Полемика касательно раввинистической традиции
Несколько месяцев назад (статья написана в декабре 2008 года — прим.ред.) здесь в Израиле разгорелся интенсивный спор в еврейском мессианском сообществе. Израильский лидер мессианского сообщества, являющийся сторонником раввинистического иудаизма, направил приглашения коллегам-лидерам собраться вместе для обсуждения нашего отношения к еврейским раввинистическим традициям. Другой лидер дал ответ всем имеющим к этому отношение, интенсивно отвергая саму идею иметь какое-либо позитивное отношение к раввинистическим традициям. Пользуясь терминологией Иешуа, он назвал их “закваской фарисейской” и высказал довольно строгие предупреждения. После таких кардинально расходящихся мнений созвали съезд лидеров для дискуссии. Спор был очень жарким и большинство собеседников буквально перекрикивали друг друга. Однако был достигнут некоторый прогресс.
Два основных фактора, из-за которых раввинистический иудаизм имеет очень негативный отклик в Израиле. Первое — это светское мышление большинства израильтян; они видят ультра-ортодоксальных евреев как паразитическое движение в Израиле. Они ассоциируют ультра-ортодоксов с антисионизмом. Они отмечают тот факт, что многие живут на благотворительность и не хотят работать, чтобы заработать на жизнь, вместо этого они проводят целые дни, обучаясь в ешивах. Движение ортодоксальных поселенцев видится многим как препятствующее мирному процессу и довольно агрессивное в своих требованиях и поведении. Напротив, современные ортодоксальные евреи служат в армии, работают и платят налоги. Тем не менее, негатив от этого всего довольно велик. Второе — влияние некоторых течений христианства, у которых нет позитивного отношения к Торе. Добавьте к этому то, что религиозные евреи в стране противостоят нам, и вы получите хорошее представление о ситуации.
У Tikkun Ministries (название служения автора статьи — прим.пер.) и связанных с ним служений есть некий подход к раввинистическому наследию нашего народа, который, как я верю, является как полезным, так и важным, и с теологической перспективы, и с точки зрения практического вклада в израильское общество.
Еврейское раввинистическое наследие — это смесь
Библия призывает нас оказывать честь тем, кому она полагается (Римлянам 13:7). Те, кто дал нам пост-библейское еврейское наследие, должны быть уважаемы за всё доброе, правильное и прекрасное в наследии нашего народа. Большинство культур имеют благородные традиции и практики по благодати Божьей, данной людям. Для нас как евреев еврейское наследие исходит от наших праотцов и нашего завета с Богом как его народа. Полное отвержение всего доброго и разумного в нашем наследии равносильно отказу от наших предков и завета. Это нарушает заповедь почтения к родителям; это отрицает Божью верность и Его постоянное участие в жизни своего народа. Когда мы думаем об иудаизме, стоит помнить, что традиционный молитвенник — сиддур — полон библейского материала. Сиддур снова и снова утверждает, что наше спасение — только по милости и благодати Божьей. Он подтверждает Божьи обетования, данные Израилю, и обетования об искуплении всего мира. Он включает в себя великое исповедание веры (Амида), основанное на Библейских обетованиях и восходящее ко временам Иешуа.
Есть и много другого хорошего. Есть прекрасный пересказ истории Песаха и даже церемония скорби о страданиях египтян. Наши дети отвечают на четыре вопроса о том, чем пасхальная ночь отличается от всех других ночей. Есть три листа мацы (пресного хлеба), преломление среднего листа мацы, который прячется и возвращается в конце ужина. Это по всей вероятности память о Иешуа, тело Которого было ломимо и спрятано в могиле до воскресения. Есть традиции еврейской свадьбы, приведение невесты под особый свадебный полог (хупу) и символы крови завета. У нас есть счастье собираться семьёй в Эрев Шаббат (вечер пятницы) и наслаждаться праздничной едой и глубоким смыслом вхождения в покой.
Однако, надо быть честными и отметить то, что не является хорошим. Есть раввинистические законы, которые противоречат Писанию, и множество правил, основанных на законах Храмовой чистоты. Всем евреям предписано соблюдать эти законы. Это как если бы раввины хотели поставить каждую часть жизни под определенный контроль. Есть законы о том, как вы можете и как не можете счищать грязь в Шаббат, законы о молочной и мясной пище, и множество других ограничений. Пожалуй, наиболее тревожной является глубокая приверженность традиции, отвергающей едино-множественную природу Бога и выступающая против воплощения Бога в Мессии. И это только некоторые примеры множества проблемных вопросов в раввинистическом иудаизме.
Праведное сердце оценивает правильно
Иногда те, кто влюблён в раввинистические традиции, в конечном итоге защищают недопустимое. Это часть человеческой склонности к поклонению самому себе или чьему-то народу; гордость берёт верх. Наш взгляд на раввинистическую традицию таков: мы должны принимать доброе и отвергать худое и то, что не согласуется с буквой и духом Библии. Кроме того, принятие любой традиции, о которой нет ничего в Библии, даже если она хорошая, должно проходить только под водительством Духа; кроме этого не может быть других правил.
Только человек с обновлённым разумом (с правильно расставленными в сердце приоритетами) может правильно оценить эти вещи, поскольку оценка зависит от личности в целом. Я побывал во многих странах и в своем учении акцентировался на том, что мы должны понимать центральность Иешуа и силу Духа как первичные. Если это не установлено, мы не будем в состоянии строить зрелые суждения. Иешуа должен быть явно центральным и преобладающим в нашей проповеди и нашем прославлении. В Иоанна 5 Иешуа говорит о том, что мы должны чтить Сына так же, как чтим Отца. Только так мы можем иметь сильное Присутствие Божие в наших собраниях. Мы должны учить людей искать присутствия Духа и получать Его силу, без которой мы не можем выполнять Божьи дела любви и служения.
Чтобы подчеркнуть это учение, я придумал акростих: О.И.Д.Т.Р. Он показывает приоритеты в том, к чему мы должны стремиться. Во-первых, мы подчеркиваем Отца и Иешуа в нашем прославлении и учении. Это согласуется с сутью Нового Завета и последовательными и множественными подтверждениями того, что Иешуа — полностью Бог и полностью человек. Потом мы подчеркиваем Духа, без которого у нас нет возможности подчиняться и распространять Божье Царство. Дары и сила Духа — решающие. После этого идёт Тора — учение о Божьих путях — собственно, сами заповеди. И последним в приоритетах стоит Раввинистическое наследие, которому отводится почетное место, но только в согласовании с предыдущими частями акростиха.
Пост-библейское христианское понимание также является источником мудрости, при условии, что оно не противоречит Писанию. Я думаю, что, если мы будем придерживаться такого правильного порядка, то мы увидим сильное и динамичное еврейское выражение нашей веры. Я опять подчеркиваю это, как и в моей предыдущей статье о стремлении к еврейской аутентичности. Повторение — мать учения!
Автор — Дэн Джастер / tikkunministries.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!