Пророк Илия, Ангел Господень и «дыхание тонкой тишины»

Пророк Илия, Ангел Господень и «дыхание тонкой тишины»

В 18-й главе 3-й книги Царств мы читаем невероятную историю проявления Божьего могущества на горе Кармил через пророка Илию. Здесь стоит обратить внимание на молитву самого Илии:

«Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]» (3 Цар. 18:37).

Это замечательная иллюстрация того, как Бог любит Свой народ, и как Он отвращает их от их грехов. Всевышний сам создал эту ситуацию с Илией и чудом на горе Кармил не для того, чтобы показать Свою мощь, своё величие, но для того, чтобы обратить сердца Своих детей к Себе. Когда я первый раз понял, что это акт Божьей милости, акт Божьей любви к Его детям, меня это сильно потрясло.

И вот, после этой невероятной истории, мы читаем в 19-й главе:

«И послала Иезавель посланца к Илии сказать: [если ты Илия, а я Иезавель, то] пусть то и то сделают мне боги, и ещё больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них. Увидев это, он встал и пошёл, чтобы спасти жизнь свою, и пришёл в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там» (3 Цар. 19:2-3).

Есть мнение, что она послала беса, потому что Илия после всего, что произошло, был в большом почёте и у царя, и у народа (ведь весь Израиль покаялся!), и вряд ли бы кто-то осмелился от имени Иезавели прийти и так красочно рассказать Илии то, что с ним может быть, чтобы он аж, как написано, «увидел это»:

«Увидев это, он встал и пошёл, чтобы спасти жизнь свою, и пришёл в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там» (3 Цар. 19:3).

Господь служит нам

Итак, Илия убоялся и убежал на юг в Иудею. И можно подумать: «Эх, Илия! Человечище! Как ты мог после всего, что Господь сделал через тебя, как ты мог, неблагодарный! Бог тебя удостоил такой чести, проявив через тебя Свою силу, Свою славу, а ты после этого... Эх, Илия!» Но если к нам приходят такие мысли, стоит заставить себя увидеть служение Всевышнего Илии:

«И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печёная лепёшка и кувшин воды...» (3 Цар. 19:6)

Это похоже на тот случай, когда Илия изрёк Ахаву слово Божье о том, что не будет дождя, и укрылся, и вороны ему приносили кушать. Но тут сам Ангел ему принёс кушать!

«И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь [и пей], ибо дальняя дорога пред тобою» (3 Цар. 19:7)

Ангел Господень! Мы знаем, что иногда, когда пишется Ангел с большой буквы, говорится о присутствии самого Господа Иешуа. Но, в любом случае, мы не можем оспорить тот факт, что Господь ему служил. И у некоторых религиозных людей может возникнуть вопрос: «Как Бог мог служить этому трусишке?» Но Господь ему служит. И Господь его зовёт на гору Хорив (а это гора Синай) — на ту самую гору, где Господь заключил завет со Своим народом, где Он являлся Моисею, где Он являлся всему народу. Господь призывает его в Своё присутствие.

«И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия?» (3 Цар. 19:9)

Возможно, когда мы читаем это место первый раз, нам кажется, что Бог его упрекает. Но я так не думаю. Господь ему служил, Господь его привёл к Себе. И на мой взгляд, это как призыв любви: «Илия, что ты здесь? Что ты здесь делаешь? Что с тобой? Что случилось, сын Мой? Что у тебя сломалось внутри? Что тебя тревожит? Чем ты озабочен?»

Иногда мы после таких периодов, когда Бог нас сильно использует, после чудесных потрясений в нашей жизни, после совершения через нас излияния силы Духа Святого, мы хотим расслабиться, позволяем себе. Но надо понимать, что в этом состоянии мы подвержены атакам врага. Особенно после того, как мы были участниками больших Божьих побед. Позволяя себе расслабиться, мы переживаем атаки врага. И нам кажется, что Бог отступил, и что смерть уже дышит нам в затылок. Но Бог от нас не отворачивается. И когда мы осознаём свою слабость, Он продолжает нам служить. Даже когда мы не сильно осознаём свою нужду в Нём, Он сам служит нам.

Господь призывает нас успокоиться в Нём

Бог призывает Илию на Свою гору, в Своё присутствие, в Свою святость, в Свою близость. И там, в этом святом присутствии Илия изливает ему свою душу, жалуясь на то, что он остался один. И что же отвечает Господь?

