«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12)
Почему Бог, при всех доступных Ему вариантах и возможностях, решил, что новая жизнь будет появляться и возрастать через родителей? Почему Он предусмотрел, что мы рождаемся в мир через отца и мать?
У Бога есть много причин для всего, что Он делает (и большинство из них нам не известны, по крайней мере, пока что). Хотя книга Бытие открывает нам самую главную причину: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Затем двумя стихами ниже: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Бытие 1:28). Родительство берет свое начало от Самого Бога. Новая жизнь появляется в результате сильной и близкой любви между мужем и женой потому, что человеческая жизнь изначально появилась в результате сильной и близкой любви Бога. Он создал мужчину и женщину не потому, что испытывал в чем-то недостаток. Ему не было одиноко или скучно, Он ни в чем не нуждался. Жизнь стала естественным течением Его любви.
Троица в ипостасях Отца, Сына и Духа Святого были преданы друг другу и безмерно счастливы. Адам и Ева, а значит и мы с вами – плод этой беспрецедентной любви. Поэтому Бог, желая, чтобы мы непременно поняли, зачем Он создал мир — зачем создал нас — сотворил нас плодом любви (даже если любовь наших конкретных родителей была несчастной, незрелой, или неразумной). Даже если они не любили нас (и друг друга), родители все равно напоминают нам о лучшей, более чистой и надежной Любви, создавшей нас. Бог предусмотрел, что какое-то время дети смотрят на родителей, чтобы они смогли взглянуть дальше родителей и видеть Его.
Родители – это живое напоминание Божьей полноты, той полноты, которая вылилась во всё сотворенное. А хорошие родители, как например чудесные отец и мать, которых Бог дал мне, особенно прекрасно отображают эту любовь, полноту и сотворение. Также родители – это первая возможность для детей принять, подчиниться и покориться Богом данной власти – еще одной убедительной причине, почему Бог создал мир и семью именно такой.
Чти твоего Отца и Создателя
Когда Бог говорит: «Почитай отца твоего и мать твою», Он также говорит: «Будешь ли ты доверять Мне и подчиняться Мне? (Моему мудрому, суверенному и особому плану для тебя, каким бы трудным он ни был по пути)» Он избрал мамину утробу твоим первым домом (Псалом 138:13), и соединил части твоих родителей в одного нового человека. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, — напоминает нам апостол Павел, — назначив предопределенные времена и пределы их обитанию…» (Деяния 17:26) – и то, чьими детьми мы будем.
Итак, берешь ли ты этого мужчину и эту женщину – родителей, которых Он выбрал тебе – и обещаешь ли любить их и уважать, пока они будут жить? Учителя будут появляться в нашей жизни и уходить, руководителей будут нанимать и увольнять, депутатов и президентов будут избирать, а затем они будут покидать пост, целые нации будут подниматься и падать, но ваши родители навсегда останутся вашими родителями. Буквально из миллиона вариантов Бог выбрал этого папу и эту маму для тебя. Будешь ли ты чтить Его почтением к своим родителям?
Словами пророка Малахии Бог соединяет эти нити уважения: «Сын чтит отца, и раб — господина своего; если Я — отец, то где почтение ко Мне? и если Я — Господь, то где благоговение предо Мною?» (Малахия 1:6) Его народ поклонялся неохотно, проявляя к Нему меньше уважения, чем к любимым политикам (Малахия 1:8). Поэтому Бог обращается к логике почтения, вплетенной в человечество — как сын чтит отца, так Мой народ должен чтить Меня. Почтение к родителям – это пример наших взаимоотношений с Богом, и подготовка к ним.
Почтение к родителям — это почтение к Богу, во-первых, потому что Бог сказал нам так поступать, но также и потому, что почтение к ним создает в наших сердцах более глубокие и широкие каналы для почтения к Нему.
Только отца и мать?
Значит ли это, что Бог призывает нас чтить исключительно отца и мать? Или в пятой заповеди Он косвенно устанавливает более широкое применение подчинения и уважения в обществе? В Вестминстерском символе веры отражен целый мир взаимоотношений в этой простой фразе:
«Под отцом и матерью, в пятой заповеди, подразумеваются не только естественные родители, но и все старшие по возрасту и дарам; и особенно те, кто по Божьему установлению находятся над нами в позиции власти, будь то в семье, церкви или обществе».
Согласно Вестминстерскому исповеданию веры, в заповеди «почитай отца твоего и мать» заложен принцип, который распространяется на всю нашу жизнь по мере того, как мы растем и взрослеем. Другими словами: «Чти всех, кого Бог поставил над тобой». Этот принцип подтверждается в Новом Завете. То почтение, которое дети проявляют к своим родителям, жены-христианки проявляют к своим мужьям в браке (Ефесянам 5:22; 1 Петра 3:1), верующие — к пастырям в своей церкви (Евреям 13:17; 1 Тимофею 5:17), граждане — к власти в государстве (1 Петра 2:17). В широком смысле апостол Петр поощряет нас: «Всех почитайте» — всех (1 Петра 2:17).
Если нам действительно нужно чтить всех, особенно имеющих власть над нами, то навыки такого почтения чаще всего развиваются дома.
Становясь человеком дома
Таким образом, родители становятся нашими первыми учителями в подчинении. Апостол Павел пишет детям, цитируя пятую заповедь: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать» (Ефесянам 6:1,2). Родители — это наша первая личная, осязаемая (и неизбежная) встреча с Божьей властью над нами. Мы будем подчиняться или бунтовать, слушаться или игнорировать, чтить или презирать? «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Колоссянам 3:20). Бог наблюдает за детьми (даже за детьми!), и всякий раз, видя послушание, Он радуется. Представьте, насколько больше были бы заинтересованы наши дети слушать родителей, и слушаться их во всём и сразу, если бы могли всякий раз чувствовать тепло Божьего сердца и видеть сияние Его бесподобной улыбки. Представьте, насколько более были бы заинтересованы мы в настойчивом дисциплинировании своих детей, если бы переживали то же самое. Дисциплина приближает наших сыновей и дочерей к невообразимой радости небес – к нескончаемому, переполняющему блаженству.
