Все мы склонны превращать спорное в догматическое. Будь то политика, варианты образования, или должны ли добрые христиане пить алкоголь или смотреть телевизор, читать Гарри Поттера или болеть за Нью-Ингленд Пэтриотс — у нас есть мнения и мы уверены в них. В этом заключается существенная часть нашего современного кризиса.
Нам следует лучше заниматься сосуществованием друг с другом, в смирении и научении. Для этого необходимо с большей готовностью признавать, что в большинстве разногласий мы вполне способны ошибаться. Под «ошибаться» я не имею в виду ошибаться абсолютно. Я имею в виду ошибаться в некотором смысле — во мнении, отношении, выборе слов, акценте, тоне, понимании соответствующей информации или времени. В каждый спор мы должны вступать с уверенностью, что нам есть чему поучиться, в чём-то признаться, узнать что-то лучше.
То, что я не всезнающий, должно быть чем-то большим, чем констатация очевидного; это должно быть сознательное, действующее убеждение, которое всегда смиряет меня. Постоянно практикуемое самосознание (что мы, возможно, частично ошибаемся) позволяет рассеять много потенциально воспламеняемых дискуссий. В конце концов, если мы допускаем свою ошибку, нам и не обязательно быть правыми. И если не нужно быть правыми, тогда не придётся и воевать.
Изучение Писания
Писание учит нас сомневаться в себе. «Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр» (Притч. 12:15). «Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него» (Притч. 26:12). «Не будьте мудрыми в собственных глазах» (Рим. 12:16).
Глупцы не сомневаются в себе, в то время как мудрые всегда учатся. Если я не согласен с вами, я должен предположить — не в вас, а в себе — присутствие невежества. Мудрость, «сходящая свыше», «беспристрастна» (Иак. 3:17). Это означает: если я мудр, меня можно убедить, меня можно научить, и мне нужно учиться, ведь я предполагаю, что, по крайней мере, отчасти в чём-то не прав.
Сражаться или учиться?
Сун-Чан Ра полагает, что любое разногласие может быть двух видов: либо как «битва сообщений», либо как «обучающая беседа». В битве сообщений я стремлюсь доказать свою точку зрения и убедить вас, что я прав. В обучающей беседе я предполагаю, что есть важные вещи, которые мне неизвестны. «В битве сообщений мы боремся за то, кто окажется правым», — пишет Ра, в то время как «обучающая беседа ценит обучение выше, чем набирание баллов и подтверждение своей правоты».
Подумайте, как это повлияет на тон, интенсивность и частоту наших конфликтов.
Но это будет нелегко. Смирение, необходимое для допущения своей неправоты, рискует столкнуться с двумя серьёзными препятствиями.
Изоляция и власть
Во-первых, смирение подрывает изоляция. Нам нужно выйти из изоляции и расширить круг общения — включая людей, которые во многих отношениях не похожи на нас — если мы хотим видеть свои ошибки, обострять нашу веру, проверять предположения, просвещать наши сердца и развивать отношения.
Власть — еще один барьер на пути к смирению. «Обучающие беседы» особенно трудны для людей, имеющих власть. Я хорошо это знаю, поскольку в каждом положении, которое занимаю, включая преимущество и/или авторитет (например, отец, муж, пастор, иногда и белый мужчина), я нередко считал себя правым, когда ошибался.
Мы все считали себя правыми, когда обладали властью или преимуществом. Это делают папы и мамы. Делают богатые. Делают боссы. Делают няньки. Это делают старшие братья и сёстры. Делают тренеры. Делают учителя воскресной школы. Нации делают это. Это делают культуры.
Такие преимущества власти должны быть нейтрализованы смирением, не подрывая предопределённых Богом руководящих ролей в семье, церкви и мире. Божий замысел состоит не в том, чтобы отвергнуть авторитет, а в том, чтобы смирить и освятить его.
Как Евангелие освобождает нас
В основе Евангелия лежит обещание, что, хотя грешники часто ошибаются, Бог обращается с нами так, как будто мы всегда были правы и никогда не поступали неправильно. Вменённая праведность Христа оправдывает нас перед Богом (Рим. 3:23-26; 5:18-21; Тит. 3:4-7) и делает так, что даже если мы в чём-то ошибаемся, нас не осудят (Рим. 5:1; 8:1, 31-34).
Эта хорошая новость создаёт пространство для бесстрашных бесед. Она освобождает от гордого убеждения, что мы обязаны быть правыми, и от парализующего страха перед ошибками. Она позволяет предположить, что нам есть чему поучиться и что сказать, и, если мы ошибаемся в процессе, что всё будет в порядке.
Вот изменение климата, в котором мы нуждаемся: вливание воздуха скромных отношений во все сферы жизни. Если бы каждый из нас, обеспеченный оправдывающей Божьей благодатью, осмелился предположить, что может заблуждаться, большая часть нынешнего злобного недовольства быстро и решительно прекратилась бы.
Автор — Тим Шори / thegospelcoalition.org
Перевод — Леонид Дементьев для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Амэн ?
Слава Господу Богу нашему Иисусу!
Во веки слава!
Подписываюсь под каждым словом.
Размышляя о внешних обстоятельствах и внутренних состояниях человека, в той или иной степени, по нашему мнению, приводящих, способствующих или не влияющих на условия для ошибки, я неоднократно приходила к мысли, что моя конкретная ошибка имеет место быть, в числе прочих, по одной неизменной и неизбежной причине — я несовершенна.
Как творение Божье в Его исполнении Своей части устройства моего организма, тела и всех процессов, необходимых для существования меня физически и интеллектуально, Господь Бог наш Творец неподражаем и совершенен. Но греховная плоть, оставаясь условием моего несовершенства, является и постоянным условием моей нужды в Господе Боге — Отце, Сыне и Духе Святом.
Слава Господу Богу за моё несовершенство!
Слава Господу Богу за Его милосердие, милость и благость ко мне.
Амэн ?