Движение на шоссе остановилось — в обоих направлениях. Пока мы сидели, а время неуклонно шло, у нас усиливалось чувство, что я не успею на рейс. Пока мы ждали, что длинная очередь машин тронется с места, нас охватывало беспокойство. Мы были готовы и с нетерпением ждали вылета, опасаясь, что я останусь, когда самолет взлетит.
Праздник Опресноков — это взгляд назад и воспоминание о такой тревоге, готовности и ожидании скорого пути — о бегстве Израиля из рабства фараона в поклонение и служение Господу.
Контуры праздника
Инструкции для этого праздника можно найти в Левит 23:6–8, Числа 28:16–25 и Второзаконие 16:1–8. Из этих текстов мы узнаём, что Израилю было повелено праздновать Песах в сумерках вечером 14-го дня первого месяца года. Сразу за этим следовал праздник Опресноков, который длился ещё семь дней. В первый и последний дни этого праздника запрещалось заниматься любой обычной работой. Каждый день Господу приносились жертвы из продуктов питания. В течение всего этого периода нельзя было есть квасной хлеб. Фактически, в среде народа не должно было быть в течение праздника ничего квасного (Исход 12:15,19).
На древнем Ближнем Востоке был распространён как квасной, так и пресный хлеб. Пресный хлеб можно было приготовить в спешке, когда подавали еду неожиданному гостю (Бытие 19:3; 1 Царств 28:24). Квасной хлеб пекли, взяв кусочек старого заквашенного теста и замесив из него новое. Старые дрожжи заставляют новое тесто бродить и подниматься. Обычное использование пресного теста, когда требовалась скорость, связано с причиной праздника, которая ясно выражена в Исход 12:17; 13:3, 8–10 и Второзаконие 16:3. Праздник должен был стать напоминанием о поспешном исходе евреев, их ожидании и получении спасения от египетского рабства после последней казни.
Основное значение праздника
В Исход 12, когда Господь заповедует пасхальную жертву, которую Израиль будет приносить в ту ночь и ежегодно в воспоминание о своём спасении, Он говорит им, что они будут есть пасхальную трапезу с завязанными поясами, с сандалиями на ногах и с посохами в руках. Её нужно есть с поспешностью (стих 11). После смерти первенцев Египта народ Израиля будет изгнан из земли и не сможет ждать, пока поднимется квасной хлеб (стих 39). Опресноки, быстро приготовленные на праздник, стали называть «хлебом бедствия» (Второзаконие 16:3; ивр. עֳנִי/они — «горе, нищета, несчастье, бедность» — прим. пер.).
Условия и инструкции праздника помогают нам понять его основное значение для израильтян. Прежде всего, своей связью с Песахом и выходом из Египта опресноки напоминали израильтянам о безотлагательности их спасения. Чтобы участвовать в Божьем плане по превращению их из рабов фараона в Его собственный народ и нацию, евреям пришлось отправиться в путь той же ночью, неподготовленными и полностью зависимыми от Бога в предстоящем путешествии. С нетерпением ожидая окончания последней казни и осуществления обещанной защиты, они ели Пасху, а затем несли опресноки на своих плечах (Исход 12:34).
Ежегодное требование, чтобы никто не появлялся на праздник с пустыми руками (Исход 23:15), подчёркивало Божье обеспечение в пути, а затем и в Земле Обетованной. Само путешествие по пустыне было временем испытания, полной зависимости от Господа в ежедневной пище и воде (Исход 16–17). Даже несмотря на милостивое обеспечение Бога, израильтяне постоянно жаловались касательно еды, оставленной ими в Египте (напр., Числа 11:5). Праздничное воспоминание о Господнем благословении было необходимым напоминанием для народа, склонного к ропоту. Каждый год их возвращение к началу пути напоминало народу об их спасении от рабства и о чудесных промыслах Божьих с тех пор.
Исполнение и применение
Закваска по своей сути является морально нейтральным символом. Хотя большинство ветхозаветных жертвоприношений сопровождалось пресным хлебом, некоторые приношения включали квасной хлеб (Левит 7:13; 23:17). Закваска не символизировала грех в системе жертвоприношений. В Новом Завете символика аналогичная. Хотя метафорическое использование закваски часто носит отрицательный характер, символизируя распространение греха (например, Матфея 16:6; 1 Коринфянам 5:6–8), Иисус также использовал её и в положительном смысле, сравнивая распространение Царства Небесного с закваской (Матфея 13:33). По этим причинам нам не следует понимать Праздник Опресноков как связанный с метафорическим использованием закваски для описания распространения греха.
Вместо этого, правильным контекстом для понимания актуального значения и исполнения Праздника Опресноков является Песах. Их нельзя отделить друг от друга. Христос — Пасха наш. Его жертва обеспечила наше спасение и избавление, изображённые в Исходе. Праздник Опресноков был памятью об этом событии. Он напомнил Израилю, что именно той ночью им пришлось бежать из рабства. Они не могли ждать, пока хлеб поднимется. Чтобы отправиться в свой путь, им пришлось добровольно уйти неподготовленными и зависимыми от Бога.
Для нас контекст перевёрнут. Мы получили спасение, но с нетерпением ожидаем его осуществления. Поэтому мы призваны ожидать, бодрствуя. Вместо того чтобы знать, что мы уходим сегодня вечером, мы должны быть готовы к возвращению Христа в неизвестный нам час (Матфея 25:1–13). Ничто не должно занимать наше внимание настолько, чтобы мы были не готовы уйти, когда Он вернётся и мы будем призваны домой, чтобы предстать перед Ним (Луки 21:34–36).
Мы должны ожидать возвращения Царя так же, как израильтяне той ночью, с хлебным тестом на спине, в обуви и с посохами в руках. Подобно готовым израильтянам, мы не должны позволять чему-либо мешать нам быть готовыми к неминуемому возвращению Христа.
Автор — Дж. Майкл Тигпен / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!