Неужели Gillette упустил волосок?
Американская психологическая ассоциация (АПА) недавно поделилась своими мыслями о традиционной маскулинности (мужественности), утверждая, что это, в основном, полубредовая социальная конструкция. Недавно Gillette добавил свои пять копеек к теме «токсичной» маскулинности в рекламном ролике, быстро ставшем вирусным. Итак, главный посыл таков: мужчины должны призывать других мужчин к ответственности «в большом и малом», особенно в вопросах сексуальных домогательств и издевательств. Это важно, — и не только потому, что это стимулирует продажи продукции Gillette, — но потому что мальчики, которые видят всё это сегодня, завтра станут мужчинами.
Однако, последовала обратная реакция. Реклама получила почти полмиллиона лайков, и в два раза больше дизлайков. Многие осуждают формулировку, говорящую, что мужчины сегодня — эдакие сексуальные домогатели, сидящие за барбекю и позволяющие детям избивать друг друга, бормоча между пивом, что «парни всегда будут парнями». Некоторые говорят, что в рекламе высказывается мнение, что все мужчины — насильники и хулиганы.
Другие восприняли эту рекламу как очередной призыв быть менее грубыми, более одомашненными, уступающими феминизму нашего времени. Еще одна попытка изобразить нас неуравновешенными личностями, и убрать подальше любые колюще-режущие предметы. Добродетель равноценности мужчины и женщины переросла в порок, представляющий мужчин и женщин одинаковыми.
Но многие приняли месседж в этом рекламном ролике, потому что он выявляет мужские черты характера, существующие в нашем обществе — черты грубых мужчин, использующих свою силу и власть для нечистых целей. И идет ли речь о непозволительном прикосновении к женщине или угнетении кого-то более слабого, Божьи мужчины — как и сам Бог — будут противостоять подобной жестокости и насилию.
Строго говоря, месседж, стремящийся защитить женщин и детей, заслуживает нашего сердечного аминь, независимо от того, какой Валаам его провозглашает. Мы также твердо и недвусмысленно выступаем против такого явления, как брутальность. Но на сегодня это единственная крайность, против которой выгодно выступать публично. Другое же искажение незаметно, не привлекая излишнего внимания, проскользнуло в нашу жизнь.
Когда мужчины носили брюки
Этот менее популярный штамм токсичной маскулинности был задокументирован десять лет назад Dockers (бренд одежды цвета хаки и других аксессуаров от Levi Strauss & Co – прим. пер.) в кампании Man-ifesto. Рекламный ролик, который стоит процитировать полностью, гласит следующее:
«Когда-то мужчины носили брюки, и носили их заслуженно. Женщинам редко приходилось открывать двери, и старушки никогда не переходили улицу в одиночку. Мужчины брали на себя ответственность — это именно то, к чему они призваны. Но где-то по пути мир решил, что ему больше не нужны мужчины. Шаг за шагом, дискотека за дискотекой, одно обезжиренное латте за другим, — и у мужчин отняли одежду цвета хаки и оставили их на дороге где-то между детством и андрогинией».
И мысль продолжается:
«Но сегодня есть вопросы, на которые у нашего бесполого общества нет ответов. Мир бездействует, города рушатся, дети плохо себя ведут, а старушки остаются на одной стороне улицы. Впервые с тех времен, как пропали плохие парни, нам нужны герои. Нам нужны взрослые. Нам нужно, чтобы мужчины отложили пластиковые вилки, отошли от салат-баров и сняли мир с дорожки самоуспокоения. Пришло время запачкать руки. Пришло время ответить на призыв мужественности. Пришло время носить штаны».
Эта компания по продаже брюк справедливо отмечает, что города рушатся без мужчин, которые вели бы себя как мужчины. Нам нужны герои, которые не бьют тех, кого поклялись защищать, и герои, готовые снять свои пижамы с принтами супермена, отложить свои молочные коктейли и вести себя как Кларк Кент — сделать именно то, чему всячески противится наше современное бесполое общество.
Слишком часто мы незаметно переходим от осуждения шовинизма и харрасмента к созданию общества пластиковых вилок, обезжиренных латте и мужчин, которые не против ходить в церковь, потому что там есть бесплатные детские комнаты. Когда наши дети смотрят на мужчин сегодня — в телевизионных шоу, дома и в классе — что они видят? Что это за мужественность завтрашнего дня, которой мы все обеспокоены?
Ухоженная мужественность
Только вернувшись из поездки в «величайшее место на земле», мы с женой были шокированы тем, сколько мужчин откровенно вели себя как женщины. Сюсюканье, изящные жесты, мягкие манеры и эксцентричные шутки были повсюду, бросаясь в глаза — в парке, полном детей. Без малейшей попытки скрывать это. Никакого стыда. Без извинений. Такому извращению мужественности даже и рекламы больше не нужно.
