Шавуот в Новом Завете

Шавуот в Новом Завете

King Baudouin Foundation, photo: Philippe de Formanoir

Большинству христиан известны описанные Лукой события Пятидесятницы во второй главе Книги Деяний и их важность в установлении ранней Церкви. Однако и до сего дня не многие знают о еврейском контексте этого события. На иврите этот праздник называется Шавуот, что значит “недели”. Шавуот — это праздник урожая, в который отмечается окончание сбора урожая ячменя и первый урожай пшеницы (Исх. 34:22; Чис. 28:26; Втор. 16:10). Термин “Пятидесятница” — это греческое слово, указывающее на пятидесятый день отсчёта урожая после Песаха (Лев. 23:15-16). Это один из трёх паломнических праздников, в которые евреи совершали путешествие в Иерусалим (Исх. 23:16-17; 34:22-23; Втор. 16:10; 16:16).

Согласно еврейской традиции, Шавуот представляет собой ежегодное воспоминание о дне, в который Бог дал Тору народу Израиля на горе Синай (Исх. 19:1-6). Это значит, что в тот день, когда весь народ праздновал годовщину Божьего завета с Израилем, Бог исполнил Своё обетование послать Святого Духа. Параллель между дарованием Торы и Божьим даром Святого Духа усиливает значение сошествия обещанного Богом Духа на Пятидесятницу.

Описание Лукой этих событий во второй главе Книге Деяний в нескольких аспектах показывает близкую связь между дарованием Торы на Шавуот и дарованием Святого Духа на Пятидесятницу.

1. Лука упоминает языки “как бы огненные”, сходящие на учеников (Деян. 2:3). Подобным образом Бог явился Моисею на горе Синай в виде огня (Исх. 19:18-19).

2. Более поздняя еврейская традиция ассоциирует множество языков с событиями на Синае: Талмуд говорит, что каждое слово, исходящее из Божьих уст, “разделялось на семьдесят языков” (Трактат Шаббат 88б).

3. Лука описывает звук “как бы от несущегося сильного ветра” (Деян.2:2). Хотя история в книге Исход и не упоминает ветер, еврейский историк Иосиф Флавий пишет, что на третий день пребывания Израиля на Синае был сильный ветер, который перерос в мощную бурю (Иудейские Древности 3:80).

4. Результатом провозглашения Петром Евангелия стало появление трех тысяч новообращённых (Деян. 2:41). Упоминание Лукой трех тысяч человек является ссылкой на восстановление трех тысяч человек, которые погибли, когда народ восстал против Бога и поклонялся золотому тельцу у подножия горы Синай (Исх. 32:1-29). Наконец, празднование Шавуота было днём, когда Израиль приносил Богу первые плоды своего урожая ячменя (Числ. 28:26). Поскольку Шавуот — это праздник первых плодов Израиля, Лука использует эту связь, чтобы показать, как Святой Дух начинает Свою искупительную работу (Рим. 8:23).

Еврейская Библия указывает на будущие события, которые произойдут на Шавуот. Тора предсказывает время, когда Израиль не будет соблюдать Божьи заповеди — но это не конец истории. Бог также обещает вернуть Свой народ в их землю и обрезать их сердца (Втор. 30:1-6). Пророк Иеремия предсказывал и “новый завет” между Богом и Израилем, когда Бог напишет Свой завет на сердцах Своего народа, в отличие от завета, который Он написал на каменных скрижалях (Иер. 31:31-34). Надежда на восстановленные отношения с Богом является центральной в обетовании Иеремии об обновлённом завете с Израилем, потому что Бог простит Свой народ и преобразует их сердца (Иер. 31:33-34).

Лука указывает на исполнение этих обетований на Шавуот (Деян. 2:1-4, 17-21, 33, 37-39). Таким образом дар Святого Духа на Шавуот был свидетельством искупительной работы Мессии и подтверждением нового завета. Обитание Божьего Духа в Его народе показывает изменение отношений Бога с нами, когда Он с помощью Духа Святого преобразовывает сердца Своего народа.

Источник — chosenpeople.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!