Я помню, как впервые услышал знаменитый первый тезис Лютера: «Когда наш Господь и Учитель Иисус Христос сказал: «Покайтесь», Он пожелал, чтобы вся жизнь верующих была жизнью покаяния». В то время, как окружающие меня торжественно кивали, в моей голове мелькнула мысль куда как менее священная: «Ага, звучит забавно».
Я знал, что жизнь покаяния пойдет мне на пользу, как и то, что поход к дантисту полезен. Я не ожидал, что мне придется всю жизнь думать о себе плохо. Разве это не наказание, тыкать собаку носом в сделанную ей кучу? Моя детская вера воспринимала слова так: «Христианская жизнь — это сидеть в углу и бормотать извинения». Необходимо? Возможно. Захватывающе? Вообще нет.
Моя жизнь покаяния до сих пор представляла собой одну и ту же печальную ноту на повторе. Всякий раз, когда я испытывал возвышенное чувство собственного греха, я бросался в глубокую яму покаяния. Как и Иона, я признал себя виновным и готов был к тому, чтобы меня бросили в море. Или как блудный сын, я долгим путем возвращался домой, размышляя о том, как недостоин я быть Его сыном и что со мной следует обращаться как с наемником.
Я заслужил отчаяние. Я бы не стал, не мог стремиться к счастью. Я согрешил. Мне нужно было отсидеть свой срок, прежде чем я снова смогу свободно улыбаться. Я не знал — да и еще узнаю – что такое радостная жизнь покаяния.
Помилуй меня
В своем любимом покаянном псалме царь Давид показал другой подход к покаянию.
Отчаявшийся и согрешивший царь написал 50-й псалом, переживая самые мрачные дни, что он подробно описал в самом начале: «Начальнику хора. Псалом Давида, Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии».
В то время, когда цари отправлялись на войну, Давид увидел с крыши обнаженную женщину. Он позвал её и взял к себе; она зачала. Чтобы скрыть грех, Давид устроил смерть её мужа. После того, как Урия умер, Бог послал пророка Нафана встретиться с Давидом лицом к лицу, и открыто обличить его за прелюбодеяние и убийство. Под густыми тучами греха Давид садится и пишет этот псалом, начав единственным способом, доступным грешникам: умоляя Бога о милости.
«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Пс. 50:3)
Сокрушенные кости грешника
Я понимал скорбь Давида о грехе. Я знал, как грех возмущает мой дух, заставляет совесть ругать меня и возлагает на мою душу сокрушительный груз Божьего недовольства.
Давид описывает этот опыт, говоря, что Бог сокрушил его кости (Псалом 50:10). Тяжесть греха давила на само его существо, до костей, разрушая его внутреннего человека. Грех разъедал его, как он описывает в другом псалме: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего» (Пс. 31:3). Я узнал, как грех разрушает человека.
И хотя сегодня некоторые пытаются избавить нас от чувства сокрушения, которое порождает наше беззаконие, Давид знает, что такая суровая реакция на грех уместна.
«Жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:18–19)
Истинно кающееся сердце, которое Бог ни в коем случае не презрит, сокрушено и раскаяно пред Богом, а не беспечно и равнодушно. Сокрушение я знал; горькую чашу раскаяния я вкусил. Поэтому, думая о жизни покаяния, я представлял, что переживаю только эту темную и бурную ночь, сижу под проливным дождем, с раскаянием растираю грязь по голове и жду, когда вернется Божья благосклонность.
Помоги мне снова улыбаться
Но Давид говорит дальше. Он просит нечто, что изменило моё отношение к покаянию:
«Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные» (Пс. 50:10)
«Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс. 50:14)
Радость и веселье? Пусть возрадуются сокрушенные кости?
Давид, ты совершил прелюбодеяние с Вирсавией и организовал смерть ее мужа – и ты просишь Бога вернуть тебе радость? Серьезно ли ты относишься к своему греху? Волнует ли тебя боль, которую ты причинил? Как ты можешь так быстро просить о восстановлении радости, в то время, как тело Урии все еще лежит свежим в могиле? Такие вопросы не отпускали меня.
Посмотрите на прекрасный коллаж истинного покаяния: оно склоняет голову в сокрушении и раскаянии, заставляет нас признать тяжкий грех перед Богом, которого мы оскорбили, и в то же время оно побуждает нас просить о большем счастье в Боге. Имея сокрушенные кости, Давид смело просит об уделе праведников — радости. Он слышит обвинения, стоны и мучительную тишину, но просит опять услышать прежнюю музыку и праздничное пение; он пойман и зажат в пещерах вины, но хочет вновь ощутить солнечный свет спасения.
Его покаяние перед Богом — это мольба о милости и возвращении к Богу, чтобы больше радоваться в Нем. Он хочет прощения, очищения, обновленного духа — чтобы снова ходить с Богом, как бы обнаженным и не имеющим стыда. Этот блудный сын знает о безграничной любви Отца и просит принять его как сына, как любимого. Хотя он недостоин, он жаждет вернуться к столу Отца, просит о близком причастии, о том, чтобы его сокрушенные кости снова возрадовались из-за непоколебимой любви Отца.
Восстанови меня, а затем и других
Из молитвы Давида я понял, что лютеровское видение покаяния на протяжении всей жизни означает обращение от разбитых водоёмов к источнику живой воды (Иеремия 2:13). Оно означает жизнь в восстановлении, обновлении, счастье и близость к Богу. Я узнал, что жизнь без покаяния заставляет нас делать шаги всё дальше и дальше от Бога и скрывает нас от счастья. И эта радость, вместо того чтобы быть взбитыми сливками на вершине спасения, необходима для того, чтобы продолжать жить в нем, она является топливом для упорства в вере и послушании.
И чтобы мы не подумали, что это эгоизм, обратите внимание, как он планирует, чтобы его радость выходила за пределы его самого.
«Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» (Пс. 50:15).
Хотя покаяние неизбежно носит личный характер, всё же оно не только личное.
В отличие от застойного болота, истинное покаяние течет все дальше и дальше. Здесь Давид решает, что очищение, радость, обновленный дух отправят его учить других людей, погрязших в грехе. Он решил, что если Бог дарует ему свое прощение и присутствие, то он пойдет и будет способствовать покаянию других людей, что приведет к их возвращению.
Новый год, новое покаяние
Живете ли вы христианской жизнью покаяния?
Возможно, некоторым из нас в этом году нужно принять другие обещания. Часто мы отворачиваемся от прошлого года с его неудачами в сторону того, что, как мы надеемся, будет светлым будущим. Весь смысл новогодних обещаний обычно обращен исключительно к тому, что впереди — мы решаем поступать правильно, быть лучше и жить лучше, начиная с сегодняшнего дня.
Но как христиане, мы помним, что не можем просто оставить все позади. В уходящем году мы говорили и делали вещи, о которых, возможно, не знает ни один живой человек, но которые не исчезнут тихо перед обещаниями никогда больше не повторяться. Некоторые из наших самых острых разочарований в уходящем году стали результатом греха — а грех нужно признать, исповедовать, покаяться в нем, а не хоронить под несколькими благими намерениями.
Так что пусть январь ознаменует новое начало покаяния. Покаяние само по себе — это своего рода январь, новизна, через которую Бог обновляет в нас правый дух и восстанавливает первую радость нашего спасения. Принесите грех или два к ногам милостивого Отца, попросите прощения через Кровь Христа, попросите освежить радость вашего спасения и идите вперед, рассказывая другим о радостном покаянии, которое вы обрели в Господе
Автор — Грег Морзе / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!