Представьте себе праздник, когда дети наряжаются, гуляют по окрестностям в костюмах, радостно шумят и получают сладости. Нет, друзья, я говорю не о Хэллоуине. Я говорю о библейском еврейском празднике, в котором есть место и костюмам, и сладостям, и чтению Священного Писания.
Пурим — это библейский праздник, который отмечается в еврейских общинах по всему миру 14-15 числа еврейского месяца Адар. Это радостный праздник, в который евреи празднуют спасение своего народа, описанное в книге Есфирь.
Для многих христиан книга Есфирь — всего лишь ещё одна маленькая книга, затерявшаяся где-то в Ветхом Завете. Имеют ли эта странная книга и незнакомый праздник Пурим какое-либо значение для сегодняшних христиан?
Празднование освобождения
Евреи отмечают Пурим с маскарадами и другими праздничными мероприятиями. Они также читают Мегилат Эстер (Свиток Есфирь), который напоминает им об избавлении их предков от рук врагов.
В частности, еврейский народ вспоминает, как он был спасён от заговора персидского деспота и тирана Амана. Каждый раз, когда во время публичного чтения книги Есфирь упоминается имя Амана, присутствующие свистят и гремят трещотками, чтобы продемонстрировать своё недовольство упоминанием о нём (ср. Исход 17:14). В довершение всего евреи едят печенье под названием «Уши Амана» и поют пуримные песни, подобные этой, которую я перевёл с современного иврита:
Народ Израиля
возрадовался и возвеселился,
когда они вместе увидели
Мардохея в царственно-синем костюме.
Их спасение было от вечности.
И их надежда передаётся из поколения в поколение.
Благословен иудей Мардохей!
Благословен иудей Мардохей!
Чтобы лучше понять причину Пурима, необходимо знать историю и контекст событий, описанных в книге Есфирь. Действие происходит в конце VI века до нашей эры. В то время многие евреи были уведены в плен вавилонянами, которые затем были завоёваны персами. События книги Есфирь происходят в период широкомасштабного персидского господства.
История Пурима
Есфирь была взята к персидскому царю Артаксерксу, и её дядя Мардохей приказывает ей скрывать её еврейское происхождение (Есфирь 2:10, 20). Это примечательный поворот в книге, который служит интересным предзнаменованием для читателя. Артаксеркс влюбляется в Есфирь и женится на ней, не зная её национальности.
На этом этапе истории Аман Агагиянин занимает должность, равноценную премьер-министру Персии. После этого повышения царь приказывает всем кланяться Аману и чтить его. Мардохей не только отказывается поклониться, но и показывает, что он еврей (Есфирь 3:4), делая именно то, чего он повелел Есфири не делать.
У Амана появляется ненависть к народу Мардохея. Недостаточно было того, чтобы все остальные поклонились ему, и недостаточно было убить Мардохея. Аман решает убить весь еврейский народ из-за бунта одного Мардохея. Итак, Аман бросает жребий (пурим на иврите), чтобы определить ужасный день, в который еврейский народ будет предан смерти (Есфирь 3:6–7).
Услышав об этом плане геноцида, Мардохей встречается с Есфирью и убеждает её помочь своему народу (Есфирь 4:13–14). Есфирь приглашает царя Артаксеркса и Амана на пиры. Во время второго пира Есфирь рассказывает мужу, что она еврейка. В план Амана по убийству евреев входит и царица! Это ужасное откровение не только для царя, но и для Амана, который умоляет сохранить ему жизнь, но безуспешно. Его увели и повесили (Есфирь 7:7–10).
На этом этапе истории спасение еврейского народа ещё не завершено. Был необходим другой указ, чтобы противодействовать первому (Есфирь 8:10–14), который позволил бы евреям защищаться от любого, кто намеревался причинить им вред (Есфирь 9:6, 12, 16). Этим вторым указом удалось избежать уничтожения еврейского народа. Вот в чём ирония: спасение народа началось в тот самый день, на который Аман запланировал его уничтожение путём бросания жребия. Для еврейского народа это стало поводом для великого празднования, и они учредили новый праздник.
