С 1 июня по 1 декабря 2013 «Евреи за Иисуса» проводили обширное статистическое исследование мессианских евреев в Северной Америке, опросив 1567 респондентов. Это исследование обновило данные подобного, имевшего место в 1983 году, ровно тридцать лет назад. Результаты составили, таким образом, портрет, но лишь частичный. За каждыми «15%» или «168 респондентами» скрываются личные истории поиска и нахождения, боли и потерь, борьбы и славы.
Тем не менее, было важно исследовать людей, что мы и сделали, фактически исследуя самих себя, Северо-Американское Мессианское движение. (Общемирового исследования еще следует дождаться.) Мы хотели бы знать больше о нашем жизненном опыте, потому что Бог работает в мире и призывает нас работать вместе с Ним. Наше исследование было призвано помочь нам понять наше изменяющееся движение и двигаться вперед, отталкиваясь от его результатов, предоставлять ресурсы и стимулировать развитие стратегии по достижению, соучастию и назиданию.
Как и предыдущее исследование, данное включало в себя возраст, происхождение и семью, образование, соблюдение религиозных канонов и призвание. Мы также вникали в формы соблюдения религиозных традиций, еврейские верования и еврейскую идентичность. Новый раздел, не являющийся частью опроса 1983 года, охватывает опыт участников исследования в том, как они услышали и откликнулись на Евангелие. Вместе с предыдущим изучением и данными Pew Study по еврейскому сообществу в целом, мы можем составить портрет мессианских евреев в Северной Америке. В этой статье рассматриваются несколько основных моментов, наше полное исследование на английском языке доступно онлайн здесь, с графиками и инфографикой.
Некоторые цифры
• Происхождение. Более 75% тех, кому 50 лет и старше, сообщили что оба их родителя были евреями. Но касаемо тех, кто родился после 1980 года (33 года и младше), всего 33% вышли из семей с двумя родителями-евреями. Это, вероятно, следствие большей доли мессианских евреев во втором поколении среди более молодых респондентов, что отражает смешанные браки их мессианских еврейских родителей. Это ведет нас к следующему пункту.
• Так же, как и остальные евреи, мы вступаем в смешанные браки, но немного чаще. Порядка 75% мессианских евреев состоят в браке с неевреями, немногим больше чем в данных за 1983 год. Этот процент выше, чем в других сегментах еврейского сообщества, таких как реформисты (50%) или «внеконфессионные» (69%). Смешанные браки заметно чаще встречаются среди респондентов старше 50 лет, с некоторым уменьшением общей тенденции среди мессианских евреев во втором поколении.
• «Мой сын — студент колледжа!» Мы умные... или, как минимум, образованные. Мессианские евреи показывают приверженность образованию, которая оказывается выше среди населения в целом, и равна, либо даже иногда превосходит таковую среди общего еврейского сообщества. К примеру, 28% евреев в целом заканчивают аспирантуру, среди еврейских верующих таковых 27%, в то время как в целом по США — всего 10%. В то же время, 42% среди общего населения США не продолжают обучение после школы, что характерно лишь для 9% мессианских евреев и 17% евреев в целом.
• Что в имени тебе моём? За последние три десятка лет произошли некоторые значительные тенденции в уходе еврейских верующих от идентификации себя как «евреев-христиан», в пользу «еврейских верующих» или «мессианских евреев.» Наибольший спад с 1983 года замечен в использовании названия «евреи-христиане» и также снижение самоидентификации как «иудеев-христиан». Интересно, что 28% вполне счастливы определять себя просто «христианами.» (Респонденты могли выбирать несколько ответов на данный вопрос)
• «Жить по-еврейски.» Мессианские евреи в 2013 принимали участие в еврейских праздниках больше, чем делали это в 1983 году, и значительно больше, чем в среднем по еврейской общине. Для всех возрастных групп наше участие возрастает после прихода к вере в Иешуа. В этой диаграмме Pew Study отслеживает еврейскую общину в целом, а также есть данные по мессианским евреям.
