Ханука — это еврейское Рождество? Конечно же, нет. Современный праздник Рождества и Ханука отмечаются каждый год примерно в одно и то же время, но история этого еврейского праздника не связана с рождением Иисуса.
Однако это не означает, что Ханука не может рассказать нам об Иисусе. В Евангелии от Иоанна 10:22–42 апостол показывает нам, как Иисус исполняет три ключевых элемента этого еврейского праздника — героя, храм и свет. Давайте посмотрим, чему хочет научить нас Иоанн, изучив для начала предысторию праздника.
Происхождение праздника
Ханука известна как праздник Обновления (Иоанна 10:22) или праздник Огней. Ханука не упоминается в Ветхом Завете. Её возникновение приходится на межзаветный период, на время одного из самых героических эпизодов в истории Израиля (167–164 гг. до н.э.; см. 1 Маккавейская 3–4; 2 Маккавейская 8:1–10:18). Антиох Эпифан, что означает «проявленный бог», один из преемников Александра Македонского, стремился объединить свою империю, установив единую религию. Следовательно, иудаизм и его обычаи — соблюдение субботы, чтение Священного Писания и обрезание мальчиков — были объявлены вне закона. Также был осквернён Храм, когда в нём в жертву Зевсу принесли свинью.
Под предводительством Иуды Маккавея (это прозвище, означающее «молот») еврейский народ вёл партизанскую войну против сил Антиоха. Несмотря на значительное превосходство в численности, еврейские повстанцы одержали удивительную победу и вернули Храм. 25 кислева 164 г. до н.э. осквернённый храм был заново освящён и были принесены жертвы Богу в соответствии с Законом Моисея.
Народ радостно праздновал повторное освящение Храма восемь дней. По завершении торжеств было постановлено проводить подобный праздник каждый год, начиная с 25-го Кислева (1 Маккавейская 4:36–39). Это не был один из обязательных паломнических праздников, заповеданных в Исход 23, но те, кто праздновал его, переживали дни, наполненные великой радостью. Ханука продолжает праздноваться в еврейских домах и сегодня.
Иисус и Ханука
Иоанна 10:22–42 завершает цикл праздников, описанный в Евангелии от Иоанна 5:1–10:42: Шаббат (глава 5), Песах (глава 6), праздник Кущей (7:1–10:21) и праздник Обновления (10:22–42). Иоанн показывает, как Иисус исполняет эти великие еврейские праздники и как каждый праздник в большей полноте раскрывает личность и работу Иисуса. Что Иоанн хотел, чтобы мы узнали об Иисусе из его рассказа о Нём, присутствовавшем на празднике Обновления?
1. Иисус как герой Хануки
Праздник Огней должен был напоминать народу о героическом предводительстве Иуды Маккавея. Однако в Иоанна 10 среди них стоял некто более великий, чем Иуда. Личность Иисуса ещё больше вырисовывается в этом отрывке и во всём Евангелии от Иоанна. Заявление о цели Иоанна, которое находится в 20:31, гласит: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Два титула, которые Иоанн подчёркивает в этом заявлении: «Христос» (Мессия) и «Сын Божий», помогают нам понять, для чего Иисус пришёл на праздник.
Хотя Иуда был героическим военным деятелем, он был всего лишь человеком. На празднике Иисус объявил себя одновременно Мессией и Сыном Божьим. Иудеи попросили Иисуса «прямо» сказать им, Мессия ли Он (10:24). Если они и не были уверены в том, кем считал себя Иисус, то это стало ясно, когда Он провозгласил: «Я и Отец — одно» (стих 30).
В то время как Иуда потерял много людей в битвах с сирийцами, овцы Иисуса находятся в вечной безопасности. Овцы слышат Его голос и следуют за Ним (стихи 26–27). Они остаются в двойной власти Сына и Отца (стихи 28–29).
2. Иисус как ханукальный Храм
В то время как люди радовались и праздновали очищение и повторное освящение храма, посреди них стоял Тот, Кто больше храма (Матфея 12:6). Храм, которым так гордился еврейский народ, был разрушен римлянами в 70 году нашей эры. А с точки зрения первых последователей Иисуса, Храм был заменён в 30 году нашей эры, за десятилетия до разрушения римлянами. Божья слава когда-то обитала в Скинии, а затем в Храме, но Божья слава, шехина, теперь обитала в Его Сыне. Как это описывает чудесным образом Иоанн: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоанна 1:14).
В начале служения Иисуса Он называл себя новым храмом. В Евангелии от Иоанна 2:19 Он сказал религиозным лидерам в Иерусалиме: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Иоанн сообщает нам, что Иисус говорил о храме своего тела (2:21). Храм, который так много значил для еврейского народа, особенно во время праздника Обновления, был всего лишь временным средством до появления этого истинного храма.
Своей жизнью, смертью и воскресением Иисус заменяет Храм и становится местом, где мы встречаемся с Богом и переживаем Его славу.
3. Иисус и огни Хануки
Образы света играют важную роль в Хануке, поскольку свет храма был угашен во время сирийского осквернения, а затем восстановлен Иудой Маккавеем. Но Иоанн хочет, чтобы мы увидели, что Иисус — свет, который сияет ярче, чем огни Хануки. В Евангелии от Иоанна 8:12 Иисус сказал: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
Это то, чего Иуда Маккавей никогда не мог сказать. Тьма, охватившая еврейский народ во время правления Антиоха Епифана, не была полностью устранена победой Иуды, но только победой Иисуса. И Иисус продолжает сиять во тьме, и силы тьмы никогда не одолеют Его (Иоанна 1:5). Грядёт день, когда новый Иерусалим не будет иметь нужды ни в небесных, ни в земных светилах, «ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Откровение 21:23).
Иисус — наш величайший герой. Иисус — наш великий храм. Иисус — наш великий свет. Иисус исполняет Хануку!
Автор — Уильям Ф. Кул / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!