Мы – евреи – счастливые люди: у нас сразу несколько новых годов каждый год!
Во-первых, Пасха – старый еврейский новый год.
Во-вторых, Рош аШана.
В-третьих, обычный Новый год, который отмечают 31 декабря и который особенно любят светские евреи во всем мире.
И, в-четвертых, старый Новый год, который празднуют только евреи, выросшие в СССР.
Не жизнь, а сплошной праздник, сплошной НОВЫЙ ГОД!
Ну шутки шутками, а поговорить я хочу только об одном из этих «новых годов» — о Рош аШана. Дословный перевод его – голова, или начало, года – открывает собой череду осенних праздников. По еврейской традиции годы принято считать от сотворении мира, поэтому сейчас наступает еврейский новый год 5773-й.
Этот праздник не был придуман народом или нашими мудрецами. Этот праздник – постановление Самого Бога. Изначально он носил название, которое лично мне нравится больше. Он назывался «праздник труб», или «дни трубного звука». Недаром один из элементов этого праздника – шофар (бараний рог), но об этом позже.
Рош ашана – праздник не просто моего народа, а один из праздников Господних. В Книге Левит сказано:
«…объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, и еще о празднике труб скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание [да будет у вас]; никакой работы не работайте и приносите жертву Господу» (Лев. 23:24-25)
Каждый верующий в Господа имеет возможность прикоснуться к тому, что даровал Бог Израилю, вне всякой зависимости от национальности.
Давайте не забывать, что праздники Господни даны ВСЕМ (через Израиль) и они БОЖЬИ.
Но почему «праздник труб» уже не называется «праздником труб»? Почему у всех на слуху название «Рош ашана»? Актуальность названия праздника труб была утеряна еще в Вавилонском плену 500 лет до н.э. Будучи в плену, евреи перенесли свой Новый год с месяца ниссан (обычно апрель по григорианскому календарю, т.е. с Пасхи) на месяц тишрей (обычно сентябрь по григорианскому календарю).
Праздник труб созывает народ на священное собрание, призывает к очищению души, и по традиции этот праздник называют «высокий праздник покаяния». В истории нашего народа сложилось так, что в эти дни мы особенно раскаиваемся перед Богом. Со временем были даже придуманы мидраши, которые говорят о том, что в эти дни Господь открывает Свои книги, и одна из них – Книга жизни, и что Господь вписывает туда судьбу и путь человека: смерть или жизнь, покой или скитания, бедность или богатство, благословения или проклятия… Еврейские мудрецы всегда учили, что Праздник труб (Рош ашана) – дни особенного общения между человеком и Богом.
В чем же суть праздника?
Главное – это подготовка и покаяние. Уже за месяц до Нового года многие евреи начинают говорить о важности покаянии и пересмотра своих жизненных мотивов и дел, трепетно готовясь таким образом к торжеству священного собрания. В канун Рош ашана мы, мессианские евреи, так же много времени уделяем очищению себя изнутри, переосмыслению и покаянию.
Сегодня, к сожалению, слово «покаяние» для многих неверующих и даже верующих утратило силу и смысл. Неверующие люди часто заявляют: «Это Бог пусть кается передо мной за Свои ошибки в моей жизни!» Верующие говорят: «Я уже прощен, зачем мне пересматривать и копаться в себе?» Но, лишний раз заглядывая в себя, смиренный человек скажет: «Господи, прости!»
Такая подготовка хороша и тем, что мы анализируем и очищаем свои души молитвой покаяния. Это особая молитва, призывающая усилить чувство покаяния. Она называется «слихот» и произносится в синагогах и во многих мессианских общинах в последнюю неделю перед праздником Рош ашана. Она основана на Книге Исход 34:6-7, где мы умоляем Бога Его же словами из Торы: «Ты человеколюбивый, прости…»
Религиозные евреи следуют множеству и других ритуалов и действий в эти дни: «ташлих» и «миква», т.е. выкидывания мусора из карманов и омовение. Как видите, это действия, которые опять таки напоминают нам об очищении и покаянии. Наивно, конечно, полагать, что ритуал сможет изменить греховную суть человека, но сами действия пробуждают мысль о том, что менять себя необходимо.
Еще один важный момент праздника труб – это непосредственно его труба, или «шофар», «бараний рог». Этот музыкальный инструмент имеет особое значение в жизни Израиля. Звуки шофара напоминают нам:
- о приближении дней трепета;
- о жертве за грех;
- о присутствии Божьем в нашей жизни;
- о Торе и Законе (10 заповедях);
- о покаянии (его надломленный звук говорит о сокрушении человека).
Прямое повеление трубить в шофар дано в Псалме 80 (ст. 4-5).
Но какой же праздник без радости? Праздник труб действительно напоминает нам о сокрушении и покаянии, но когда человек пройдет все эти высоки ноты подготовки, очищения, покаяния и переосмысления, его посещает радость чистая, святая, радость Бога! Ведь почему многим людям так тяжело радоваться настоящей чистой радостью? Да потому, что в их сердцах нет настоящего неподдельного очищения! Только пройдя эти моменты подготовки не религиозно, а искренне, с верой и чистым сердцем, к нам приходит радость присутствия Бога, радость Духа Святого.
«Слава и величие пред лицем Его, могущество и радость на месте [святом] Его» (1 Пар. 16:27)
Подготовка, покаяние, переосмысление – все эти моменты ведут нас к радости Божьей, а радость – это сила!
Желаю вам в этот Праздник труб 5773 года по еврейскому календарю настоящей подготовки, искреннего покаяния, переосмысления и радости Божьей!
Анатолий Эмма, cis.jewsforjesus.org
Последнее: 26.07. Спасибо!