К тому же, отмечен рост в зажигании Шаббатних свечей после прихода к вере. Мы увидели последовательный рост в направленности, среди разных возрастных групп, к этой практике, наравне с общим соблюдением Шаббата, изучением иврита, интересом к чтению еврейских СМИ и соблюдением кашрута. Примечательно, что после прихода к вере, еврейские верующие всех возрастных групп показывают очень значительный рост в направлении практики тиккун олам (социальной активности, буквально «исправления мира»).
• Поклонение. Также примечательно, что больше еврейских верующих посещает церкви, чем мессианские общины. Существенная часть посещает «общины» (наше название для сообществ церквей, внеденоменационных церквей или некоторых из наиболее недавно возникших «движений», в которых внеденоменационные церкви превратились в связанные общины в разных городах). Большинство, правда, все таки посещает мессианские общины чем «традиционные» (Римо-католическую, Епископальную, Методистскую, Лютеранскую, Пресвитерианскую), баптистские или харизматические общины. Пять процентов сообщили о посещении одновременно как мессианской общины, так и христианской церкви. Существует также постоянный процент мессианских евреев всех возрастных групп, принимающих участие в религиозной жизни поместных синагог за рамками мессианского еврейского сообщества.
Наш семейный портрет в 2013. Часть первая — наша идентичность
Эти несколько «мазков» в общем портрете, казалось бы, указывают что мессианское еврейское сообщество имеет высокий процент смешанных браков, и что большинство из нас предпочитает посещать церковь, а не мессианскую общину. И все же, в противовес некоторому общепринятому мнению, наше сообщество сохраняет сильно чувство еврейской идентичности в том, как мы называем сами себя, в каких еврейских мероприятиях участвуем и как поклоняемся (например, до определенной степени продолжение идентификации себя с не-мессианскими синагогами). Статистика, конечно, не аксиома, и оставляет достаточно пищи для размышлений о том, как сохранение и выражение еврейства может наилучшим образом поддерживаться из поколения поколения, и в ситуациях со смешанными браками.
На пути к вере
Многим еврейским верующим крайне интересно узнать, как их собственный опыт соотносится с опытом прочих мессианских евреев, когда дело доходит до вопроса пути к вере. Вот что мы обнаружили:
• Начало пути. Мы начинаем в молодости. Средний возраст первого слышания Евангелия 17 лет, а возраст принятия подлинного шага веры — 22 года. Среди всех возрастных групп, большинство людей отметили, что услышали благую весть когда им было 25 лет, хотя немало и тех, кто не слышал ее до более позднего возраста. И хотя средневзвешенные результаты — 17 лет и 22 года, обычно это происходило позднее, свидетельствуя о том, что люди откликаются на Евангелие гораздо позже, даже если впервые слышат его в юности.
• Кто сказал нам? Как и ожидалось, наиболее распространенным путем того, что кто-то услышал Евангелие в еврейском сообществе, является личный разговор. Однако, наблюдает рост числа тех, кто услышал его в церкви, в мессианской общине или в разговоре с родственником. Остальные услышали его напрямую из Писания, на публичном мероприятии или из трактатов и прочей литературы. Меньше всего тех, кто услышал благую весть через онлайн-ресурсы или социальные медиа; мы можем ожидать значительного изменения этого сегмента в будущем.
• Как мы откликнулись на Евангелие? Примерно поровну было тех, кто ответил позитивно или негативно, и значительное число «проявило интерес.» В целом, по данным — смесь позитивных и негативных откликов среди всех возрастных групп. «Итак произошла о Нём распря в народе» (Иоанна 7:43) — остается актуальным сегодня так же, как и в первом веке. После слышания Евангелия, люди предпринимают разные действия: чаще всего, читают Библию и после продолжают общение с подтолкнувшим их к этому человеком, а затем просят Бога показать им, где истина. Явное меньшинство пытается доказать, что Евангелие не истинно, и наименее всего тех, кто пытались поговорить с раввином.
• Точки давления и связанный с ними опыт. Мы получили комментарии, указывающие, что основной точкой давления в приходе к вере является вопрос о том, как это отобразится на отношениях в сообществе (включающем в себя еврейскую общину плюс членов семьи); далее следует давление со стороны друзей, школы или коллег на работе. В частности, страх перед неверностью своему воспитанию, происхождению и/или еврейскому сообществу был особенной точкой давления для группы старше 50 лет. Страх перед изменениями в жизни был также значителен, равно как и осознание греха (гораздо более позитивный вид давления!). Хотя все возрастные группы испытывали на себе влияние этих факторов, похоже что давление, в особенности со стороны сообщества, является наименее значимым фактором для молодого поколения.