Если мы отказываемся подчиняться дома (или же нас никогда не дисциплинировали), мы с гораздо большей вероятностью будем нарушать правила, не слушаться руководителей, пастырей и в конце концов Самого Бога. Герман Бавинк пишет:
«Человеком становятся дома; здесь закладывается основание, формирующее будущего мужчину и женщину, будущего отца и мать, будущего члена общества, будущего подданного Божьего царства» (Христианская семья, стр. 108).
Семена того, какими мы станем, сеются и взращиваются на грядках взаимоотношений между детьми и родителями. Вот почему, консультируя взрослых, часто фокусируются на «семье, в которой родился» — то есть на взаимоотношениях с родителями. Осознание такого глубокого и неизбежного влияния родителей на нас может вызвать одну из двух реакций – фатальной жертвы или наполненной верой бдительности. Будем ли мы продолжать обвинять своих родителей во всём, что с нами не так, или примем свои слабости как возможность хвалиться силой Божьей? Станем ли мы жалеть себя и жаловаться, что у нас именно эти родители, а не кто-то другой, или примем выбранных Богом родителей как особенное и личное приглашение доверять Богу, следовать за Ним и чтить Его?
Почтение может выглядеть по-разному в разных взаимоотношениях, некоторых родителей не всегда хочется чтить, особенно если они ранили нас или бросили. Однако часть того, чтобы стать по-настоящему человеком, — это научиться принимать и справляться (а иногда и терпеть) со всеми промыслами Божьими, включая сугубо личное провидение в выборе родителей.
Временная власть, непрерывное почтение
То, чему мы обучаемся, будучи детьми при наших родителях, — подчинению Богом данной власти, — одновременно и основополагающе, и временно. Основополагающее оно по причинам, описанным выше. Временное — потому что почтение к нашим родителям будет изменяться в течение нашей жизни. Бог предусмотрел, чтобы дети чтили своих родителей иначе, чем это делают взрослые.
Что касается взрослых, я слышал, как один опытный консультант проводил различие между почтением к родителям и послушанием родителям. Иисус призывает нас всегда почитать своих родителей; Он не призывает нас быть послушными своим родителям после того, как мы образовали свою отдельную семью. Это различие (и переход) в действительности очень важно для правильного и здорового почтения родителей, особенно, когда мы уходим от них и прилепляемся к супруге/супругу: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Бытие 2:24). Чтобы чтить своих родителей так, как этого требует Бог, молодой муж или жена должны оставить их так, как этого требует Бог, устанавливая новые четкие границы. Родителям дана временная власть над детьми, но они также одарены вечным почтением. Не важно, какими взрослыми, зрелыми и независимыми мы стали, Бог говорит нам:
«Слушай, что говорит твой отец. Без него не был бы ты рождён, и почитай мать твою, даже когда она станет старой» (Притчи 23:22, Современный перевод).
Если, оставив своего отца и мать, мы перестали их слушать или начали их презирать, то мы не оставили их так, как Бог повелел это сделать. По-настоящему оставить родителей становится жизненно важным для нашей верности с возрастом и вступлением в брак, и настоящее непрекращающееся почтение – выслушивать, уважать, заботиться, праздновать, благословлять – так же жизненно важно.
Слово к тем, кто чтит родителей
Раз Бог повелевает нам чтить своих родителей, значит можно предположить, что у нас возникнет искушение их не уважать. Также можно предположить, что чтить родителей иногда будет трудно, запутано и даже болезненно. Если бы было всегда легко любить родителей, то нам бы не понадобилась заповедь чтить их. Я недавно стал отцом, но уже понимаю, что моему ребенку будет не всегда легко меня любить. Нам даны заповеди – почитать своих родителей, быть честными, противостоять сексуальным искушениям, отказываться от алчности и зависти, любить своего ближнего - как раз потому, что верно исполнять их будет не просто, не естественно и не легко.
Поскольку чтить родителей часто будет не просто, Бог дает нам эту заповедь, а также обетование. Вновь обратимся к апостолу Павлу, повторяющему заповедь: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать» — это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Ефесянам 6:1-3).
Тем, кто чтит своих отца и мать, Бог обещает жизнь, радость и безопасность, которых не испытают другие. Обратите внимание, что это относится не только к Израилю в Ветхом Завете, но и к современной церкви. Павел возрождает и заповедь, и обещание. Обетованная Земля, правда, находится уже не в земле ханаанской, но на открытых полях, среди высоких гор и нетронутых берегов новой земли – нового неба и новой земли, где обитает Бог (Откровение 21:1-3). Наши души вдыхают этот воздух и блаженство уже сейчас, живя во Христе на проклятой и погибающей земле.
Данное обещание не гарантирует, что у тех, кто чтит родителей, жизнь на земле (или отношения с родителями) обязательно будут лучше и проще. Но постоянное почтение к отцам и матерям, особенно когда это не просто, подтверждает, что мы чудесные дети - дети обетования, дети небес, избранные и драгоценные дети своего небесного Отца.
Автор — Маршалл Сигал / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Осипенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Думаю, есть разница между «Без него [отца] не был бы ты рождён» (Совр. пер.) и «он [отец] родил тебя» (Синод. пер.).