Когда (и как) избегать конфликтных людей

Когда (и как) избегать конфликтных людей

Мы живем в конфликтное время. Агрессивно настроенные средства массовой информации и многие политики, похоже, влияют и на христиан, подталкивая их к более резким отношениям в церкви. Нам легче «сообразоваться с веком сим», вместо того чтобы «преобразоваться обновлением ума нашего» (Рим. 12:2). В последние месяцы многие церкви страдают от жарких дебатов по поводу политики, масочного режима и других похожих тем.

Разумеется, проблема конфликтов не нова. Павел часто, завершая свои послания, предупреждает читателей о подобных духовных опасностях (2 Кор.13:2; Гал. 6:12-13; 2 Фес. 3:6-12; 1 Тим. 6:3-10). Наиболее прямо и конкретно Павел выражает свою мысль в заключительной части Послания к Римлянам:

«Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы. Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16:16-17).

Живите в мире, не ввязывайтесь в распри

Павел жаждет мира и любви, о чем свидетельствует его призыв к святому целованию (Рим.16:16). Он умоляет всех остерегаться раздоров, потому что знает, что они могут разорвать церковь на части. Он выделяет два источника раздоров: внутренние разногласия и ложные учения. И он обращается к верующим с двумя повелениями: выявлять их и уклоняться от них.

Очевидно, что горькие споры часто являются заранее обдуманными, независимо от того, что является причиной, личное раздражение или доктринальные разногласия. В стихе 16:17 Послания к Римлянам говорится, что разделения и соблазны создаются людьми, именно они возводят препятствия на пути продвижения принятого учения. Они ослабляют веру в то, что установлено, как истина, назначенными Богом посланниками.

Повеление «уклоняться от них» может вызвать удивление, но она необходима. Павел противостоял ереси всякий раз, когда это требовалось. Он делал это в своих посланиях (Гал. 1-2; 1 Кор. 6;15), и при личных встречах (Гал. 2:11). Он также учил руководителей, каким образом им исправлять ошибки. Мы должны пребывать в духе кротости, наблюдая при этом за собой, чтобы избежать искушения (Гал. 6:1), так как терпеливое наставление с большей степенью вероятности внушает покаяние (2 Тим. 2:24–25). Иисус настаивал на откровенных личных встречах, так как они с большей вероятностью приводят грешника к покаянию (Мат.18:15).

Большинство людей противятся исправлению. Однако Павел говорит, что правильный подход может привести к покаянию (2 Тим. 2:24-25). Точно так же в стихе 12:18 Послания к Римлянам говорится: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». С двойным уточнением Павел признает, что примирение не всегда возможно, и зависит это не только от вас. Некоторые люди не допускают исправления, и от таких людей следует уклоняться.

В стихе 3:10 Послания к Титу Павел далее развивает свои рассуждения: «Еретика после первого и второго вразумления, отвращайся». Он также призывает Тимофея избегать ссор (1 Тим. 6:20), но призыв «уклоняйтесь от них» звучит довольно твердо.

Почему? Это кажется непохожим на Павла — убеждать верующих отказаться от кого-то. Но он знает, что пришло время двигаться дальше. Иисус говорил апостолам, чтобы они стряхнули пыль со своих ног и шли дальше, если город не заинтересован в их проповеди, потому что жатвы много, если не в этом месте, то в другом (Мат. 10:9–38; Мат. 10:12–15). Подумайте также о подробном перечне пороков, изложенном Павлом в Послании к Тимофею, где основной проблемой является ложная любовь (2 Тим. 3:2-5). Здесь он критикует людей, которые любят только себя, деньги и удовольствия, но не Бога. Он пишет: «Уклоняйтесь от таких людей». Мужчины или женщины, преданные ложной любви, не захотят исправления, если только Дух Святой не вмешается.

Повеление «уклоняться от них» освобождает лидеров, членов семей, друзей и коллег от предполагаемой обязанности и необходимости оставаться в явно бесполезных отношениях. Это дает возможность мягким людям уходить от отношений с людьми, которые используют их и позволяют себе плохое поведение. Это позволяет руководителям избавляться от хронически недовольных людей и позволяет организациям прекращать миротворческую деятельность в отношении непримиримых клиентов.

Пасторы, бросайте вызов

То же самое касается пасторов и их наиболее разгневанных прихожан. У одного пастора большой церкви было два настойчивых критика. Он тратил на них время и эмоциональную энергию, но их враждебность не уменьшалась. Кончилось тем, что один из этих критиков, находясь в кабинете, как обычно критиковал пастора, в то время как церковная комиссия по персоналу находилась в соседнем помещении. Терпение пастора лопнуло, он встал и сказал: «Комиссия по надзору за моей работой находится в соседней комнате. Если я такой нехороший, как вы говорите, то члены комиссии должны узнать об этом прямо сейчас и начать процесс, который закончится отстранением меня от должности. Давайте пройдем к ним».

Критик побледнел, а пастор сказал: «Если вы не готовы взять ответственность за ваши обвинения, то и я не могу относиться к ним серьезно». После этого он отказался от дальнейших встреч с этим человеком.

Позже он применил такой же подход ко второму критику: «Если то, что вы говорите, является правдой, то руководству церкви следует назначить мне дисциплинарное наказание. Давайте позвоним прямо сейчас председателю комиссии». Когда критиковавшая его женщина отклонила это предложение, пастор отказался встречаться с ней снова.

В данном случае пастор следовал Римлянам 16:17 и Титу 3:10, и это принесло ему некоторое облегчение. Тот же принцип применим в отношениях со спорщиками, обвинителями и язвительными оппонентами. Это как раз тот случай, когда можно сказать: «Я пытался принести мир, но потерпел неудачу. Теперь я буду прислушиваться к Павлу и избегать их».

Никогда не занимайте такую позицию скоропалительно и никогда не принимайте ее без великого сожаления о неудачных попытках примирения. Всегда стремитесь к восстановлению отношений и к примирительным целованиям. Но в этом беспокойном мире Господь дает нам возможность принять и меньший мир, позволяющий нам двигаться дальше, осознавая, что мы пытались сделать все возможное для примирения.

Автор — Дэн Дориани / thegospelcoalition.org
Перевод — Владимир Журавлев для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!