Божье молчание
Многие читающие Библию могут быть удивлены тем, что на протяжении всей этой истории Бог явно отсутствует. Его имя и титул ни разу не упоминаются в книге Есфирь. В то время, когда еврейский народ больше всего нуждался в Боге, Его, похоже, нигде не было. Сколько раз в жизни мы чувствовали себя нуждающимися, отчаявшимися или обездоленными, а Бога нигде не было?
Есфирь показывает нам, что, когда кажется, что Бог отсутствует, на самом деле Он тут и всё обращает в Свою славу, даже если Его имя не называется и не упоминается. Когда мы сомневаемся, есть ли Богу дело до какой-то ситуации, Он полностью вовлечён в неё, но не обязательно раскрывает подробности Своей работы.
Но почему? Почему имя Бога даже не упоминается?
Несмотря на то, что некоторые традиции могут предполагать благородность характеров Есфири и Мардохея, текст говорит о них иное. Несколько наблюдений помогают нам понять, почему в книге Есфирь не упоминается Бог:
- За исключением отказа Мардохея поклониться Аману, двух главных героев, похоже, не интересуют Божьи законы.
- Есфирь скрывает свою еврейскую принадлежность (недоговаривает, то есть лжёт), когда её приводят в царский двор, — именно так, как приказал ей сделать Мардохей. При царском дворе Есфирь вынуждена нарушать законы Торы о чистоте, о субботе и о еде.
- Только когда возникла серьёзная опасность и, возможно, угроза со стороны её дяди, Есфирь наконец раскрывает свою истинную личность.
- Есфирь выходит замуж за царя-язычника, который, по-видимому, не собирался следовать за Богом Израиля, а брак с язычником категорически запрещён в Библии.
Учитывая эти наблюдения, не похоже, что Есфирь или Мардохей были особенно заинтересованы в приглашении Бога в свою историю. Это подводит нас к другому вопросу: почему Бог спас еврейский народ, если Есфирь и Мардохей не просили Его стать частью их истории?
Вот хорошая новость. Бог спасает людей не потому, что они выдающиеся сами по себе. Бог спасает людей, потому что Он великолепный Бог, проявляющий необыкновенную любовь к людям, которые по природе отвергают Его (Римлянам 5:8).
Пурим и христиане
В Бытии Бог обещал Аврааму, что все народы земли будут благословлены через него (Бытие 22:18). Бог сдержал Своё обещание через сына Иакова Иуду. Царь Давид происходил из колена Иуды, а Мессия Иисус был потомком Давида (Матфея 1:3–6, 16). Иными словами, Иисус пришёл от евреев к евреям (Иоанна 1:11–14), и через евреев ко всем людям. Бог был твёрдо намерен выполнить Своё обетование благословить все народы через еврейский народ, благодаря Иисусу. Бог не допускает, не может допустить, чтобы Его Слово было нарушено, и Он готов действовать за кулисами — даже храня молчание — чтобы выполнить то, что Он обещал.
По этим причинам книга Есфирь является частью нашего наследия как христиан. Это часть большой истории искупления, которая показывает Божью любовь к человечеству в том, чтобы привести потомка из рода Авраама для спасения человечества.
Сохраняющая сила Бога не ограничивается одной группой людей. Как христианам Пурим напоминает нам о Божьем провидении и суверенной власти над всеми человеческими жизнями. Даже когда мы не желаем приглашать Бога в нашу историю, мы являемся бенефициарами Божьего провидения. И по мере того как Бог выстраивает все обстоятельства ради Своей славы, мы имеем благословенную возможность видеть, что Бог делает через людей — включая нас самих.
Автор — Доминик Эрнандес / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!