В библейском колледже, в котором я работаю, есть курс под названием «Подготовка к служению». Но мне становится всё труднее убеждать людей потратить время на подготовительную работу. Многие ученики ищут самый быстрый путь к служению, путь с наименьшим сопротивлением. Это вызывает у меня тревогу. Мы вынуждаем студентов сделать паузу и приготовиться, потому что именно так Бог работает со Своим народом на протяжении всего Писания.
От Ноя, строящего ковчег, до Моисея, идущего по пустыне, Бог часто побуждает Свой народ остановиться и подготовиться к тому, что грядёт. В этом заключается функция малоизвестного Праздника Труб.
Что такое Праздник Труб?
В двух коротких отрывках, спрятанных в Торе, Моисей призывает своих слушателей соблюдать то, что стало известно как Праздник Труб или Рош аШана (Левит 23:23-25; Числа 29:1-6). В первый день седьмого месяца народу Божьему было повелено отдыхать от работы и приносить жертвы Господу. Они должны были отмечать этот день трублением в трубы, откуда и название праздника.
Есть споры о том, был ли этот день празднованием Нового Года у израильтян, что было распространённым явлением на Ближнем Востоке. Это кажется маловероятным, учитывая, что это происходит в седьмом месяце. Однако этот праздник приходится на конец сбора урожая винограда и незадолго до ежегодных дождей. Праздник Труб можно рассматривать как начало сельскохозяйственного года.
Почему этот праздник важен?
Хотя этот праздник упоминается в Писании лишь вкратце, мы видим три его значения.
Во-первых, он отмечается в первый день седьмого месяца. Не все числа в Библии имеют значение, но число семь несёт в себе смысл совершенства и святости. Как седьмой день недели свят, так же и седьмой месяц отмечен как особенный — субботний месяц. Это утверждение основано не только на цифрах. В седьмом месяце есть три праздника: Праздник Труб, День Искупления и Праздник Кущей. Потому Праздник Труб — это возможность для народа подготовиться к самому святому месяцу в еврейском календаре.
Во-вторых, задумайтесь о значении трубы. Следует признать, что ни в одном из этих текстов нет еврейского слова «труба», а есть «звук трубы» в Левит 23:24 и Числа 29:1 (ивр. תְּרוּעָה/тэруа или труа — «крик, взрыв, сигнал, крик радости, восклицание, тревога» — прим. пер.). В других местах Ветхого Завета звук трубы связан с Божьей силой или Божьим присутствием. Часто он звучит как музыкальная молитва, выражающая признание или просьбу о Божественной помощи — молитву, на которую, как правило, есть ответ. В начале сельскохозяйственного года трубление в трубу — это молитва ожидания к Богу, знаменующая конец одного сезона и ожидание нового.
Наконец, трубный звук был призывом к народу, на который было необходимо откликнуться. Во время этого праздника люди отдыхали от работы и приносили жертвы. Этот торжественный отдых, отвлекающий от повседневных дел, был признанием упования на Бога. Трубы призывали людей приготовиться к тому, что произойдёт позже в этом месяце, когда первосвященник войдёт во Святое Святых. Отдыхая, они напоминали себе, что только верный Бог является их спасением.
Этот праздник готовил Израильтян к встрече с их Богом.
Приготовьтесь ко встрече со своим Богом
В этом смысле мы видим исполнение этого праздника в Иисусе. Это правда, что в Новом Завете нет ни цитат, ни ссылок, ни намёков на Левит 23:23-25 или Числа 29:1-6. Но в Иисусе мы встречаемся с Богом, и в то же время мы готовы встретиться с Богом.
Когда Иисус ходил по Ближнему Востоку, учил со властью, исцелял чудесным образом, заботился лично о людях и умирал, будучи невинным, мы встречаемся с Богом. Поскольку Писание описывает жизнь и служение Иисуса, мы встречаемся с Богом каждый раз, когда обращаемся к тексту. Но когда мы встречаемся с Богом во плоти честно, мы быстро понимаем, что мы не готовы встретиться с Богом. Это проблема, потому что грядёт трубный звук, который приведёт к тому, что мы окажемся лицом к лицу со своим Создателем (Иоиля 2:1; Софония 1:15-16; Матфея 24:31; 1 Фессалоникийцам 4:16; Откровение 8). Псалмопевец задаёт риторический вопрос: «Кто имеет право встретиться с Богом?» (Псалмы 14:1; 23:3). Как можем мы, недостойные люди, подготовиться к встрече с Ним?
Мы должны смотреть на Иисуса. В Нём мы видим Того, Кто положил Свою жизнь за Своих друзей (Иоанна 15:13). Мы видим того, Кто, хотя и был без греха, понёс наказание за грех (2 Коринфянам 5:21). Иисус стал проклятием за нас, чтобы приготовить нас ко встрече с Богом (Галатам 3:13-14), чтобы однажды представить нас непорочными Богу (Иуды 1:24-25), как невесту без пятна или порока (Ефесянам 5:27). В Иисусе мы слышим объявление об окончании одной эры на суде и начале новой эры в воскресении. В Иисусе мы с уверенностью ожидаем полноты грядущего века, века, ознаменованного звуком другой трубы.
К счастью, от нас больше не требуется соблюдение всех тонкостей ветхозаветных законов о праздниках. Их исполняет Иисус. Лишает ли это Праздник Труб ценности для сегодняшних христиан? Ни в коем случае. Этот древний израильский праздник продолжает призывает нас отвлечься от безумного мира, в котором мы живём, чтобы отдохнуть и сфокусировать свои мысли на нашем Спасителе. Он призывает нас задуматься о том, как Бог готовит нас ко встрече с Ним при последнем трубном звуке (1 Коринфянам 15:52).
Автор — Дэви Эллисон / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Спасибо переводчице за примечание. Увидев название на иврите, у меня возникла догадка (прошу прощения, если не прав — только в начале изучения иврита): труа — это просто без огласовки?