Рош ха-Шана означает «глава года», поэтому этот праздник называют ещё и еврейским Новым годом. Однако в Библии он известен как Праздник труб. В этой статье Лев Лей излагает необычный взгляд на значение и исполнение этого праздника. Мы надеемся, что вам будет интересна его интерпретация.
Праздник Труб, День Искупления и Праздник Кущей — три праздника, замыкающие список священных собраний, которые Господь повелел соблюдать еврейскому народу. Все они приходятся на седьмой месяц еврейского календаря — тишрей.
Праздник труб возвещал наступление седьмого месяца и начало Десяти дней трепета между Рош ха-Шана и Йом-Киппуром — периода, в который кающиеся смиряли себя, готовясь к великому Дню искупления.
Но помимо провозглашения начала седьмого месяца и периода Высоких праздников, Праздник труб имел и самостоятельное значение. Какое же?
Первоначальное значение Праздника труб
Божье установление отмечать этот праздник дано в Левит 23:23-25:
«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание. Никакой работы не работайте и приносите жертву Господу»
Ещё одно (и последнее) упоминание о нём в Торе (Пятикнижии) записано в Числах 29:1-6. Оба эти отрывка описывают, как необходимо отмечать этот день, но дают нам очень мало информации о первоначальном значении Праздника труб. Однако, исследуя 23 главу книги Левит, мы понимаем, что этот день должен был быть памятным, то есть звук трубы должен был о чём-то напоминать людям. Больше подсказок, к сожалению, нет. Слово «памятный» подразумевает, что событие, которое нужно вспоминать, произошло до появления данного постановления.
Чтобы пазл сложился, нужно спросить себя: какое чрезвычайно важное событие всенародного масштаба, связанное с трубным звуком, произошло в жизни Израиля? Какое духовное событие имело такое большое значение, что Бог велел людям вспоминать о нём каждый год? Я верю, что Библия указывает лишь на одно выдающееся событие, связанное с трубным звуком, которое нужно было увековечить:
«Во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору… На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» (Исход 19:13, 16-19).
В главах 19 и 20 Исхода мы читаем о явлении Бога на горе Синай и первом даровании Десяти Заповедей. В Исход 19:5 Бог призывает детей Израиля в завет — Завет Моисея. В зрелищном откровении Бог явил Своё присутствие на горе Синай в дыме и огне, когда пришёл заключить завет со Своим народом, сопровождаемый трубным звуком, от которого весь народ вострепетал. В тот день израильтяне пообещали сделать всё, что повелит Господь.
Это важнейшее событие должно было навсегда остаться в памяти народа Израиля. Каждый год во время Праздника труб звуки трубления напоминали Израилю, что они народ, находящийся в завете, нация, взявшая на себя ответственность быть народом Божьим. Тем самым Израиль также готовился ко Дню искупления, который наступал через восемь дней после Праздника труб и в который народ каялся и обретал искупление за всё, что совершил в нарушение священного завета.
Исполнение Праздника труб
Я верю, что истинным исполнением этого праздника является Новый Завет, который Иисус предлагает всем, кто готов принять:
«Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Луки 22:20).
Мы, принявшие Новый Завет, вспоминаем о нём каждый раз, когда причащаемся. Хлеб и чаша напоминают нам о важнейших событиях смерти и воскресения Господа. Они напоминают о нашей ответственности быть людьми Нового Завета. Мы каемся в своих грехах, из-за которых сами мы не в состоянии соответствовать всем требованиям этого высокого и святого призвания. И через веру в пролитую Иисусом кровь мы получаем полное и окончательное искупление грехов, которое обеспечивает Новый Завет.
автор – Лев Лей / cis.jewsforjesus.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Одной из задач Реформации, а если быть точным — продолжения Реформации, является, на мой взгляд, разработка библейского (т.е. основанного на Ветхом и Новом Заветах) учения об осенних праздниках. В протестантизме они не празднуются, т.к. «еврейские». У евреев празднуются, но так, что основываются на Танахе лишь частично. Не говоря уже о новозаветной перспективе. У мессианских евреев, т.к. учение не выработано — кто во что горазд. О чем свидетельствует и данная, в целом очень хорошая статья. Слабое ее место — окончание, которое задает не тот вектор. Осенние праздники еще не свершились, следовательно они должны направлять нас в будущее, а не в прошлое. Я думаю, новозаветная перспектива Йом Тэруа описывается в следующем отрывке:
«Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (1Фесс.4:16).
Но прежде, чем вырабатывать новое, надо очистить от старого небиблейского.