Вместо этого наше общество прославляет то, что Павел называет буквально «изнеженными или мягкими мужчинами» (греч. «malakoi») — люди, которые никогда не войдут в Царство Божие (1 Коринфянам 6:9). И причина неудобства в этой версии мужественности, «которая-не-войдет-в-Царство» — это как раз то, что АПА считает пагубным в традиционной маскулинности. Но сколь бы АПА и ЛГБТ на протестовали против таких высказываний, считая их ненавистническими, женоподобные мужчины не войдут в Царство Божие, и нежелание говорить об этом будет проявлением нелюбви.
В то время, как мужчины, которые жестоко обращаются с другими и манипулируют, представляют одну форму извращения (и некоторые компании сейчас вкладываются в их поддержку), мужчины, сидящие в пассивности и самодовольстве, духовно и эмоционально хилые, представляют другую. Так же поступают и мужчины, которые восстают против своего пола, ведя себя как женщины. И слишком многие школьные классы с радостью принимают это извращение; они действуют как соучастники, внося путаницу и сбивая с толку сегодня мальчиков (и девочек). Павел повелевает всем людям: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Коринфянам 16:13) и дарит им надежду Евангелия, — надежду на то, что они тоже могут быть омыты, освящены и оправданы «именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Коринфянам 6:11).
Дэвид Мэтис справедливо отмечает, что самые сильные мужчины — кроткие. Но не думайте, что благочестивые мужчины мягкие, хрупкие, слабые или женоподобные. Они не падают в обморок в день невзгод. Они каждый день одеваются и выходят на войну против сил зла. Они жертвенные инициаторы, а не слабаки, откладывающие важные решения и прогибающиеся под чужие мнения. Мужчины, которые атакуют вражеские врата, наступая с фронта и отказываясь укрываться за своими женами и детьми. Они ведут за собой. Они защищают. Они проявляют инициативу. Они любят. Они жертвуют. Они трудятся. Они поклоняются. Они — мужчины.
Когда мужчины убивали драконов
Благочестивые мужчины не суровы и не женственны. У них есть меч, но используют они его против дракона, а не принцессы в замке. Они безопасны для тех, кого Бог призывает их защищать, но опасны для плоти и царства тьмы. Им нужно нечто большее, нежели просто сдерживать себя; они живут во славу Божью. Они садятся на коня, препоясывают чресла «ради истины и кротости и правды» (Псалом 44:5). И их Генерал вместо того, чтобы вручать им пластиковые вилки, «научает руки брани и мышцы напрягает, как медный лук» (2 Царств 22:35).
Они как Моисей, а не фараон. Они не распоряжаются своей властью в надежде на трусливое самосохранение. Они бросают вызов империи вместе с Господином всех империй, призывая тиранов прислушаться к Богу небес и земли. Они напористые и, вместе с тем, кротчайшие мужчины на планете. Они принимают непопулярные решения, регулярно встречаются со своим Богом и постоянно утверждают: «Так говорит Господь».
Они как Давид, а не Саул. Они не прячутся, когда долг зовёт. Они с радостью вступают в битву, когда другие не идут, делая смелый шаг ради славы своего Бога. Они убивают десятки тысяч грехов и сражаются с более страшным врагом, чем Голиаф. Они одеты в доспехи, слишком большие для них: во всеоружие Божье (Ефесянам 6:13). Они прошли много битв, знают много приёмов ведения войны, и все же могут засвидетельствовать, что великими их делает Божья кротость (2 Царств 22:36). Будучи испытанными в бою, они, тем не менее, не гнушаются таких вещей, как поэзия. И если они когда-нибудь уклонятся от своих обязанностей и поступят нечестиво, они покаются перед Богом, веря, что Его милость и непоколебимая любовь способна восстановить их.
Лучшее, что может получить мужчина
Такие мужчины подобны Иисусу, а не мягким заменителям этого мира. Улыбающийся, с распущенными волосами, ухоженный Иисус – это идол. Библейский Иисус — это Царь царей и Господь господствующих, который вернется с мечом в устах и небесной армией, следующей за Ним. Он в высшей степени святой муж войны, великий искупитель, друг грешников, который призывает всех к покаянию, вере и послушанию. Ему отмщение; Он воздаст.
И все же, Он также призывает детей к себе. Он омывает ноги ученикам. Он говорит слова утешения угнетенным, отстаивает дело вдовы и призывает сокрушенного. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит. Сильный, но нежный.
Сатана ненавидит такую библейскую мужественность. Он оказывает давление на мужчин, как никогда раньше, заставляя их оправдываться и извиняться за то, что они такие, какими Бог их создал. Дьявол подбрасывает им андрогинность, изнеженность, пассивность и порнографию. Он называет это социальной конструкцией и подсылает Далилу феминизма, чтобы лишить его страсти, амбиций и силы, — она смеется над переживанием мужчин, смотрящих «Храброе сердце». Хотя он ненавидит то, что Бог сотворил их, мужчину и женщину (Бытие 1:27), мы можем явить миру лучшее, что может получить мужчина: мягкость и силу, святое сострадание и святую агрессию. Одним словом, Христа.
Автор — Грег Морзе / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!