Из серии: «Последний ужин и четыре разговора» (Луки 22:14-38).
Проводя Свой последний вечер с учениками за Пасхальным ужином, Иисус вновь обращает внимание на Себя – как на самого простого слугу и добровольную жертву. Он говорит не только словами, но и символами. Хлеб и вино, которое они вкушают – это Сам Христос, Его жизнь: «это есть тело Мое, которое за вас предается» (19), «сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (20).
После этого следует первый застольный разговор – разговор о предательстве. Иисус прямо говорит, что предатель находится за столом, что заговор в действии, но это Его не смущает и никак не сможет нарушить план спасения (21-23). Эти слова вызывают спор среди учеников, которые пытаются выяснить, кто же именно предатель, кто из них самый подлый, самый грешный, самый худший.
Этот первый плавно переходит во второй – о том, кто из них самый лучший, самый достойный.
«Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.
Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» (24-30).
Мы не знаем содержания спора между учениками, характер их аргументов, кто и что говорил. Мы знаем одно: Иисус решительно прерывает этот спор как неуместный и напоминает ученикам три важные истины.
Во-первых, Иисус утверждает, что Его община должна отличаться от окружающего общества. В ней власть принадлежит слугам. В ней сам характер власти другой – не насильственный, но смиренный. В общине Иисуса все с готовностью меняются местами – уступают лучшие места друг другу и считают это естественным.
Во-вторых, Иисус призывает учеников ориентироваться не на царей и господ этого мира, но на Его личный пример. Настоящий господин всегда готов послужить, он не считает это унижением.
В-третьих, Иисус завещает власть в Своем Царстве тем, кто в этой жизни готов смиряться и служить. Настоящий слуга рано или поздно будет господствовать.
Церковь – спорящая или служащая?
«Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий» (25-26).
Пресекая ненужный спор, готовый затянуться до утра, Иисус приглашает учеников подняться на новый уровень.
Зачем вам меряться ростом, силой, влиянием, славой? Зачем себя сравнивать с другими?
Я люблю каждого из вас. И Я показал Собой пример того, как вы должны относиться друг ко другу.
Что вам цари и господа земные? Вы не должны быть как все, вы не должны им подражать, вы должны выделяться.
Все хотят быть больше и лучше? Это не приводит к миру и единству, это лишь разрушает.
Ты хочешь созидать? Тогда будь меньшим.
Личный пример Христа задает новый стандарт отношений. Для всех человеческих сообществ быть слугой – унизительно. В общине Иисуса – это привилегия и радость.
Церковь наименьших
«Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (27).
Итак, Иисус останавливает Своих учеников, потому что желает создать из них особую общину, в которой служение будет честью, а смирение – достоинством. Такую общину можно назвать общиной наименьших, т.е. общиной, в которой каждый считает себя наименьшим, и благодаря этому все друг друга возвышают, не унижают.
Церковь наименьших – это вызов миру, в которой правит жажда власти, и это вызов церкви, в которой часто правят двойные стандарты, в которой ученики Христа хотят обладать Его властью и при этом не хотят обладать Его характером
Что будет, если каждый скажет о себе: я наибольший? Тогда наша церковь будет церковью спорящей.
Что будет, если каждый скажет о себе: я наименьший? Тогда наша церковь будет церковью служащей.
Там, где каждый считает себя наибольшим, невозможно не рассориться.
Там, где каждый считает себя наименьшим, поссориться будет невозможно.
Там, где каждый считает себя выше и правее, там споры не прекращаются.
Там, где каждый считает себя слугой, спор заканчивается, и даже не начинается.
Если я спрошу, кто хочет быть лидеров, — увижу лес рук. Если спрошу, кто хочет быть слугой – увижу растерянных и раздосадованных людей.
Слуги становятся царями
«Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» (28-30).
Правда в том, что в царстве Бога и в церкви Христа нет места для тех, кто не готов быть слугой, там каждый лидера – слуга, там каждый слуга – лидер. Здесь все становятся слугами, чтобы затем стать царями и судьями.
Для обычных людей путь слуги – путь только вниз. Для учеников Иисуса это путь к славе.
Тот, что был с Христом в трудностях, получает в завещание Божье Царство. В Царстве Божьем ныне служащие будут начальствовать и судить. Царство Иисуса – это Царство слуг, там не будет никого кроме слуг, туда войдут только служащие, научившиеся служить, полюбившие служить.
В книге Деяний святых апостолов мы видим начало этого Царства, церковь наименьших. Спор учеников закончились. Теперь они едины в Иисусе, они служат Ему и друг другу, им нечего больше делить, не о чем спорить, незачем меряться друг с другом. И в этом состоянии они исполняются Духом Святым.
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деян. 2:1-4).
То, что они были единодушны в смирении друг перед другом и подчинении Христу, сделало возможным удивительный рост церкви. В один день группка верных учеников, единых в духе смирения и служения, превратилась в многотысячное движение.
Там, где продолжаются споры о том, кто первый и лучший, всегда будет разделение и рассеяние. Там, где каждый почитает другого выше себя, а все вместе именуются рабами Христа, всегда будет единство и умножение.
«И присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (41-47).
Эта церковь наименьших продолжает расти. Эта церковь будет царствовать и судить.
Давайте сегодня спросим себя:
Какой церковью мы хотим быть?
Церковью наибольших?
Или церковью наименьших?
В церкви наилучших и наибольших Христу места нет.
Мы рискуем остаться там сами по себе.
В церкви наилучших спор будет продолжаться до того момента, пока все не разругаются и не разойдутся, пока в ней не останется один единственный, самый лучший.
Что держит нас вместе? Только послушание и подражание Иисусу, Который стал наименьшим, стал служащим.
То, что Иисус показал Собой, должно отражаться в церкви. Поэтому церковь – это церковь наименьших, церковь слуг.
«Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1 Петра 5:5)
А что значит назвать себя наименьшим?
Это значит прекратить пустой, отвлекающий спор с другими людьми и направить свое внимание на Иисуса, чтобы слушать Его слова, учиться на Его примере, быть как Он и жить как Он.
Ты готов быть слугой, подражая примеру Иисуса? Тогда добро пожаловать в настоящую церковь, церковь наименьших.
автор — Михаил Черенков / cherenkoff.blogspot.com
Последнее: 26.07. Спасибо!