне прошлого года я опубликовал в Desiring God статью “Царство Моё не от мира сего”, в которой постарался изложить взвешенное, библейски аргументированное обоснование отделения государственной власти от религиозного истеблишмента, которое, я думаю, является по сути верным. Вот вступление к той статье – я его просто зачитаю.

Эта статья о том, что Иисус Христос, суверенный Творец, Хранитель и Правитель вселенной, положил достичь Своих искупительных целей в мире без какой-бы то ни было помощи мирских властей в обучении, защите или распространении христианской религии как таковой. Последователи Христа не должны использовать гражданские власти для принятия, обеспечения соблюдения или распространения каких-либо идей или предписаний, которые являются по сути христианскими – частью христианской религии как таковой... Именно наше безусловное подчинение Христу (а не какой-либо гражданский нейтралитет) обязывает нас не использовать мирские власти, хотя и наделённые Богом полномочиями, для угрозы наказания или ограничения свободы людей, которые не исповедуют Христа Господом.

Отсюда вывод: ни одно человеческое правительство никогда не должно использовать свое данное свыше право применения силы для насаждения или противодействия религии как таковой. Я говорю это для того, чтобы показать различие между плохим, насильственным насаждением или поддержанием религии и хорошим принятием законов, которые могут соответствовать её морали, но вовсе не являются частью её предписаний или запретов.

Нести правду – и власти, и бедным

Говоря так, я имею в виду, что это не только право, но и призвание христианина – говорить правду власть предержащим, бедным и всем, кто между ними.

Мы должны говорить и президенту Соединенных Штатов, и бедняку на улице: “Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься” (Деяния 16:31). Если вы не веруете, господин Президент (или господин Бедняк), то вы под гневом Господним! Прекратите убивать младенцев в утробе матери! Перестаньте употреблять наркотики на улице! Действуйте справедливо, любите дела милосердия и смиренномудренно ходите пред Богом вашим! (Михей 6:8). Мы должны сказать это и многое другое. Мы служим гласом Священного Писания, когда верно читаем и говорим то, чему учит Библия.

Послушание угодно Богу только через веру в Христа в силе Святого Духа. И наши слова ко всем – верующим и неверующим – ведут к высшему библейскому стандарту отношений и поведения, так как призывают к покаянию, вере в Иисуса и принятию Святого Духа. Но наша молитва не просто о том, чтобы президенты и бедняки лишь вели себя правильно. Наше желание в том, чтобы они пришли к вере, исполнились Святым Духом и затем жили, угождая Богу через веру. Говорить правду властям истинно по-христиански – это всегда призыв покаяться и довериться прощающей благодати Иисуса.

Христиане знают, что величайшей проблемой в жизни каждого человека – от президента до бедняка – является пребывающий на нём Божий гнев за непрощённый грех. Поэтому главные слова, с которыми христиане обращаются к власти – из Послания к Римлянам 3:25: умилостивление Божьего гнева Кровью Иисуса Христа, получаемое через веру. Поэтому, я скажу это еще раз, как и в твите: Если придётся, будьте готовы пожертвовать жизнью, чтобы сказать власти правду. Но всегда помните, что никакого отношения к участию в политике это не имеет.

Автор — Джон Пайпер / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!