«И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдёт, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]» (3 Цар. 11-12).

Исходя из своего личного духовного опыта, я думаю, что Илия после того чуда на горе Кармил, после этого яркого проявления Божьего могущества, Божьей силы, возможно, ожидал и впредь сильного Божьего проявления. И он ожидал этого, когда к нему поступила угроза от гонца Иезавели. И Господь ему показывает, что хотя Он и управляет стихиями, но Он не в стихиях, Он в веянии тихого ветра, как написано в синодальном переводе, или более точный перевод: «в дыхании тонкой тишины».

Что надо было сделать Илии в тот момент, когда он подвергся этому демоническому влиянию? Судя по тому, как к нему обращается Господь, ему надо было успокоиться и возложить своё упование на Бога. Возможно, Илия думал, что когда пришла эта атака, Бог должен был прийти и дать этому бесу по голове, но Бог показывает ему, что ему надо было успокоиться и продолжать уповать на Всевышнего.

Сколько раз у нас в жизни бывает так, что нам кажется, будто эти горы проблем, трудностей, испытаний больше, чем величие и присутствие Господа в нашей жизни! Я неоднократно переживал и переживаю подобные ситуации. И что я могу делать в таких ситуациях? Куда-то бежать, что-то решать или убегать от этой проблемы, но это не изменит ситуацию. Лучше для меня — успокоиться и пережить реальное присутствие Бога, пережить это «дыхание тонкой тишины». И речь не о какой-то медитации. Я исповедую силу Божью, я читаю Псалмы, молюсь, провозглашаю какие-то места Писания в свою жизнь до той поры, пока я не услышу это дыхание тонкой тишины, пока я не переживу обновление в наполнении Духом Святым, пока я не получу внутреннее подтверждение, что Господь здесь, рядом со мной. В Псалмах сказано:

«Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс. 36:4).

Как это, «утешайся Господом»? Это значит переживай дыхание тонкой тишины, переживай это веяние тихого ветра, когда ты уверен, что Господь к тебе пришёл в Своей милости, в Своей любви, в Своём снисхождении, и Он с тобой, и Он поддерживает тебя. Тогда все эти демонические влияния, все эти атаки и страхи просто растают как туман. Ведь что по сути Иезавель сказала через этого демона? «Я сделаю тебе завтра то-то и то-то». Она не могла реально что-то сделать Илии, но она послала эту угрозу. И эта угроза настолько заполонила ум и сердце Илии, что он в панике начал бежать куда-то и скрываться.

Господь использует нас в любом состоянии

Что же делает Илия, услышав то, что сказал ему Господь о дыхании тонкой тишины?

«Услышав сие, Илия закрыл лице своё милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия?» (3 Цар. 19:13)

И это снова звучит как призыв любви: «Илия, ты понимаешь, что Я здесь, что Моё могущество здесь, что Моя любовь здесь, Моя милость здесь, Моё присутствие здесь?» Но мы видим ответ Илии:

«Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять её» (3 Цар. 19:14).

Несмотря на то, что Господь прошёл возле Илии, он всё равно ещё был в таком разбитом состоянии. И что же Бог дальше ему говорит?

«И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придёшь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя» (3 Цар. 19:15-16).

Мы не видим, чтобы Илия полностью исцелился, чтобы он внутренне восстановился, как принято сейчас говорить, чтобы он пришёл в нормальное состояние. Но Господь продолжает использовать его ради Своих планов, ради Своих целей, ради Своей славы, — его, такого разбитого, потрясённого, говоря ему: «Илия, успокойся, доверься, продолжай уповать на Меня». И Господь не только продолжает служить Илии, но и посылает Илию по вопросам Своего служения!

Друзья, это хорошая история в назидание и пример для нас, что даже если мы, пережив подобную ситуацию, как Илия, не восстановились полностью, не пережили то, что должны были бы пережить в идеале, это не повод оставлять исполнение вверенных нам Божьих планов, Божьих задач, исполнение Его воли. Если мы разбиты, если мы сокрушены, если мы терпим какое-то поражение, нам надо успокоиться, нам надо так взмолиться, чтобы мы пережили присутствие Бога. Но мы не должны допускать даже мысли о том, чтобы перестать служить Богу, пойти укрыться где-то и искать себе смерти.

Автор — Руслан Романюк, раввин Винницкой еврейской мессианской общины / ШомерТВ

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!