Наш семейный портрет в 2013. Часть вторая — наше путешествие веры
Эта вторая подборка показывает сообщество, которое рано услышало Евангелие в своей жизни, через персональный контакт (как и предполагалось), будучи наиболее частым фактором представления кому-либо Евангелия. Наши ответы, как и в случае с мессианскими евреями предыдущих поколений, показали смесь позитива и негатива, наиболее распространенным из которых является исследование или чтение Библии — опять таки, не удивительно, поскольку тексты Писания являются ареной дискуссий о мессианстве Иисуса. И, приход к вере никогда не бывает простым для еврейского народа — давление со стороны общины и семьи по-прежнему занимает важное место, хотя это и в меньшей степени касается молодых поколений.
И что? Новости, которые мы можем использовать
Статистические данные — помощь для понимания и побуждения к действию. Вот несколько практических моментов, проистекающих из нашего исследования:
1. Представление и ответ на Евангелие не особо изменились за эти годы. Личный контакт, чтение Библии и разные виды давления со стороны еврейской общины и семьи остаются стабильными факторами, начиная с первого века. Это значит, что нам нужно строить отношения, сделать доступной Библию и признать, а после решить вопрос с точками давления. В этом нет ничего нового, но лучше повторить еще раз. Когда мы поощряем христиан-неевреев делиться Евангелием со своими друзьями-евреями, точки давления должны быть особенной темой разговора, чтобы помочь этим христианам решить проблемы, с которыми мы все, как мессианские евреи, очень хорошо знакомы.
2. Более спорный момент, но исследования показали — смешанные браки, лишь один из двух родителей еврей, посещение церкви вместе мессианской общины не приводят к уменьшению еврейской идентичности или даже еврейской практики. Отметим, что это истинно для данного исследования; если бы мы исследовали еврейское верующее сообщество в году, скажем так, 1930, мы могли бы коррелировать смешанные браки с потерей еврейской идентичности. Это спорно, поскольку некоторые верят, что брак с еврейским партнером и/или участие в мессианской общине необходимы для поддержания еврейской идентичности из поколения в поколение. Статистические результаты хороши лишь в случае их интерпретации, так что этот вывод требует дальнейшего исследования, особенно в соотношении с опытом более широкого еврейского сообщества.
3. С точки зрения соотношения с более крупным еврейским сообществом, мессианские евреи в Северной Америке больше схожи с Американской/Канадской еврейской общиной, чем с населением США в целом, в таких вопросах как еврейские районы проживания, образование и род занятий. Наши предпочтения в определении самих себя и наш уровень религиозного соблюдения свидетельствует о продолжении идентификации себя с еврейским народом. Хотя есть и много разнообразия в мессианском еврейском сообществе, это также отражает разнообразие в общееврейском сообществе. Мы, в своих темпераментах, склонностях и деятельности являемся частью всего сообщества и более того, мы чаще активно ищем способы быть частью этого сообщества, например, через посещение синагоги. Это действительно так, хотя еврейское сообщество и продолжает оказывать выталкивающее давление на нас из-за еврейского восприятия Евангелия. Это говорит о том, продолжая ведущийся разговор, в какой мере мы должны пророчески быть готовы к испытаниям, и все же стремиться остаться частью более крупного еврейского сообщества.
4. В конце концов, это Северо-Американское исследование. «Оценка может меняться» для мессианских евреев в Израиле, бывшем Советском Союзе, Западной Европе и еще где угодно. На самом деле, результаты будут хотя бы отчасти другие. Будет важно сравнить наше мессианское сообщество с другими исходными данными, чтобы понять, какие подходы мы должны рассмотреть во взращивании нашего собственного еврейства — и донесении Евангелия нашему народу по всей земле.
Авторы — Andrew Barron, Rich Robinson / jewsforjesus.org
Перевод — Алекс Фишман специально для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!